Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"
материал (старшая,подготовительная группа) на тему
Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
муниципального образования город Ноябрьск
На народном фольклоре.
подготовила
музыкальный руководитель:
Мизина. В. Н.
Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой музыкальный слух и музыкальная память, интонационная невыразительность,- вот что необходимо преодолеть педагогу, приступившему к работе с детьми логопедической группы. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плахой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса ,что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В своей работе я использую различные методы, приёмы, способы формирования вокально- хоровых навыков у детей. На мой взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают упражнения, в основе которых лежит фонопедический метод.
. Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. Я предлагаю использовать следующие упражнения:
1. Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё
более далеко стоящей поверхности.
2. покусывание языка боковыми зубами.
3. покусывание внутренних поверхностей щёк.
4. круговые движения языком между зубами.
5. цоканье и пощёлкивание языком.
Доречевая подготовка аппарата в виде упражнений-игр:
Педагог: Рано утром на рассвете …
Дети: Шу-шу-шу, шу- шу-шу! (произносят сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочерёдно у правого и левого уха)
Педагог: То ли аист то ли ветер….
Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена)
Педагог: Новость свежую принёс!
Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо)
Педагог: И сейчас же слухи, слухи…
Дети: З-з-з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, .уголки рта сильно растянуты)
Педагог: Зазвенели словно мухи…
Дети: З-з-з !
Педагог: Пробежал по лесу гул…
Дети: Гу-гу-гу (слог произносят на сильном коротком выдохе)
Педагог: Тут спросонок лес вдохнул…
Дети: Уф! Уф! ( сильный короткий выдох)
Педагог: И посыпалась роса…
Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре ,на улыбке)
Педагог: Зазвучали голоса…
Дети: А-а-а! (поют звук на длинном выдохе)
После того как дети сделали артикуляционную гимнастику, а так же подготовили свой голосовой аппарат к пению, очень важно обратить внимание на осанку при пении. Я рекомендую исполнить песню Л. Абелян. «Петь приятно и удобно».
В пении особенное внимание нужно уделять дыханию. Особенно это касается певческому дыханию смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное – поверхностное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное - поверхностное дыхание. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, я использую следующие приёмы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), пёрышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток). Которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.
Работу над звукообразованием я стараюсь начинать с распевов, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Так же при обучении пения является эталон певческого звука Поэтому желательно использовать песни, игры , построенные по принципу «эха»,в которых, у детей с одной стороны есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой – увеличиваеся возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.
По этому же ринципу я и веду разучивание песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, я с мячом в центре круга. Я пропеваю фразу и бросаю мяч одному из детей Ребёнок, получивший мяч, повторяет фразу пропетую мной и возвращает обратно мяч. А вот ещё один пример игра «Продолжи песню». Я начинаю петь песню, пою одну фразу и отдаю мяч следующему ребёнку. Он пропевает самостоятельно следующую фразу и отдаёт мяч следующему. Мяч должен передаваться на последующий ударный слог пропеваемой фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание.
Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией В этом случае я добиваюсь утрированного произношения гласных «о», «а».»я»,заставляя детей как можно шире открывать рот, раскрепощая при этом нижнюю челюсть. Это и помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.
Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех будет обеспечен в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни я начинаю в медленном темпе, но со строгим соблюдением указанного автором ритма. Это для наших детей порой представляет сложность, поэтому я предлагаю использовать движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо-влево),
похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладошки во время пауз.
На мой взгляд такая кропотливая работа обязательно будет способствовать коррекции речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...
Логоритмика, как средство коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
логоритмика в работе с детьми на музыкальных занятиях...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Сегодня мне хочется рассказать о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются результативными и эффективными средствами коррекции и по...