" Музыкальные занятия и роль воспитателя"
статья по теме

Алтунова Лилия Фануровна

"Музыкальные занятия и роль воспитателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_zanyatiya_i_rol_vospitatelya.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бавлинский муниципальный район

МДОУ « Детский сад  № 4  комбинированного вида»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Музыкальный руководитель

                                                      Алтунова Л. Ф.

Бавлы, 2011

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ.

 Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

         На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2.     Слушание музыки

3.     Пение и песенное творчество -

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5.     Танец

6.     Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом

2.     Воспитатель перебивает исполнение

3.     Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

1.     Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.     При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3.     Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4.     Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5.     Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

6.     Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7.     Знает  приемы кукловождения

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1.     Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

1       Знакомство с задачами предстоящих занятий

2       Усвоение репертуара (проверяется, как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

3        Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

4        Продумывание внесения музыки в быт

5        Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях

2.     Групповые консультации:

  1. Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  2. Составление сцен праздника
  3. Обдумывание сюрпризных моментов
  4. Обсуждение различных вопросов
  5. Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  6. Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  7. Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  8. Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  9. Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
  10. Обучение приемам кукловождения



 

Комментарии

Андреева Ольга Владимировна

Очень точная и правильная статья. Я полностью с вами согласна. Действительно, если воспитатель безразличен к музыкальному занятию и пассивен на нем, то и дети так же относятся к занятию.
Шекера Лариса Владимировна

Уважаемая коллега, вы совершено верно озвучили все обязанности воспитателя на музыкальном занятии, только в жизни таких воспитателей становиться всё меньше и меньше, молодые сейчас уже не хотят работать с полной отдачей. У меня лично такие воспитатели только стажисты, а молодёжь уже не сильно прислушивается!
Леонтьева Елена Анатольевна

С интересом прочитала статью и порадовалась, что ни одна я пытаюсь обратить внимание воспитателей на музыкальные занятия. Правда, я выбрала другой способ, изменить хоть что-то в этом вечном недопонимании: "музыкальный руководитель - воспитатель". Я разработала памятку для воспитателей, где подробно, по пунктам написала, что должен делать воспитатель на музыкальных занятиях и как взаимодействовать с музыкальным руководителем. Принесла на утверждение методисту, поставила печать у заведующей ГБДОУ, размножила по количеству групп, и памятки были положены каждому воспитателю на сто, "под стекло". ПОМОГЛО! И более того. Вы знаете, какая текучесть кадров среди воспитателей. Как только новый воспитатель, я тут как тут, с приветливой улыбкой напоминаю, что бы не забыл почитать памятку. И не надо много раз повторяться и каждому разъяснять.
Леонтьева Елена Анатольевна

С интересом прочитала статью и порадовалась, что ни одна я пытаюсь обратить внимание воспитателей на музыкальные занятия. Правда, я выбрала другой способ, изменить хоть что-то в этом вечном недопонимании: "музыкальный руководитель - воспитатель". Я разработала памятку для воспитателей, где подробно, по пунктам написала, что должен делать воспитатель на музыкальных занятиях и как взаимодействовать с музыкальным руководителем. Принесла на утверждение методисту, поставила печать у заведующей ГБДОУ, размножила по количеству групп, и памятки были положены каждому воспитателю на сто, "под стекло". ПОМОГЛО! И более того. Вы знаете, какая текучесть кадров среди воспитателей. Как только новый воспитатель, я тут как тут, с приветливой улыбкой напоминаю, что бы не забыл почитать памятку. И не надо много раз повторяться и каждому разъяснять.

Шайдурова Ольга Ивановна

Спасибо за статью, очень своевременно. Уже применила на практике. провела консультацию на пед. совете.
Преблоцкая Надежда Степановна

Хочется выразить благодарность за статью. Обязательно использую в своей работе. Хотя у нас в основном работают воспитатели-стажисты, но со временем их роль на музыкальном занятии начинает сводиться к минимуму(привести и забрать детей с занятия). А такие статьи необходимы, чтобы изредка встряхнуть "старую гвардию". Спасибо за статью!
АнтоноваТамара Сергеевна

Несколько лет я преподавала в пед.колледже именно для воспитателей"Методику муз.развития детей",где и освещала вопросы сотрудничества муз.рук.и воспитателя.Многие из них были удивлены,что так должна строится работа воспитателя в муз.воспитании.У меня в саду такой проблемы нет и скажу вам честно добилась я этого,как пряником ,так и....., А что делать? Иногда надо быть и жесткой.

Расскажу о своем опыте. Я пришла в профессию из музыкальной школы, естественно правил взаимодействия с воспитателями мне никто не рассказывал. Но за годы работы я выработала свои правила, они работают!
1. Уважение к труду воспитателя.
2. Благодарность музыкального руководителя за совместный труд.
3. Моя заинтересованность, эмоциональность в общении с детьми и взрослыми.
4. Тщательная подготовка, продуманность всех действий.
5. Требовательность к себе и к воспитателю.
Можно было бы пошире раскрыть каждый пункт, но знающие люди и так поймут.

Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

Это просто идеал,просто замечательно! Было бы так в жизни!

Алтунова Лилия Фануровна

Спасибо всем за отзывы о статье, эта статья написана конечно не мной , я взяла ее из просторов интернета.Даже моя заведующая попросила дать почитать эту статью. Сказала ,что она очень правильно написана. Так, что, большое спасибо автору статьи.