Создание детско-взрослой общности как условие реализации педагогического проекта
статья по теме

Корсакова Елена Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_detsko.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Создание детско-взрослой общности

как условие реализации педагогического проекта

/ Корсакова Е. Н., старший воспитатель ГОУ ЦО № 1631 САО г. Москва/,

сборник статей ЮЗОУО ДО г. Москвы «Проблемы развития семейного профессионально-семейного проектирования в образовании». М, 2009

Наш педагогический коллектив стремится сделать жизнь воспи танников интересной и содержательной, наполненной яркими впе чатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы делаем все возможное, чтобы ребенок учился быть творцом замысла своей деятельности, организатором реализации этого замысла, верил в свои силы и мог добиваться задуманного, т.е. чтобы развивалась его субъектность.

Хорошо понимая при этом, что субъектом деятельности и раз вития ребенка дошкольного возраста является еще не он сам, а детско-взрослая событийная общность, большую часть работы по реализации задуманного нами проекта в нынешнем учебном году мы посвятили созданию и развитию такой общности. Идея педагогиче ского проекта «Я создаю мир», объединившего сотрудников нашего детского сада (принимающих участие в работе экспериментальной площадки) и родителей воспитанников, родилась еще в 2007 — 2008 учебном году в ходе реализации проекта «Развитие творческого по тенциала детей старшего дошкольного возраста посредством вос питания интереса к художественной литературе». Изучение научно-методической литературы, обсуждение проблем педагогического проектирования на семинарах, организованных в рамках ГЭП (руко водитель — Кларина Л.М., канд. пед. наук, вед. н. сотрудник ИПППД РАО и НИИИСРООДО г. Москвы), на методических объединениях со трудников нашего ДОУ помогло нам освоить принципы совместной проектной деятельности детей и взрослых, убедиться в необходимо сти создания детско-взрослой общности (в которую входят дети, их родители, сотрудники детского сада).

Создание и развитие детско-взрослой общности в нашем дет ском саду проходило в несколько этапов.

В первую очередь, нам надо было заручиться поддержкой роди телей наших воспитанников, без которой не возможно полноценно реализовать педагогический проект ... с которыми коллектив педагогов детского сада сотрудничает постоянно. В частности, мы реши ли выяснить, на чью помощь мы можем рассчитывать при реализа ции задуманного педпроекта. Для этого были разработаны анкеты для родителей и проведено анкетирование, с помощью которого мы определили уровень готовности родителей заниматься проектной деятельностью со своими детьми. Анализ анкет показал, что 25 % родителей воспитанников в тот момент были готовы принять участие в нашей экспериментальной работе — помогать своим детям созда вать проекты.

На следующем этапе, учитывая разносторонность интересов де тей, их родителей, педагогов, мы решили создать творческие груп пы. Для того, чтобы выявить ведущие интересы каждого участника проектной деятельности, мы провели диагностику детей, анкетиро вание родителей и педагогов. В результате взрослые и дети объеди нились в такие творческие группы по интересам:

 • «Я в мире живописи и музыки» (под руководством воспитателя Семериковой! А.)

 • Хочу все знать!» (под руководством воспитателя Волковой Р.А.)    

 • «Я — актер!» (под руководством воспитателя Ладовой А. В.)      

 • «Я — мастер!» (под руководством  воспитателя Самоши ной Г. Н.)

На данном этапе одна из основных задач руководителей этих групп состояла в развитии творческой и познавательной инициативы остальных участников. Для этого, в частности, педагоги рассказали родителям своих воспитанников об экспериментальной работе дет ского сада, а затем провели круглые столы и мастер-классы для тех из них, кто заинтересовался проектной деятельностью.

Были проведены следующие мастер-классы:

• Играем в театр.

• Семейный оркестр.

• Творим вместе.        

• Мастерская Тяпай Ляпа,        

• Мама, папа, я — исследовательская семья!

Эти мастер-классы позволили родителям воспитанников позна комиться с условиями, способами и средствами деятельности, необ ходимыми для реализации задуманных профессионально-семейных проектов. В частности, воспитатель Титова Р.Н. показала варианты моделирования игрушек из бумажного теста — папье-маше, музы кальный руководитель Миронова Е.Е. продемонстрировала способы импровизации на различных музыкальных инструментах, воспита тель Глагольева Г.Н. рассказала, как в домашних условиях организо вать постановку мини-спектакля вместе с детьми.

В ходе образовательного процесса педагоги пытались выявить и создать условия, способствующие усилению мотивации детей по отношению к творческому взаимодействию друг с другом и с взрослы ми в процессе художественно-эстетической и познавательной дея тельности. Яркий эмоциональный отклик у детей вызвало включение в образовательный процесс таких педагогических средств:

• прослушивание музыкальных произведений, аудиокниг и му зыкальных сказок;

• разучивание различных ритмических движений;

• создание условий в уголке ручного труда для изготовления изделий из папье-маше в целях поощрения самостоятельной деятельности детей (Самошина Г.Н., Титова Р.Н.);

• организация экспериментирования детей с природными ма териалами, наблюдений природы, окружающей жизни;

• организация дидактических игр, направленных на развитие детского творческого воображения и познавательного инте реса (Семерикова Т.А., Миронова Е.Е.);

• организация семейных посещений детских спектаклей мо сковских театров, художественных выставок, выставок народно-прикладного искусства и т.д.

На третьем этапе дети и их родители — под руководством пе дагогов детского сада — выбирали содержание своих проектов, определяли темы, разрабатывали и реализовывали свои замыслы. В результате этой деятельности были созданы такие совместные про екты детей, их родителей и педагогов:

«Животные зоопарка»;

«Планета земля»;        

«Воздушный шар»;

«Моя любимая черепашка»;

«Русские сувениры»;

«Мир динозавров»;

«История танца «Тодес»;

«Путешествие в прошлое»;        

«Мир кукол»;        

«Основы создания мультфильмов»;

«Эти удивительные лошади»;

«Самые высокие и толстые деревья»;

«Мой домашний питомец»;

   «Подводный мир».

Основные цели, которые ставили перед собой педагоги при ру ководстве этими проектами на первом этапе, состояли в том, чтобы вовлечь родителей воспитанников в познавательную и творческую Деятельность их детей, научить их видеть интересы своего ребенка, поддерживать их, помогать в достижении результатов.

Защита этих проектов (способы их презентации были предвари тельно рассмотрены в детском саду) вылилась в настоящие празд ники для детей и взрослых! Такие праздничные, интересные результаты изменили отношение к детскому саду многих других родителей: у них появилось желание более активно участвовать в его жизни, усилилась заинтересованность в совместной с детьми деятельно сти, в том, чтобы узнавать вместе с ними что-то новое. Многие из тех, кто не принимал участия в проектной деятельности, выразили желание заниматься проектированием, у них появились интересные замыслы.

Очевидны результаты и в развитии детей. В ходе проектной дея тельности каждый ребенок пережил радость создания нового про дукта (оригинальный рисунок, поделка, новые сюжеты ролевых и театрализованных игр и др.). Для этого проводился совместный увлекательный поиск нового сочетания красок и форм при рисова нии, новых способов конструирования, создания мелодий, изобра жения героев сказок, мультфильмов, детских рассказов и т.д. Мы заметили, как изменились благодаря проектам наши воспитанники: стали более уверены в себе, у них появилось желание научить других детей тому, что они умеют, передать им свои знания. У многих детей возрастает познавательная инициатива: они стали задавать больше вопросов, а на некоторые из них — искать ответы самостоятельно.

Очевидны и изменения в отношениях педагогов и родителей вос питанников, а также — в позиции педагогов по отношению к своей профессиональной деятельности. Все это приводит нас к выводу о том, что в нашем детском саду действительно начала создаваться и развиваться такая детско-взрослая общность, включающая детей, их родителей и педагогов, которая является полноценным субъек том развития наших воспитанников и без которой невозможна реа лизация профессионально-семейных проектов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС.»

Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения, работающего по образовательной программе «Радуга»с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Народные праздники - основа формирования детско-взрослой нравственной общности

Доклад на методическом объединении педагогов (из опыта работы)...

СЮЖЕТНЫЕ ДНИ – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ НРАВСТВЕННОЙ ОБЩНОСТИ

laquo;Сюжетный день» - это  важный и особый день для ребенка, благодатная почва для полета детской фантазии, когда воспитанники могут выразить свои эмоции в изобразительном искусстве, музы...

«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»

Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации национального проекта образования .

Что же входит в это понятие: психолого-педагогическое сопровождение? - это, прежде всего система, в которую входят направления,описанные в данной работе....

Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.

Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профес...

Статья "Создание модели воспитательной деятельности по формированию нравственно -патриотического потенциала дошкольников в условиях реализации инновационного проекта"

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Реализация в дошкольном учреждении муниципальной площадки «Краеведческая деятельность в ДОУ как сред...