СЮЖЕТНЫЕ ДНИ – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ НРАВСТВЕННОЙ ОБЩНОСТИ
статья на тему

Орлова Лилия Федоровна

«Сюжетный день» - это  важный и особый день для ребенка, благодатная почва для полета детской фантазии, когда воспитанники могут выразить свои эмоции в изобразительном искусстве, музыке, танце, художественном слове, обогатиться новыми впечатлениями, активизировать речь, умственные и творческие способности.

Основная направленность сюжетных дней – это формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации сюжетных дней в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни и исторической жизни народа; представление о государстве и народе – и понимание его собственной жизни, жизни семьи, группы [3, с. 45].

В МБДОУ детский сад «Малыш» работа по сюжетному обучению ведется шесть лет, с самого начала открытия детского сада. За этот период у каждого педагога накоплен положительный опыт, где проявляются творческие находки, фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delyus_opytom.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

старший воспитатель,

МБДОУ детский сад «Малыш», рп. Черемушки

СЮЖЕТНЫЕ ДНИ – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ НРАВСТВЕННОЙ ОБЩНОСТИ

«Сюжетный день» - это  важный и особый день для ребенка, благодатная почва для полета детской фантазии, когда воспитанники могут выразить свои эмоции в изобразительном искусстве, музыке, танце, художественном слове, обогатиться новыми впечатлениями, активизировать речь, умственные и творческие способности.

Основная направленность сюжетных дней – это формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации сюжетных дней в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни и исторической жизни народа; представление о государстве и народе – и понимание его собственной жизни, жизни семьи, группы [3, с. 45].

В МБДОУ детский сад «Малыш» работа по сюжетному обучению ведется шесть лет, с самого начала открытия детского сада. За этот период у каждого педагога накоплен положительный опыт, где проявляются творческие находки, фантазии.

Сюжетные дни планируются в начале учебного года на весь год. Проводятся один раз в квартал. Составлением плана занимаются представители администрации, руководитель методического объединения по сюжетному обучению, музыкальный руководитель. Немаловажную помощь оказывают родители.

Планирование сюжетных дней включает общую тему и сценарный план проведения сюжетного дня, на основе которого каждый педагог совместно с родителями может придумать свой собственный сюжет в контексте дня.

В содержании сюжетных дней используются материалы устного народного творчества: загадки, поговорки, сказки, пословицы, краеведческий материал; используется обязательно музыкальное сопровождение – классические произведения, заклички, театрализованные представления, детские песни.

Тематика сюжетных дней представлена по направлениям:

Экологическое: «Осенины», «В гостях у Осени», «Ноябрь – ворота зимы», «Широкая Масленица», «Праздник русской березки», «Здравствуй, лето!», «Водица-царица». Патриотическое: «Это наша Родина, милая Россия!», «Моя Хакасия», «Салют, Победа!». Нравственное: «Чем пахнут ремесла?» (Кузьминки), «Слава хлебу на столе», «К нам гости пришли», «В мире сказки».

Здоровьесберегающее: «В зимний холод всякий молод», «Здоровым жить здорово!».

Девиз сюжетных дней: «Пусть каждый день будет праздником для ребенка. Пусть творческих педагогов и родителей станет как можно больше».

В настоящее время к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому относимся к народным праздникам, фольклору, традициям, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам [1, с. 6].

Поэтому проведение сюжетных дней в форме народных праздников – это не только приобщение детей и родителей к народной культуре, но и фокусирование их внимания к накопленным веками тончайшим наблюдениям народа за характерными особенностями времен года, поведением птиц, насекомых, животных, погодными изменениями. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами общественной жизни человека, его трудом [1, с. 8].

Завершились первые трудовые недели по сбору урожая  - наступило время встречать осень, праздновать всем миром Осенины (21 и 27 сентября) [2, с. 47].

14 ноября – Кузьминки – первый зимний праздник. «Кузьма-Демьян кует лед на земле и на водах». С Кузьмы и Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и обращались к святым с просьбой помочь не отставать в работе от тех, кто начал ее раньше. На Руси говорили «Зима за морозы – народ за праздники» [2, с. 48]. Сюжетный день «Чем пахнут ремесла?» в детском саду начался с презентации экспонатов выставок в каждой группе «Город мастеров», собранных родителями воспитанников: это изделия из металла – посуда, разнообразные декоративные резные шкатулки, подсвечники; изделия из дерева – разделочные доски, полочки для книг, сделанные умельцами – папами. Разнообразные вязаные, плетеные изделия, выполненные руками мам воспитанников дошкольных групп: дамские шляпки, перчатки, шали, изысканные украшения из бисера. Мама одной из воспитанниц с удовольствием провела мастер-класс по изготовлению тряпичных куколок-оберегов для детей подготовительной к школе группы.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: климат, территорию, природу, особенности языка и быта, организацию общественной жизни. Чувство патриотизма приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотами сами, взрослые не смогут и в детях пробудить чувство любви к Родине [1, с. 5]. Сюжетный день «Моя Россия» наглядно показал, насколько дороги нам родные места, как мы гордимся своим народом, своей культурой, своими предками.

В этот день в каждой возрастной группе были оформлены фотовыставки с участием родителей на тему «Люблю тебя, мой край родной». На фотовыставках родители воспитанников представили фотографии, раскрывающие красоту родной природы, знаменательных мест поселка, могущество Саяно-Шушенской ГЭС.

Инициативные родители воспитанников средних дошкольных групп пригласили Саяногорский краеведческий музей с передвижной экспозицией «Русская горница». Дети и взрослые смогли увидеть старинные изделия быта крестьян: прялку, веретено, корыто, самовар, сундук, рубец – старинное приспособление для глаженья белья, чугунки, ухват и многое другое.

Завершил праздник конкурс чтецов, в котором дети проникновенно и с восторгом прочитали стихи о Родине. В качестве членов жюри были приглашены родители воспитанников.

Какой же сюжетный день наиболее интересен для детей? Ответ прост – любой, но запоминающийся и интересный. Невозможно рассказать обо всех сюжетных днях, проведенных в МБДОУ детский сад «Малыш».

Таким образом, система педагогических воздействий: подготовка к сюжетному дню, организация, проведение и обсуждение – положительно влияет на воспитание нравственного поведения детей, а также способствует формированию у родителей потребности в общении с детьми, помогает взрослым осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., - СПб,: Детство-Пресс, 2000. – 304 с.
  2. Лампан В.Е., Желтикова И.А. «Родители – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Народные праздники - основа формирования детско-взрослой нравственной общности

Доклад на методическом объединении педагогов (из опыта работы)...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста

В данной статье представлен доклад на тему: "Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста"....

Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развит...