Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.
статья (средняя группа)

Мансурова Евгения Александровна

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развитие связной речи и закрепление грамматических категорий),  развивает  координацию движений,  ориентировку в пространстве, память, внимание и другие психические процессы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatenost.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная   деятельность   является  важнейшим  средством  речевого  развития,   средством  формирования  эмоционально – нравственных  основ  поведения  дошкольников.

Мы  воспитатели нашли  волшебную палочку, которая покажет дорогу в мир детства, сказочных чудес, удивительных приключений. Туда, где всегда весело, красиво и интересно. Конечно, вы догадались – речь пойдёт о театральной деятельности.  Театр – это то, что необходимо всем детям, потому что каждый хочет, чтобы его заметили и уделили ему внимание. И поскольку в театре хотят выступать все без исключения, мы в своей группе открыли свой театр. Игра в театр увлекает всех. Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развитие связной речи и закрепление грамматических категорий),  развивает  координацию движений,  ориентировку в пространстве, память, внимание и другие психические процессы.  Помогает управлять голосом, учит работать над текстом. Театральная деятельность  -  находка для индивидуальной работы, а  для коррекционной  педагогики просто палочка – выручалочка. В дальнейшее,   со временем у наших детей исчезнут страхи, стеснения, зажимы и комплексы. Конечно, не сразу и нам воспитателям придётся немало потрудиться. И мы наблюдаем, что речевое развитие одних детей существенно отличается от речевого развития его сверстников. Для конструктивного решения этих проблем мы решили: наблюдать за детьми и фиксировать их  состояние  (изменения, трудности и достижения), принимать активное  участие в речевом развитии, т.е. оптимально  организовали взаимодействие детей с театром. У детей появляется интерес к театральным играм. Ребята в играх  используют свои речевые средства: возгласы, интонации, предложения, отдельные слова, фразы, а также используют неречевые средства общения: мимику, движения мышц лица пантомимику(движение всего тела), жесты( движение отдельных частей тела). Продолжаем дальше наблюдать за детьми:  ребята эмоционально откликаются и проявляют интерес к театральны постановкам, а у отдельных детей даже есть потребность в психологической разрядке. Каким образом это проявляется? Воспитанники пытаются воспроизвести театральные ситуации: положительно   реагируют на свою роль, учатся быть сдержанными, доброжелательными, послушными, ласковыми   и    если требуется быть в роли – упрямыми, вспыльчивыми и т.д. Дети  легко вовлекаются  в совместную театральную деятельность, выражают свои мысли, свой небольшой, жизненный опыт, согласовывают слова с действиями, передают образ своего героя. Таким образом происходит и развитие речи, так как речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Развитие речи в театральной деятельности оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и  убеждения. В театральных играх воспитанники отражают социальную среду, развиваются и совершенствуются. Содержанием театральных игр и спектакля могут служить доступные ребятам народные сказки, рассказы, стихотворения или сценки из повседневной жизни самих детей. Игровая ситуация организуется таким образом, что дети становятся непосредственными участниками театральной игры и или спектакля. Они с готовностью выполняют роль своего персонажа. Участие в театральных играх помогает воспитанникам глубже понять и осознать содержание сказки, а также установить связь между чувственными и словесными впечатлениями, что чрезвычайно важно для развития речи и для психического развития детей. Театральная игра объединяет ребят общностью переживаний и сближает как с детьми так и со взрослыми. Таким образом начиная со среднего возраста наши дети будут выступать все без исключения.  А мы  стараемся каждому ребёнку подбирать роль, превращать игрушку в персонажей спектакля  ( в дальнейшем необходимо овладеть техникой показа спектакля игрушек),  показываем сценки из повседневной жизни самих детей, разыгрываем  смешные сценки( например, выступление артистов цирка – клоунов, дрессировщиков, акробатов и т.д.) Практикуем  и другие варианты спектакля – выступление отдельных артистов в концерте. Ребята читают стихи, поют песни, пляшут под музыку, играют на музыкальных инструментах. Каждый очередной участник концерта представляется зрителям, раскланивается под их аплодисменты. Подобные спектакли, концерты и игры вызывают у детей желание выступать самим. Ребёнку впервые поручается индивидуальная роль. Он должен действовать перед другими, чувствуя на себе внимание. Из наблюдений видно, что многие ребята оказавшись в этой ситуации, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий, которые, без сомнения, привлекают их. Они не могут пока  преодолеть боязни выступать перед всеми. Будем в дальнейшем вместе с родителями развивать недостающие им качества и думать  как дальше воспитывать их детей. Дошкольники любят смотреть спектакли кукольного театра. Он близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Имеется в группе и театр картинок,  который начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост  и в  показе. Картинки на фланели  и декорации  - плоские,  мы  их показываем на специальной  доске, расположенной на столе. Картинки на картоне  тоже плоские. На сцене – столе расставляем картонные декорации  и с помощью подставок передвигаем картонные раскрашенные рисунки. При показе театра картинок, театра игрушек  мы не только произносим авторский тест и реплики всех действующих лиц, но и являемся прямыми посредниками между детьми и персонажами. В театре петрушек всё мастерство направляется на управление куклами: через куклу, её поведение, действие, осуществляется разговор и контакт с детьми. Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля.  Стараемся проводить эту работу качественно и никогда не забываем, что кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру и искусству. Любая театральная игра рассчитана на эмоциональную активность детей. Речь выступающего должна быть выразительной и образной и сочетаться с действиями персонажей. Очень нравится детям когда мы не забываем своевременно обращаться к ним за помощью, советом и т.д. чтобы они не были пассивными зрителями. Интересно наблюдать когда ребята свободно выражают свои чувства и  отношение к персонажам. Игра объединяет и сближает детей,  является эффективным средством речевого развития и средством воспитания и обучения дошкольников. Чтобы играть   в театре, надо очень много уметь, и чем больше знаешь  обо  всём для постановки, тем лучше. Постепенно осваиваем вместе с детьми  и приёмы актёрской техники!  Играть – работа  ответственная,  но и от этого мы  получаем  большое удовольствие с ребятами! Актёрская игра –  интересная работа. В театральных играх  создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля  ребёнка, что имеет огромное значение и для полноценной жизни в коллективе сверстников. Театральные игры увлекают  детей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Участие в театральных играх облегчают дошкольникам обучение на занятиях в детском саду, развивает речевую активность, подготавливает ребят к умственной работе, необходимой в дальнейшем  для систематического обучения в школе. Как заинтересовать детей, с чего начинать игру и как изменять её  -  оставляют возможность для личного творчества воспитателя.  Нужно видеть, чтобы дети  не уставали не потеряли интерес от театральных занятий, чтобы были у ребят только позитивные эмоции. Нужно поддерживать и хвалить детей. А родители в нашем деле люди важные, нужные и полезные, они готовы помочь, для их же детей. Если детям хорошо, родители всегда готовы помочь. Надеемся, что в дальнейшем  только сотрудничая,   понимая  и поддерживая друг друга мы сможем решить поставленные задачи. Тем не менее, каким  бы  ребёнок не был, родители уверены,  что их ребёнок самый красивый,  самый талантливый. Никто в этом и не сомневается, прежде всего и  мы, педагоги.  Кто, как не мы, призваны увидеть в маленьком человеке всё лучшее и помочь этому лучшему раскрыться!                                              

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».

Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"

Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...