Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста
статья

Булышева Екатерина Владимировна

В данной статье представлен доклад на тему: "Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_50.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: "Роль и значение сюжетных и сюжетно -ролевых игр в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста".

Введение

Раннее детство – время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир  социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Ученые Д.В. Менджерицкая, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская и другие утверждали, что главная роль в нравственном воспитании ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Поведение и деятельность ребенка в этот период реализуется в большей степени либо опосредствованно через взрослого, либо в непосредственном сотрудничестве с ним. В течение всего раннего детства взрослый остается организующим центром социального развития ребенка. Он вводит ребенка в мир нравственных отношений, организует его деятельность, предъявляет требования к поведению и тем самым создает с раннего возраста верную направленность формирования его личности. Общение со взрослым выступает как основное условие нравственного развития ребенка в этот период.

Первый год жизни – ответственный период в развитии ребенка. Нравственное воспитание направлено на обеспечение успешной первичной социальной адаптации ребенка. Задачи нравственного воспитания в этот период заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка потребность в активном общении со взрослым и на этой основе воспитать у малыша положительное эмоциональное отношение и привязанность к близким людям, пробудить доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи, понимания форм выражения запрета, побуждения: «можно», «нельзя», обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и предупредить появление отрицательных способов поведения.

Необходимыми условиями осуществления элементов нравственного воспитания на первом году жизни является полноценное общее развитие ребенка, своевременное и рациональное удовлетворение его жизненных потребностей. Отставание в темпах физического, нервно-психического, умственного или речевого развития ребенка влечет за собой трудности в осуществлении общения его со взрослым, снижает эмоциональный тонус и активность малыша и в итоге создает препятствия нравственного воспитания. В свою очередь уравновешенное, эмоционально положительное состояние и поведение ребенка зависят от соблюдения соответствующего его возрасту режима, ласково, заботливого обращения с ним взрослого, правильной организации бодрствования. Общения и своевременного предупреждения формирования у ребенка отрицательных привычек. Возникновение комплекса оживления является свидетельством формирующейся у ребенка потребности в общении со взрослым как первой социальной потребности. Правильная организация активного бодрствования формирует определенный тип поведения ребенка. Сочетание в период бодрствования непосредственного общения взрослого с ребенком с организацией элементов активной самостоятельности детей с игрушками и предметами способствует воспитанию активного, бодрого, уравновешенного поведения. На первом году жизни в нравственном воспитании детей важное значение имеет развитие интереса к сверстникам и общению с ними.

На втором году жизни возможности нравственного воспитания расширяются в связи с важными изменениями в развитии ребенка. Большое внимание уделяется задаче воспитания и развития положительных эмоций и чувств детей: привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к сверстникам.

На третьем году жизни задачи усложняются:

  • Дети начинают способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.
  • Продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого), излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
  • Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице. Выполнять просьбу взрослого.
  • Воспитывать внимательное отношение к взрослым. Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
  • Формировать бережное отношение к природе.

На третьем году жизни у детей сохраняются  многие черты, присущие раннему возрасту. Но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно меняется игровой.

Игра – это основной вид деятельности ребенка: играя, он учиться, познает мир, в игре воспитываются нравственные качества детей. Игра для ребенка – это реальная жизнь, один из путей познания мира, в игре формируется внимание, наблюдательность, память, сенсорные процессы, мышление, воспитываются такие качества, как доброта, взаимопомощь, уважение к людям.

Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог: "Вот Артем и Полина сделали пирожные для кукол, пригласили гостей, угощали их. Потом возили кукол на машине в парк. А Дима и Катя построили из кубиков для кукол дом". Дети сами начинают с гордостью говорить, что они сделали для кукол и что собираются сделать. Положительная оценка воспитателя подкрепляется проявлением заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.

Усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть вместе приходит не сразу. Эгоцентризм малыша, как особенность данного возраста, мешает ему понять, что другой ребенок тоже имеет право на то, на что он сам претендует. Здесь нужна помощь воспитателя, который должен разрядить ситуацию, не допустив конфликта ("Предложи в обмен свою игрушку", "Учитесь играть с одной игрушкой по очереди", "Я сейчас предложу тебе замечательную игрушку" и т.п.)

Играя рядом, дети часто не обращают внимание друг на друга, поэтому так важно, чтобы воспитатель помогал малышам налаживать общую игру, обучал игре "вместе", руководил игрой и даже включался в нее.

Коллективные игры с куклами позволяют формировать добрые отношения между детьми. Материал для таких игр готовит воспитатель, включая в этот процесс малышей:"Куда сегодня поедут куклы? (в лес.) Где у нас будет лес? Для поездки нам нужны машины. Где машины, на которых мы поедем?". Важно поддерживать творческие предложения детей: "Артем нашел место, где будет лес. Молодец!" "Аня предложила теплее одеть кукол, ведь на улице холодно. Давайте наденем на них пальто". Взаимодействие детей в игре - это ступень к дальнейшему развитию коллективных игр, формированию опыта игровых умений.

Условия развития игр для детей предусматривает следующее:

  • Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации: экскурсии, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы и др.
  • Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр.
  • Обеспечение условной изолированности ("вижу, но не мешаю") между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.
  • Своевременное изменение предметно-игровой среды: внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.
  • Оптимальный отбор игр, игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и не соответствующее уровню развития детской игры качество ограничивают развитие ребенка и тормозят его игровую инициативу.

Каждый вид игры отвечает своими целями и задачами и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, атрибуты для ролевых игр, предметы-заместители, игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

Роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем - как партнер в игре двух - трех детей. Далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом. На третьем году жизни основная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить сосредоточенно,  наблюдать за окружающим, понимать смысл воспринимаемого и взаимозависимость отдельных явлений, расширять обобщения, развивать любознательность, память и научить переносить наблюдаемого в свою игровую деятельность.

Впечатления, которые дети получают из окружающего мира, в специально проводимых инсценировках, экскурсиях и т.д.  нужно закреплять и уточнять представления детей, знакомить их с назначением многих предметов и способами их употребления. Кроме того, они могут быть использованы для формирования у детей нравственных качеств и правил культурного поведения в коллективе. В различных сценках с помощью кукол, и других игрушек даются наглядные образцы бережного, ласкового отношения к детям, проявления заботы, сочувствия, взаимопомощи.

В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости. Решение этой задачи имеет исключительно важное значение в раннем возрасте.

Опыт показывает: главенствующее положение в практике воспитания дошкольников занимают упражнения, инструкции, требования, приказы, наказания, отрицательная оценка поведения ребенка, не вписывающегося в рамки установленных правил. Это свидетельствует об авторитарном стиле общения с детьми. Авторитарному, "внеличностному" стилю общения с ребенком противопоставляется личностно-ориентированная модель воспитания, основанная на признании самоценности детства, способности взрослого понимать и принимать внутренний мир ребенка. Нравственное воспитание детей с позиций личностного подхода - это ориентация ребенка на видение и понимание другого человека, развитие способности идентифицировать себя с другими людьми.

В русле личностного подхода к воспитанию представляется целесообразным использование положительной предвосхищающей оценки при формировании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам, т.е. умение проявлять доброжелательность в таких ее формах, как помощь товарищу (если он нуждается в ней), забота о нем, сочувствие к нему (если ему плохо, если он попал в беду), способность поделиться с ним и уступить ему, не обижать его. Положительная предвосхищающая оценка может использоваться в стихийно возникающих ситуациях взаимодействия детей (как доброжелательных, так и недоброжелательных), а также в специально организованных ситуациях.

Например, когда наши дети кормили куклу. Я постоянно обращалась к ним с тем, какие они молодцы, как они умеют хорошо играть, не ссориться. Говорила им, что они добрые дети, делятся игрушками, помогают друг другу.Такой методический прием, предвосхищение успехов ребенка, наделение его такими качествами, как "добрый", "хороший" и т.д., не только вызвал у ребенка чувства гордости, удовлетворения, но и способствовал смене негативного отношения к сверстникам на позитивное, а также том, что дети были очень довольны и еще долго играли вместе.

Таким образом, только дифференцированный подход воспитателя к отбору средств, методов и приемов воздействия на детей позволяет достичь определенных успехов - положительных изменений во взаимоотношениях детей, проявления ими внимания друг к другу, умения замечать затруднения других, помогать им, заботиться о них.

Положительный результат в работе с детьми определяется и созданием в группе такой атмосферы, которая обеспечивала бы положительное эмоциональное состояние детей. Это во многом определяется стилем общения воспитателя с детьми. Только отказ от требований, наказаний, упражнений в послушании, т.е. от авторитарного стиля отношений с ребенком, позволяет сформировать доброжелательное отношение младших дошкольников друг к другу, умение избегать конфликтов, следовательно, чувствовать себя в группе эмоционально благополучно.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Велика роль и значение сюжетных и сюжетно-ролевых игр в формировании нравственных качеств.

Я бы хотела привести пример взаимоотношения детей в игровой деятельности. Поразил меня Артем К.– своевольный, расторможенный мальчик, который нередко обижал ребят, везде хотел быть первым. Однажды я увидела, как он решительно отодвинул в сторону Диму, собравшего сесть на машину вместо новенькой, слабенькой Маши. Артем К. сказал Маше: «Маша садись! (т.е. по очереди), - и подтолкнул Машу к машине.

Хочу привести еще один пример. В нашей группе есть девочка Саша - нервно-психическое развитие ниже пятой группы, когда она пришла в группу у нее были манипуляторные действия с игрушками, а буквально на днях я наблюдала такую ситуацию. Когда Саша взяла фартук надела его, и подошла , чтобы завязать фартук, но в это время подошел Артем П. и хотел ей завязать фартук сам (но он еще не умеет), и мы с Артемом завязали фартук . Потом Артем побежал и дал Саше ложку и тарелку кормить куклу. А Полина  предложила Саше фантик из под конфет, чтобы вытереть рот. В данной ситуации видны мотивированные действия (кормление, помощь, совместная деятельность, забота к сверстникам, кукле).

Список литературы:

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитание о детской игре: Пособие для воспитателя детю сада / Под ред. Т.А.Марковой. - М.:Просвещение, 1982.-128 с., ил.
  2. Р.Н. Жуковская. Воспитание ребенка в игре.-М. 1963 г-319 с.
  3. " Игры в детском саду". перевод со словацкогоГ.А.Касвин, Е.Р.Роговской.. - М.: просвещение. 1966.-251 с., ил.
  4. "Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учереждении" под.ред.. В.Г.Нечаевой.:просвещение, 1988.-199 с.
  5. ЛюблинскаяА.А.Воспитание о развитие ребенка.- М.: просвещение, 1972.- 255с.
  6. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: кн. для работников дома ребенка/Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др. - М.: Просвещение, 1989.-192 с.: ил.
  7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1988._96 с.:ил.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. -192 с., ил.
  9. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольномучереждении. Под ред. В.Г.Нечаевой - М.:Просвещение, 1965, 199 с.
  10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.
  11. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2006. -80 с.
  12.  Нравственное воспитание в детском саду. - под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой., -253 с.
  13.  Дошкольное воспитание: Развитие игровой деятельности.- 2003 г. , 24с.
  14. Дошкольное воспитание./ Положительная предвосхищающая оценка как одно из средства нравственного воспитания младших дошкольников: под ред. Т.Понаморенко. - 1996 г.,стр.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развлечений в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Часто мы не дооцениваем значение развлечений в воспитании детей. Они имеют очень важное воспитательное значение для формирования нравственных качеств у дошкольников.  Эффективность воздейств...

Дидактическая игра по формированию нравственных качеств у детей раннего возраста «В гостях у трех медведей»

Цель: создать игровые ситуации, способствующие формированию у детей доброжелательности, дружелюбия, доброты. Приучать вежливо здороваться, благодарить....

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.

В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....