Народные праздники - основа формирования детско-взрослой нравственной общности
статья (младшая группа) на тему

Мусанипова Хавра Им-Алиевна

Доклад на методическом объединении педагогов (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал из опыта работы воспитателя первой младшей группы.

Мусаниповой Хавры Им-Алиевны

 по теме:

«Народные праздники - основа формирования  детско-взрослой нравственной общности».

Мичуринск-наукоград

2015 г.

       «Формирование нравственности, навыков и привычек правильного поведения»

         Русский педагог А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей-самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

          Приоритетными задачами образовательной   области «Социально-коммуникативное развитие» реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» являются -                              - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- воспитание моральных и нравственных качеств.

 Важной  формой   решения данной проблемы  являются народные праздники, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много нового об обрядах и традициях своего народа. В процессе праздника дети  усваивают    правила    общения.

             Детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственности, образования навыков и привычек правильного поведения. Именно в дошкольном возрасте происходят накопления нравственного опыта, самоопределение и становление самосознания. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и навыки, складывающееся мировоззрение, усваиваемые формы индивидуальной и социальной активности будут пронизаны духовно-нравственным подтекстом.

         Моими воспитанниками являются дети младшего дошкольного возраста.  И при формировании  детско-взрослой нравственной общности  мы  совместно с музыкальным  руководителем проводим с моими воспитанниками  фольклорные праздники, стараясь приобщить их к календарю народных праздников, знакомя  их с доступными  для их понимания народными  обычаями и традициями

В фольклорных праздниках отражены накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.   В сценарии фольклорного праздника широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, потешки и т. д.). Ведь в  устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

         Как важное средство развития навыков общения детей в сценариях фольклорных праздников использую театрализованные игры:

- игры –имитации образов фольклорных персонажей,

- игры  с драматизацией  сказок, потешек.

 

При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым, фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют заклички, рассказывают   и поют потешки.

Эта творческая деятельность находит свое отражение в праздниках осеннего, зимнего, весеннего цикла. Театр игрушек «Как козел Мефодий огород охранял», «Дом для зайчика». Вечер слушания музыки «Приглашаем на пирог». Вечер речевых игр «Приходи скорей, весна!», развлечение «На бабушкином дворе».

Знакомство детей с доступными обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями об обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая, о том, как все дружно трудились.   Драматизацию сказки «Репка» детьми старшего дошкольного возраста   малыши восприняли не только как  зрелищную картину, но и как  нравственный урок.

Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их со взрослыми общими переживаниями и ожиданиями. Радостная атмосфера праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются естественной формой приобщения детей к народному творчеству.

В процессе подготовки к празднику стараюсь придумать хоть маленькую, но для каждого ребёнка роль с учетом индивидуальных проблем в развитии ребенка и его индивидуальных способностей.  Приятно потом отмечать, как происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок знакомится с различными  персонажами фольклорных произведений: добрыми, злыми, трудолюбивыми,  ленивыми.  приобретает опыт   детско- взрослой   нравственной общности.

             Фольклорные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых, что позволяет воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, не только у детей, но их родителей, ведь, к сожалению, народные обычаи исчезают из современной жизни. Возникла необходимость возращения к национальной памяти и по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Народные традиции – одна из составляющих культурного наследия русского народа. Участие взрослых в праздниках в роли тетушки Осени, Весны-красны    создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь, что в соответствии теме сегодняшнего ГПО можно назвать «основой формирования детско-взрослой нравственной общности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные праздники - одно из средств социально-нравственного воспитания."

Презентация опыта работы в направлении НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА.Актуальность: Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, милосерди...

«Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»

laquo;Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован...

СЮЖЕТНЫЕ ДНИ – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ НРАВСТВЕННОЙ ОБЩНОСТИ

laquo;Сюжетный день» - это  важный и особый день для ребенка, благодатная почва для полета детской фантазии, когда воспитанники могут выразить свои эмоции в изобразительном искусстве, музы...

Презентация «Взаимодействие с семьёй - как основа формирования системы духовно- нравственных ценностей дошкольников»

В соответствии с  законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...

«Тимбилдинг - как способ формирования детско – взрослого сообщества в образовательном процессе ДОУ»

Интеллектуальная игра "Что ? Где? Когда?  Создание условий для развития  навыка командообразования  у детей с родителями....

Статья из опыта работы "Событийность как основа формирования детско - взрослых сообществ в ДОУ"

В статье представлен опыт работы по формированию детско - взрослых сообществ в образовательном процессе детского сада....