Развитие двигательной активности дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки отличаются  жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДВИГАТЕЛЬНУЮ  АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной  подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки отличаются  жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.        Двигательная активность-это естественная потребность дошкольников, необходимо при ее  организации  уделить  большое  внимание  планированию. Наиболее  рационально  планировать двигательную активность, соблюдая режим дня с учетом организованной деятельности  в первую и вторую половину дня. Необходимо проводить поэтапное планирование- это условные деления  физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Планирование имеет свои задачи  в соответствии с которыми  необходимо подбирать средства, методы и формы  двигательной  активности  дошкольников.      

УТРО

Утро - самый короткий  по времени   режимный момент  педагогического процесса. И самый насыщенный. Задача воспитателя - уделить  внимание  каждому  пришедшему ребенку, выразить радость  что ребенок пришел в группу, где его любят и ждут, вызвать желание заняться полезной познавательно-исследовательской ,двигательной и  продуктивной деятельностью, любимой игрой,  общению с детьми. Утром  целесообразно  планировать  двигательную деятельность, знакомую по содержанию  в зависимости  от настроения и потребностей детей их физического состояния. Воспитатель  заранее  продумывает о создании  условий самостоятельной  двигательной  активности, продумывает  размещение  физкультурного инвентаря, дидактического материала и пособий. В раздевалке или группе  должен быть  уголок спортсменов, где размешается разнообразный спортивный инвентарь. Целесообразно  проводить  дидактические игры ,подбери инвентарь для определенного вида спорта, одень спортсмена для соревнований, рассматривание иллюстраций о Зимних и Летних видах спорта, о спортсменах ,Правильное питание спортсмена,»Забочусь о своем здоровье», Кто первый придет к финишу в эстафете и.Т.д. Желательно планировать подвижные игры ,знакомые детям, лучше малой и средней подвижности»Найди, что спрятано», «Где звонит колокольчик»,»Принеси мяч не задев кеглю», «По узенькой дощечке».При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной  статической позой (математика, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникация и чтение художественной литературы, Изо деятельность)то  лучше  утром запланировать  игры  средней и даже большой подвижности, если  предстоит физкультурное занятие или о бучение плаванию, то в зависимости от его типа  целесообразно  планировать  двигательную активность утром ( например, если предстоит  занятие  игрового  характера, утром планируем более спокойную  двигательную  деятельность, если  намечена   традиционная структура физкультурного занятия ,где большая предстоит нагрузка на детей, то утром хорошо  организовать подготовительные упражнения для разогрева  всех групп мышц. В утренний отрезок времени  обязательно  нужно  проводить  индивидуальную  работу с детьми  независимо  от уровня  их физического развития, индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их  физического  развития, а также  индивидуальную работу с детьми ,в целях профилактики нарушения осанки и плоскостопия, слуха и зрения, нервной системы  и ожирение.

ПРОГУЛКА

Прогулка в режиме  дня проводится дважды: утром и вечером. Это самое благоприятное время проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельности, усиленной двигательной активности и реализации  своих  потребностей в движении. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр  детей по желанию: поддержать инициативу, творческую направленность в любом виде игр. Воспитатель подбирает и выносит вместе с детьми на улицу необходимое  для двигательной активности

Детей оборудование  учитывая их возрастные особенности и физическое развитие.

Обязательно учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если дети  на занятии были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр. На прогулке планировать можно две-три подвижных игры и одну малоподвижную. Одну общую для всех детей и 2 для  подгруппы детей, учитывая их желание. Воспитатель должен наметить  игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь материал  необходимо подбирать в соответствии с основными  движениями, включенными в занятие по физической культуре.За несколько дней до физкультурного занятия, в котором планируется  ввести  новые движения, на прогулке воспитатель проводит  подготовительные упражнения. На следующий день  после занятия  нужно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. Через две недели после занятия и в дальнейшем, когда  основные элементы движения  будут хорошо усвоены, эффективным средством  закрепления  будет  организованная  воспитателем  сюжетная подвижная игра.

Очень важно для прогулки планировать не только различные подвижные игры и спортивные игры(зимой хоккей, весной, летом и осенью - футбол,, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки)спортивные упражнения-(зимой –катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на санках, весной. летом,осенью - катание на самокате и велосипеде).

«ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ»

Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у детей желание завтра снова идти в детский сад. Для этого воспитатель  создает  положительный эмоциональный настрой ,чтобы каждому  ребенку  было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих процедур, предлагается  активный отдых детей. Инструктор по  физкультуре  проводит вместе с воспитателем физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоров. Все это является важными  компонентами   активной  отдыха детей.

Многообразная деятельность насыщенная  играми, упражнениями, проводимые на свежем воздухе виде развлечений, способствуют  физическому и эмоциональному  укреплению здоровья и профилактики заболеваний, расслаблению организма после умственной нагрузки.    Во второй половине дня рекомендуется запланировать самостоятельную двигательную активность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал – карточки-схемы для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей необходимо планировать спокойную двигательную деятельность, малоподвижные игры, дыхательные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.

На формирование детских интересов влияет отношение родителей к занятиям по физкультуре, к обучению детей подвижным играм и упражнениям. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждать их выполнять утреннюю гимнастику дома,  играть с детьми и выполнять спортивные упражнения. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель обращает внимание родителей на то, чтобы в дальнейшем они продолжили занятия дома. Необходимо давать задания на дом, в которых больше внимания уделять приемам и способам действия, составляющим основу техники спортивных игр и упражнений.     Определяя индивидуальные задания на дом, воспитатель может обращаться непосредственно к детям. Ребенок 5-7 лет подготовлен к тому, чтобы вполне осознанно решать поставленные перед ним двигательные задачи. В целом домашние задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей.

Предлагаем требования, предъявленные к планированию двигательной активности:

  1. Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания – формирования индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные  и индивидуальные   формы работы.
  2. При планировании   необходимо избегать формализма. План должен быть реальным.   Задачи физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности необходимо планировать в соответствии   с уровнем развития двигательных умений и навыком детей данного возраста
  3. При планировании необходимо учитывать психо-физиологические  особенности каждого ребенка, его способности и наклонности ,а также интересы.
  4. План должен  обеспечить  системность  в работе Между Различными  видами деятельности должны а быть тесная связь ,единство воспитания и обучения.
  5. План должен быть конкретным, с указанием содержания  совместной деятельности и сроков (день,неделя,месяц)
  6. При планировании  необходимо учитывать учет полученных результатов этой деятельности за предшествующий день, неделю, месяц.
  7. Педагог должен знать вариативные и альтернативные программы, выбирая упражнения по физическому развитию для своей возрастной группы, иметь взаимосвязь с инструктором по физической культуре и плаванию, ориентироваться в новинках литературы, использовать в работе передовой опыт.
  8. Для успешного планирования физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности детей, написания плана , в определении задач, форм и методов работы с дошкольниками, необходимо тесное сотрудничество воспитателей группы.
  9. В выборе и определении формы написания плана физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности, важно учесть уровень профессионального мастерства воспитателя и его отношения к работе.

Педагог сам должен определять, по какому плану ему работать. Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность в движении, развивать мотивацию.

В детском саду №13 «Умка» г.Химки мы проходим дополнительно к обычным физкультурным занятиям раз в неделю физкультурно-познавательные занятия, цель которых развитие интереса к физкультуре и здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-познавательных занятий: воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно  заниматься физкультурой: углублять знания о пользе  физических упражнений

О  роли  двигательной активности, формировать  элементарные представления об особенностях  строения  и физиологии человека, о полезных  и вредных привычках, о предупреждении заболеваний., учить приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, воспитывать  нравственные качества.

Нами разработаны: перспективные планы по развитию движений на прогулке, динамический час, гимнастика на улице(по технологии В.Г.Алямовской), познавательно-исследовательская деятельность по теме: формирующий здоровый образ жизни вместе с родителями, разработаны темы познавательных  занятий- « как начать утро»,»Как стать силачом»,» дыхательная гимнастика»,Для чего нужна утренняя гимнастика» и др.

В  физкультурно-познавательные  занятия  включаем 4 части:

  1. часть занятия: рассказ воспитателя или беседа с использование  технологии «сказкотерапия», рассказы содержащие  темы оздоровления и занятия физическими упражнениями  или о спорте, стихи по теме занятия.

Например: в первой части занятия: «Как стать сильнее богатыря» воспитатель читает  отрывок из сказки  «Тридцать три богатыря» и задает такие вопросы: о ком сказка? Для чего нужны были богатыри? Как стать сильными как они? Что нужно делать ,чтобы вы были сильными, смелыми, ловкими, быстрыми и обладали хорошим здоровьем?.В первой части занятия вспомнить  с детьми пословицы и поговорки о том ,как лучше начать утро.»как утро начнешь ,так и  день проведешь», «Ранняя  птичка  носок  прочищает ,а поздняя глаза прочищает».Все это создает базу для дальнейшего  углубления знаний детей о пользе  физических упражнений  и здорового образа  жизни.

2часть занятия- выполнение подражательных движений по карточкам: «Аист»,»Лошадки»,»Щенок»,»Балерина».»Боксер»

И другие. Использование  карточек  с изображением лошадей и животных, выполняющих   физ.упражнения, помогает детям лучше запомнить  упражнения и активно  их использовать в самостоятельной  двигательной  активности.

Во второй части занятия  проводим  обучение  оздоровительным упражнениям  с шарами «Суджок» или самомассажу , приемы  расслабления.

3-я часть занятия - русская  народная  подвижная игра

4-я часть занятия - обмен  впечатлениями о проведении  занятия.

Физкультурно - познавательные занятия ,тематические занятия  помогают  формировать  интерес к  физкультуре, развиваем умственные способности  и  формирует интерес к  здоровому образу жизни.