Монтессори-материалы своими руками
методическая разработка (младшая группа) по теме

Шамсутдинова Халида Исмаевна

Многие пособия для занятий по методике Монтессори, или, как их принято называть, Монтессори-материалы своими руками сделать совсем несложно. Для этого подойдут старые коробки, баночки из-под витаминов, продырявленные фанерки (из можно шнуровать), старые рубашки, куртки (расстегивать и застегивать пуговицы или замки), наждачная бумага (для развития сенсорики ребенка), тряпочки, фасоль,  вата и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori-materialy_svoimi_rukami.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примером материалов, которые можно сделать самому, в первую очередь являются рамки-вкладыши Монтессори. Основа любой рамки-вкладыша - обычная пластинка с вырезанным в ней отверстием. Отверстия могут быть разной геометрической формы – от простых фигур (квадрат, круг, треугольник разных размеров) до силуэтов животных, растений, видов транспорта.

Монтессори-материалы сделать своими руками очень легко. Разделите лист цветной бумаги на квадраты примерно 10:1 ширины и высоты. Наклейте цветную бумагу на лист картона, а когда клей высохнет, разрежьте намеченные квадраты и в центре каждой рамки прорежьте отверстие, соответствующее геометрической фигуре. Основное внимание уделите тому, чтобы аккуратно зачистить края отверстия и получившейся фигурки. Фигурка должна легко вставляться в свое отверстие и держаться там. Чтобы ребенку было легче, к фигуркам нужно прикрепить ручки из пенопласта или обычные веревочки. Для упражнений надо около 16 геометрических фигур, соответственно, 16 рамок. Чтобы ребенку было легче ориентироваться, рамка и вкладыш к ней может быть одного цвета.

Также просто изготовить другие Монтессори-материалы – шнуровки и застежки. Для изготовления шнуровок на лист картона крепятся (пришиваются или приклеиваются) два вертикальных ряда колец. Чтобы конструкция была устойчива,  вместо листа можно использовать картонную коробку, а для красоты обтянуть поверхность тканью. Кольца могут быть разного диаметра, при выборе надо учитывать, что чем младше ребенок, тем сложнее ему продевать шнурок в маленькие кольца. Поэтому для самых маленьких лучше использовать большие кольца, например, кольца для штор, а для старших детей – петли для одежды.

Для пособий-застежек на лист картона крепится ткань с разрезом посредине. На одну сторону материала пришивается петелька, на другую – пуговица соответствующего размера. Так же делают материалы с другими застежками – молнией, липучками, кнопками, крючками.

Материалом для развития сенсорного восприятия являются мешочки с разными наполнителями. Это набор небольших одинаковых мешочков, внутрь которых насыпается разная крупа – любая, какая найдется, но разная по размеру или форме. Например, в набор могут входить мешочки с пшеном, рисом, горохом и кукурузой. Особое внимание при изготовлении надо уделить тому, чтобы мешочки плотно завязывались или застегивались, а материал не рассыпался. Можно просто застрочить их, но тогда после загрязнения поверхности надо будет или распарывать строчку, или выбрасывать мешочек.

Преимущество самодельных материалов даже не в том, что их можно изготовить очень быстро в случае, если в каком-то из них появилась срочная надобность, а в том, что, делая их, родитель становится сопричастным к занятиям ребенка. Впоследствии он с интересом наблюдает за обучением и может прийти на помощь, если ребенок попросит, что является одним из базовых принципов методики Монтессори.