Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости

у детей раннего возраста

Целенаправленное развитие речи детей – одно из ведущих направлений, обеспечивающих своевременное психическое развитие детей.

Речь детей на третьем году жизни развивается особенно бурно: существенно обогащается словарь, развиваются все грамматические категории разговорного языка.

Однако, чтобы ребенок проявил природную активность, самостоятельность в освоении языка, требуются определенные условия – высокая культура речи окружающих людей, богатая языковая среда, разнообразная деятельность.

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-3 лет развивается полноценно?

  1. В 2 – 2,5 года дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности; начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
  2. Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за воспитателем движения, действия, слова и фразы.
  3. К 3 – 3.5 годам дети начинают активно стремиться к речевому общению со взрослым, выражая с помощью уже имеющегося словарного запаса свои впечатления, желания.
  4. С готовностью откликаются на предложение почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

В моей группе на начало учебного года было 20 детей разного возраста  с 1,5 до 3 лет. В адаптационный период мною была проведена работа по обследованию речи детей. Используя игры, занятия  с использованием картинок, индивидуальное общение с ребенком, выясняла следующее: служит ли речь для ребенка средством общения или он прибегает в основном к жестам, мимике? Общается ли ребенок посредством фразовой речи или произносит только отдельные слова (или даже отдельные слоги)? Понятна ли речь ребенка окружающим? Охотно ли он повторяет за воспитателем слова, фразы, исправляя тем самым свое произношение?  В результате данного обследования  было выяснено, что совсем не говорящих четверо (все вновь поступившие). Если говорить о тех, кто остался в нашей группе с прошлого года, то у этих детей проблем с общением не было. Только одна девочка плохо шла на контакт, молчала, замыкалась, когда я хотела с ней общаться. Хотя в общении  с детьми вела себя по-другому,  играла. В ходе обследования обратила внимание, что надо систематически проводить работу по совершенствованию произношения слов, укреплению артикуляционного аппарата. Работа по выполнению этих задач ведется в совместной деятельности в течение года по разработкам М.Ф.Фомичевой.

На занятиях по развитию речи и в совместной деятельности на формирование речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей, по-моему, влияет создание спокойной атмосферы в группе, терпимое, доброжелательное отношение к детям, уважение к личности каждого. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются воспитателем, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого ребенка (повторил за воспитателем слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены и отмечены.

Дети очень любят заниматься, но произвольное внимание у них несовершенно. Ребенок с трудом могут сосредоточиться на всем том, что его не заинтересовало, не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятия, тщательно продумываю, чему учить и как это лучше сделать. Малыши очень любят, когда к ним приходят сказочные герои (дед, баба, девочка, собачка и др.), говорят с ними, отвечают на вопросы, учатся у детей, играют с ними, решают проблемы. Занятия целиком или частично проходят в форме игры. Использую такие задания и упражнения, как чередование хоровых ответов с индивидуальными (например, малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т.д.; при этом дети должны быть убеждены  в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают сначала все дети, затем самые маленькие, далее мальчики, которые обещают не обижать ее, и, наконец, один ребенок, который хочет спеть для нее, почитать.

Использую самые разнообразные задания, предполагающие  ответ действием: найдите, покажите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятие, но  и предоставляют детям возможность подвигаться, сменить позу. Включаю специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей, предупреждает утомление.

Нравятся детям и разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!», «Заинька, приходи…», «Ладушки-ладушки», рассказ Е.Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Совсем недавно стали применять такие народные игры, в ходе которых сначала я, затем один ребенок (водящий) показывает какое-то движение, а остальные – повторяют его. Особой популярностью пользуются народные игры «Зеркало» («Ровным кругом, друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), «Где мы были – не скажем, а что делали – покажем».

Драматизации. Чаще всего провожу их в совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и активизацией речевого общения. Важно научить детей не только произносить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать его мимикой, жестами, пантомимикой. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.

Другим фактором успешного овладения речью является чтение стихотворений, народных песенок и потешек. С детьми ежедневно читаем произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые. Их чтение уместно в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время прогулки, при укладывании детей спать. Под текст соответствующей потешки дети показывают, как большие ноги идут по дороге и бегут маленькие ножки. А потешка «Ладушки, ладушки» помогает завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала. Приведу еще пример. Беру куклу, баюкаю, возле меня собираются малыши. Читаю стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

«Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится».

И дети поют песенки, хотят кукле помочь поскорее поправиться.

Пение воспитателем вместе с детьми детских песен, игра на музыкальных инструментах (гармонь, пианино, балалайка) очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения.

Еще одним фактором успешного развития речевого общения считаю сотрудничество старших детей с младшими. Малыши подражают речи и поведению старших, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. Старшие дети, подражая воспитателю, обучают малышей по собственной инициативе, «читают» книжки, опекают, чему-то учат. В свою очередь при каждом удобном случае сама поручаю кому-то из старших проверить, как справился с заданием младший. Например, «Артем, если тебе не трудно, проверь вместо меня, как выполнила задание Анечка. Если она что-то напутала, исправь ошибку». Затем обязательно поблагодарить: «Как дела? Спасибо тебе, Артем, за помощь!».

Еще хочется сказать несколько слов о прогулках. Выходя на прогулку в любое время года, можно найти, повстречать много интересного. Будь то березка, птичье перо необычайной расцветки, коробочку с пуговицей, крупной, блестящей; воронку, через которую можно насыпать песок; цветные мелки, которыми можно рисовать на асфальте и т.д. А это всегда тема для беседы… В конце прогулки можно спросить: «Когда мы вернемся в группу, кому расскажем про нашу находку? Вечером дома не забудьте рассказать маме, папе сестре (брату), или бабушке, что мы видели, что делали, что узнали».

Литература:

  1. Бондаренко А. И. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1977.
  2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. (От рождения до трех).
  4. Сорокина Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театр. Занятия с детьми от 1 года до 3 лет) /Н. Ф.Сорокина, Л. Г.Миланович. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора...

Методическая разработка на тему "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"

Задачи:Познавательное развитиезакреплять знания детей о цветах (синий, красный, зеленый, желтый);формировать у детей способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительно...

Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора"

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные п...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

В этой статье Вы узнаете об эмоциональной отзывчивости и ее роли в становлении личности ребенка...

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...

Из опыта работы "Использование игровых приемов для развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"

Данный материал может использоваться педагогами и специалистами, работающими с детьми раннего и младшего возраста....