Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств новых технологий в оздоровлении. Консультация для воспитателей
методическая разработка на тему

 

Восстановительные процессы в организме человека сформированы и закреплены филогенезом, но их развитие у каждого индивида имеет свои особенности и требует определенных условий внешней биологической и социальной среды и, прежде всего, определенного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_pedagogika.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗДОРОВЛЕНИИ

Консультация для воспитателей

Восстановительные процессы в организме человека сформированы и

закреплены филогенезом, но их развитие у каждого индивида имеет свои

особенности и требует определенных условий внешней биологической и социальной

среды и, прежде всего, определенного образа жизни.

Организация здорового образа жизни для хронически больного ребенка в период выздоровления, стойкой ремиссии болезни, в состоянии полной или частичной компенсации нарушенных болезнью функций, частичного или полного восстановления поврежденных структур включает выполнение им возрастных общественных и бытовых функций, пребывание в возрастной сфере общения и деятельности, развитие индивидуальных наклонений и способностей на фоне создания оптимизма микросреды, питания, ограничения или полного исключения физических и умственных нагрузок, стрессовых ситуаций, активного отношения к собственному здоровью.

Вот те принципы, которые определяют валеологический подход к организации оздоровительной деятельности ДОУ.

ПО определению с. В. Попова валеологическое понятие ЗОЖ включает как биологические, так и социальные принципы: образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетическим, эстетическим, нравственным, волевым, самоорганизованным. В понятие ЗОЖ включены такие составляющие, как оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, положительные эмоции.

Само понятие «здоровье» можно представить в виде стилизованного цветка, стебель и стержень которого отражает духовный аспект здоровья, а пять лепестков - соответственно физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и личностный аспекты.

Таким образом, валеологическое принципы оздоровительной деятельности ДОУ в конечном итоге способствуют формированию и развитию физиологических адаптационных процессов.

Валеологический подход к проблемам оздоровления ставит во главу угла восстановление и повышение адаптационных возможностей организма путем организации здорового образа жизни, тренирующих и закаливающих процедур, экологически здорового питания, фототерапии.

В определенной степени принципам вапеологии отвечает программа «Факультета здоровья», в которой прослеживаются задачи приобщения дошкольников к здоровому образу жизни:

  1. Овладение навыками общей культуры Развитие двигательной активности;
  2. Профилактические меры, отказ от вредных привычек;
  3. Использование питании; рекомендаций рациональном полезных Знакомство с правилами социальной безопасности;
  4. Овладение простейшими приемами психотерапии.

Валеологическая стратегия дошкольного учреждения способствует формированию здорового образа жизни, благодаря организации адекватного санитар не гигиенического режима учебных помещений, проведению утренней гимнастики, гимнастики после сна, занятий в бассейне, сауне, закаливанию, физиопроцедурам, организации оптимальной двигательной активности во время занятий.

Хочу остановиться на оценке двигательной активности детей.

Двигательное развитие оценивается по уровню двигательной активности ребенка, его двигательным умениям.

Критериями оценки двигательной активности (ДА) являются ее продолжительность и объем в условных шагах. Изучение проводится в начале и в конце учебного года. Дифференцируются три группы детей по их подвижности - большой, средней, малой. Низкие показатели объема и продолжительности двигательной активности должны рассматриваться как фактор риска для здоровья и развития ребенка. Как определить подвижность ребенка без шагомера?

Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой.

Что отличает малоподвижных детей? Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстро утомляются. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность - фактор риска для ребенка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни. Последнее особенно тревожно.

Огромная значимость двигательной активности для здоровья и

развития детей обязывает воспитателей не только научиться оценивать их

правильное поведение, но и по возможности корректировать его.

Какие методы используются для коррекции двигательной активности детей малой подвижности? Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, трудовой, игровой.

Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.

Что наиболее характерно для детей большой подвижности? Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют, обычно, четвертую часть численности группы. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

Закономерно возникает вопрос. Следует ли ограничивать в движениях чрезмерно подвижных детей?

Иногда взрослые считают, что надо сдерживать, ограничить в движениях детей большой подвижности. Физиологи утверждают - ни в коем случае! Руководство здесь выражается не в снижении двигательной деятельности, а в регулировании интенсивности движений. Пусть по времени двигаются как можно больше - важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям: метанию в цель; прокатыванию мяча по ограниченной площади; ловле мяча. Особенно полезны все виды и способы лазанья, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади. Особым, регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т. д.

Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное; подвижность их равномерна в течение всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом! Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением. Правильное выполнение движений благоприятно сказывается на функционировании внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устает.

При работе с детьми особую роль играет формирование устойчивости к психоэмоциональному стрессу. Стабильная сбалансированность положительных и отрицательных эмоций характеризует состояние удовлетворительной адаптации человека к окружающей среде. Поэтому воспитание чувств - это не только обеспечение положительного, радостного веселого настроения, но и способность переживать, чувствовать чужую боль, плакать, жалеть, т. к. нет ничего страшнее эмоциональной тупости. Способность переживать состояние эмоционального стресса без повреждения и, прежде всего, без повреждения сердечно-сосудистой системы (инфаркт, ишемическая болезнь), нервной <-1£стемы (психические заболевания, неврозы), соматических структур (язвенная болезнь и др.) - это способность своевременно погасить отрицательные эмоции и сформировать доминанту положительного эмоционального тонуса.

В этой связи в плане воспитательно-образовательной работы необходимо предусмотреть следующие формы работы:

  1. Организация художественно-эстетического воспитания ребенка, организация и посещение выставок, концертов, музеев.
  2. Организация движения милосердия - помощь старших младшим, готовность оказать помощь более слабым, уметь сочувствовать детям, имеющим дефекты внешности.
  3. Экскурсии за пределы ДОУ (эмоциональные и физические).
  4. Чтение эмоционально-насыщенной литературы, понятной и доступной оответствующих фильмов.
  5. Приобщение ребенка к классической музыке, художественной ребенку, просмотр

Девизом здоровьесберегающей педагогики является - не навреди. Образовательный процесс должен строиться так, чтобы поддерживалась, высокая работоспособность, предупреждал ось переутомление, формировалась способность к преодолению ранней усталости, формировалась мотивация к деятельности, индивидуальное дозирование труда и отдыха, рациональная организация физ. минуток.

На занятиях необходимо применять комплекс, игр по снятию статического напряжения. Просмотренные нами занятия заставляют еще раз уделить этому внимание, а именно: воспитатели не всегда обращают внимание на осанку детей; редко используют приемы изменения позы на занятиях: (особенно изодеятельность) сидя, стоя, лежа; не всегда продуманы физ. минутки (разминка пальцев, круговые движения головы, туловища и т. д.); мало используется музыка.

Хотя музыкальное образование рассматривается как элемент лечебной педагогики, широкое использование музыкально-двигательного развития, в основе которого лежит фольклор, помогает правильному физиологическому развитию ребенка при условии контроля физической и эмоциональной нагрузки, учета особенностей заболевания степени эмоциональной нагрузки, учета особенностей заболевания, степени эмоциональной возбудимости и утомляемости ребенка. Следует отметить, что наряду с имеющимися успехами по музыкальному воспитанию, имеются и проблемы: использование музыкальных произведений не в соответствии с режимными моментами, дети недостаточно самостоятельно слушают инструментальные произведения классиков, плохо знают даже самых известных композиторов и их произведения. Большое значение имеют коммуникативные игры, в которых дети учатся общению друг с другом, доброжелательности, уважению противоположного мнения, терпению. В тренировке различных эмоциональных состояний необходимо использовать мимические игры, яркие рисунки, игровые стихи, различные потешки, которые обязательно сопровождаются движениями рук и всего тела.

Всем известно, что для полного оздоравливающего эффекта важное значение имеет умение расслабляться физически, психологически, эмоционально. При проведении ряда занятий можно использовать специальные упражнения, связанные хлопками, шлепками, взаимным массажем, поглаживанием, постукиванием, пощипыванием и т. д. Эти движения сопровождаются пением, речью, ритмическими движениями тела.

Элементы музыкотерапии выступают как фактор успокоительного воздействия на психику ребенка. Установлено, что при использовании музыкального воздействия сокращается адаптационный период с 2-х недель до 3-х, 4-х дней.

Итак, мы отметили, что и организация двигательной активности и использование элементов музыкотерапии выступают как составные части лечебной педагогики.

В заключение хочется, как итог назвать элементы лечебной педагогики, которые мы с вами используем в работе с детьми:

  1. Развитие у ребенка чувства собственного достоинства, чести, добра, справедливости, уважения к окружающим, как основы личностных качеств человека и его успеха в социальной среде.
  2. Формирование мотивации на выздоровление.
  3. Эстетическое и гигиеническое оформление микросреды. Учет влияния света на настроение ребенка.
  4. Организация веселых игр и развлечений, праздничных, юбилейных, литературных вечеров и концертов.
  5. Формирование положительных эмоций в процессе развития навыков общения со сверстниками, педагогами. Формирование положительной эмоциональной атмосферы на занятиях (шутки, смех, свободное передвижение ребенка, свободная поза, положительный, индивидуальный контакт педагога с каждым ребёнком). Творческая атмосфера на занятиях. Формирование положительной самооценки.
  6. Формирование положительных эмоций в процессе интересам.
  7. Формирование положительного эмоционального тонуса:
  8. Через физическую культуру, физическую красоту;
  9. Через доставление удовольствия лечебных процедур (устойчивости).
  10. Формирование естественной резинстентности к эмоциональному стрессу методами адаптации к физическим факторам среды.