Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Савкова Татьяна Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_pedagogika.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Функция сохранения и укрепления здоровья детей занимает особое место в деятельности педагогов в силу того, что сохранение физического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. С нашей точки зрения, необходима тщательная разработка области знаний, характеризующей процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Перспективным направлением развития образования в настоящее время является разработка системы обучения здоровьесберегающей и оздоровительной направленности.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой таким педагогическим системам и направлениям, как педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, личностно-ориентированная педагогика.  Здоровьесберегающая педагогика, прежде всего, должна основываться на идеях гуманизма и природосообразности.

Основные отличия здоровьесберегающей педагогики от других наук и отраслей наук, решающих вопросы сохранения здоровья:

1. Здоровьесберегающая педагогика – это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей. Следуя идеям здоровьесберегающей педагогики, для сохранения и укрепления здоровья детей важно использовать возможности самой педагогической науки и деятельность педагогов.

2. Здоровьесберегающая педагогика связана с гигиеной, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеопедагогикой.

3. Только здоровьесберегающая педагогика, рассматривая проблему сохранения здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, в состоянии кардинальным образом повлиять на деятельность педагогов, на содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

4. Основные методы: педагогические, психологические, социально-психологические, гигиенические.

 

Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого ребенка умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.

Здоровьесберегающая педагогика, являясь областью знаний, характеризующей процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей, нуждается в разработке специфических принципов, закономерностей, подходов, содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на оптимизацию процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.

 Более подробно хочется остановиться на двигательной активности детей в ДОУ.

 Огромная значимость ДА для здоровья и развития детей обязывает воспитателей не только научиться оценивать их правильное поведение, но и по возможности, корректировать его.

 Следует ли ограничивать в движениях чрезмерно подвижных детей? Физиологи утверждают – ни в коем случае! Руководство здесь выражается не в снижении ДА, а в регулировании интенсивности движений. Пусть по времени двигаются как можно больше - важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченному пространству, ловле мяча. Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади. Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельно беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, поезд, самолет…

 Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное. Подвижность их равномерное в течение всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях, они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенны, целенаправленные и четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

 Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом. Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением. Правильное выполнение движений благоприятно сказывается на функционировании внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устает.

Пи работе с детьми особую роль играет формирование устойчивости к психоэмоциональному стрессу. Стабильная сбалансированность положительных и отрицательных эмоций характеризует состояние удовлетворительной адаптации человека к окружающей среде. Поэтому воспитание чувств -это не только обеспечение положительного, радостного настроения, но и способность переживать, чувствовать чужую боль. Способность переживать, состояние эмоционального стресса без повреждения и, прежде всего, без повреждения сердечно-сосудистой системы, соматических структур - это способность своевременно погасить отрицательные эмоции и сформировать доминанту положительного эмоционального тонуса.

По этой причине в плане воспитательно-образовательной работы необходимо предусмотреть следующие формы работы:

-организация художественно-эстетического воспитания ребенка, организация и посещение выставок, концертов, музеев.

-Экскурсии за пределы ДОУ.

-Чтение эмоционально-насыщенной литературы.

-Приобщение ребенка к классической музыке.

 Девизом здоровьесберегающей педагогики является-не навреди! Образовательный процесс должен строиться так, чтоб поддерживалась высокая работоспособность, предупреждалось переутомление, формировалась мотивация к деятельности, индивидуальное дозирование труда и отдыха, рациональная организация физкульт.минуток.

 На занятиях необходимо применять изменения позы на занятиях, продумывать физкульт.минутки, использовать музыку.

 В работе с детьми в ДОУ используются следующие элементы лечебной педагогики:

-развитие у ребенка чувства собственного достоинства, чести, добра, справедливости, уважения к окружающим, как основы личностных качеств человека и его успеха в социальной среде.

-формирование мотивации на выздоровление.

-эстетические и гигиеническое оформление микросреды. Учет влияния света на настроение ребенка.

-организация веселых игр и развлечений, праздничных, литературных вечеров и концертов.

-формирование положительных эмоций в процессе развития навыков общения со сверстниками, педагогами. Формировние положительной эмоциональной атмосферы на занятиях. Творческая атмосфера на занятиях. Формирование положительной самооценки.

-формирование положительного эмоционального тонуса через: физическую культуру, через доставление удовольствия лечебных процедур (устойчивости),формирование естественной резистентности к эмоциональному стрессу методами адаптации к физическим факторам среды.

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19»

Тел. 8-965-318-45-25 e-mail: kosmonavt1968@yandex.ru                141500 г. Солнечногорск, ул. Баранова, д.23а

        

Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении.

(консультация для педагогов)

                                                     Инструктор по ФК

        Савкова Т.А.

        Солнечногорск 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств новых технологий в оздоровлении. Консультация для воспитателей

Восстановительные процессы в организме человека сформированы и закреплены филогенезом, но их развитие у каждого индивида имеет свои особенности и требует определенных условий внешней биологическ...

Фольклор как одно из средств здоровье сберегающих технологий, одна из форм арттерапии.

Одно из важнейших направлений по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" -забота о здоровье воспитанников. Игровая форма  в использовании здоровье сберегающих технологияй, перечень при...

проектная деятельность с детьми - одно из средств реализации принципа интеграции и комплексно-тематического подхода

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРAЦИИ И КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДАДошкольный возрaст является периодом интенсивного рaзвития познaвaтельног...

Семинар для воспитателей Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий оздоровления детей

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, в нем дана характеристика основных направлений оздоровительной деятельности, перечислены  современные здоровьесберегающие технологии, ...

Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах

Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей....

Методы педагогики М.Монтессори как средство реализации ФГОС ДО

Практическое применение  педагогики Марии Монтессори возможно в обычном детском саду...