Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах
статья на тему
Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzey.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах.
Воспитатель Алексеева Л.Ю.
Москва 2017 г.
Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей.
Для успешного художественного - эстетического развития детей при ознакомлении с музеями изобразительного искусства, в первую очередь необходимы:
- организация соответствующей предметно – пространственной среды (изостудия, мини- музеи и.т. д.)
-профессионально – грамотная и индивидуально – дифференцированная работа воспитателя и музейного педагога.
Именно по этому, работа с детьми в данном направление, должна быть системной, поэтапной, включая подготовку ребёнка в детском саду к посещению музея, экскурсию с ним в этот музей и занятия в детском саду по закреплению музейных впечатлений.
Российский научно – практический центр ( Р Н П Ц ) по проблемам музей ной педагогики при Государственном Российском музее в г. Санкт – Петербурге проводит целенаправленную просветительскую работу среди дошкольников. Расширяют и углубляют исследования музеев по данной проблеме и контакта с детскими садами.
Все возрастающий интерес родителей к посещению музеев с детьми дошкольного возраста стимулирует музейных педагогов создавать специальные музейные программы занятий; проводить экскурсии в музеях с детьми детского сада. А воспитатель детского сада становится основным посредником между детьми и музеем. Это большая, ответственная и благородная просветительская работа, направленная в будущее.
Так что же такое «музейная педагогика»? Термин «музейная педагогика» пришёл к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 в.в. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена , Г. Франденталя. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно – воспитательная. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970г. И постепенно получило всё большее распространение.
«Музейная педагогика» …Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музей – это фактически исторически сложившийся инструмент, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Продолжая оставаться более эффективной базой для общения, культурно – образовательной средой, местом повышения культурно – образовательного процесса.
Основными задачами музейной педагогики являются:
- работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями;
-развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
-воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;
-создание в музее условий , при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно;
-практическая культурно- образовательная деятельность музеев.
И в связи с этим в своей работе мы использовали педагогические возможности данного направления. Учитывая все составляющие вышеназванного аспекта нами были определены направления организации воспитательно – образовательной работы цикла «Музей и ребёнок».
Целью нашей работы было:
-укрепление общения и сотрудничества педагогов и родителей в направлении развития познавательных качеств дошкольников средствами музейной педагогики (оформление музейных экспозиции).
Исходя из цели, были определены задачи:
1.Педагогическое просвещение родителей с использованием эффективного сотрудничества.
2. Развитие познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников средствами музейной педагогики.
3. Создание условий для развития детей средствами музеев.
Актуальностью данной проблемы состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться воспринимать произведения искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного в своём быту; приобщение детей к истории искусства (в увлекательной форме игр - путешествий); овладении некоторым искусствоведческим словарным запасом; усвоении навыков устойчивого художественного восприятия.
Первым нашим шагом в нашей работе стало создание мини – музея «Любимая игрушка наших родителей», ведь игрушки окружают ребёнка с самого рождения, а когда – то и наши родители тоже были детьми! Игрушка для ребёнка несёт в себе огромное значение, она развивает его интеллект, эстетический вкус, даёт навыки общения, становится порой самым близким другом, обеспечивая душевный комфорт. Красивая и занимательная игрушка радует ребёнка и запоминается подчас на всю жизнь как самая любимая. Игрушка, кроме того,- часть нашей культуры, она несёт в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняет приметы настоящего. Понять и почувствовать это ребёнку поможет посещение музеев игрушки.
Следующим нашим шагом стало создание мини- музея «Музей друзей медвежонка Тедди». Дети и родители, а также педагогические работники нашего дошкольного учреждения с удовольствием приносили своих любимых медвежат. Собрав и систематизировав весь материал, нами была выпущена книга про любимого мишку. Каждый написал небольшой рассказ о своём любимце, ведь медвежонок присутствует в жизни каждого из нас с самого рождения, ему мы доверяем свои тайны и заветные мечты. В нашем мини – музее дети и взрослые попробовали себя в роли экскурсоводов, они с интересом рассказывали о всех экспонатах, но особенно им понравилось знакомить посетителей со своим дорогим мишкой!
Затем мы организовали автобусную экскурсию в город Коломну, где посетили музей «Лоскутная мастерская». В небольшом зале детей и родителей с традиционными куклами – оберегами. Их лоскутные головки не имеют лица и глаз, т.е. не нарисованы. Экскурсовод рассказал, что раньше, по народному поверью, мастер не разрисовывал лицо кукол – оберегов, чтобы «не сглазить» ребёнка, который играет с этой куклой. Она предложила детям подержать в руках и более внимательно рассмотреть обереги, что вызвало всеобщее оживление, несколько игрушек дети аккуратно передавали друг другу. Рассматривая игрушки, дети и взрослые сразу различили по одежде кукол «бедненьких» и «богатеньких», определяли, что куклы – обереги с головками, обернутые кумачом или в «горошек», - «весёленькие куколки».Такие куклы особенно любимы детьми, поскольку хранят в себе частичку сердца и душевное тепло мастерицы. Для нас был организован мастер- класс по изготовлению кукол – оберегов. Куклы обереги делаются разными способами, для разных этапов жизни, но с одной целью – защитить. Принцип изготовления кукол – оберегов тоже один. По традиции, освященной ткани нельзя было дотрагиваться ножницами, поэтому материю просто рвали. Это распространилось и на использование иголки. Так что чаще всего, кукол сворачивали из нескольких лоскутков и перетягивали нитками. Мы были все очень заинтересованы куклами – оберегами и большим удовольствием каждый из нас сделал свою куклу, в которую мы вложили частичку своей души и наилучшие пожелания. Возвращаясь обратно, в отличном расположении духа, родители предложили устроить мини – музей куклы – оберега в нашей группе. Дома родители вместе с детьми изготовили другие куклы и организовали небольшой музей в детском саду, где сами были экскурсоводами и знакомили детей с куклами- оберегами.
Равнодушных к нашей работе не осталось никого! Среди родителей воспитанников нашлись и такие, которые сами увлекаются коллекционированием. Так семья одной из воспитанниц приобщила нас к сказочному миру стекла, и предоставила нашему вниманию коллекцию «Стеклянной игрушки». Кого только нет в этом удивительном хрупком мире! Вот зайчик из любимого мультика «НУ, погоди», а вот и мишка косолапый, маленькие куколки и многое другое восторга от увиденного не было предела.
Не отставали и педагоги нашего сада от родителей! Свою коллекцию фарфоровых кукол показала и воспитатель Алексеева Л.Ю. ,а потом была организованна поездка в Музей Уникальных кукол, который был создан 22 октября 1996 года известным коллекционером и театральным художником Юлией Вишневской в центре Москвы, на улице Малая Дмитровка. В основе экспозиции – ее частная коллекция, насчитывающая 2500 экспонатов. Подобных коллекций в мире мало. Все они – национальное достояние тех стран, в которых расположены: Музей детства в Лондоне, Музей принцессы Монако, частные коллекции Дианы Верни в Париже и Деми Мур в США. Этот новый маленький, очень уютный и необыкновенно красивый музей вернул нам из небытия прелестные произведения прикладного и декоративного искусства. Сделанные из хрупкого материала (фарфора, воск, мякиш хлеба, ткань, дерево), десятилетиями хранившиеся без должного ухода, эти куклы, возродившись под чуткими руками реставратора, стали яркими представителями своего времени – первой половины 19-20 в.в. В музее мы увидели старинных кукол немецких, английских, японских и русских мастеров. Нам рассказали, где и как производили кукол и все аксессуары к ним.
Крошечный музей авторской игрушки - это царство детских грёз, сказочная страна, где собраны игрушки, с которыми играли ещё наши прабабушки и прадедушки. Радует малышей обилие кукол и игрушек, экспозиция создаёт жизнерадостное настроение благодаря нежным « тёплым» нарядам кукол. Мальчиков привлекают всевозможные повозки (санки, пролётки, кареты), автомобили «ландо» начала века, лошадки и всадники, солдатики и пушечки, мушкеты и сабельки. Каждый экспонат этого музея уникален, он является образцом прикладного искусства, отражающим часть ушедшей эпохи, полной красоты и достоинства жизни. Мир этого музея для ребёнка – это мир сказки и мир художника – мастера, кукольника, произведения которого достойны восхищения коллекционеров и детворы.
Экскурсия в «мир кукол» порадовала детей и родителей. Каждый по-своему выражал свои симпатии к персонажам. Дети вместе с родителями приседали перед витринами и о чём - то разговаривали с куклами и между собой. После экскурсии дети под впечатлением увиденного, рисовали рисунки и в группе была организована вернисаж «Мир куклы глазами детей».
На этом мы не остановились и отправились на экскурсию в «Дом – музей Корнея Чуковского» в Переделкино. Дом Чуковского настолько живой, что создаётся ощущение, что вот - вот навстречу выйдет сам хозяин. Интерьер дома сохранён таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Он наполнен чудесами, которые сошли со страниц детских книжек. В гостиной мы увидели кувшин, который стал моделью для художника, оформляющего первое издание «Мойдодыра», и чёрный дисковый телефон, по которому Чуковскому звонил» слон» и прочие представители фауны («У меня зазвонил телефон – кто говорит? - Слон…»). В кабинете – макет «Чудо – дерева», сделанный в подарок ребятами. А настоящее «Чудо – дерево» мы увидели в саду рядом с домом. Наши ребята в дар музею привезли своё «Чудо – дерево» сделанное своими руками!
Дети всегда были самыми желанными гостями в доме Чуковского. Он собирал ребятишек со всего Переделкино – читал им свои произведения, играл с ними, вёл разговоры. Нам показали любимые игрушка Чуковского, проводили на лесной участок, прилегающий к дому, где находиться костровая площадка и эстрада со скамейками. Здесь проводил Корней Иванович знаменитые «Костры», на которых побывали тысячи ребятишек из окрестных деревень, санаториев и пионерских лагерей. И многое другое нам показали экскурсоводы, мы увезли с собой хорошее настроение и массу новых впечатлений.
Дети и родители, находясь под впечатлениями от посещений музеев стали предлагать всё новые и новые идеи для создания мини – музеев. И, следующим стало открытие мини – музея «Колокольчики». Мы, взрослые, хотели помочь ребёнку увидеть, что стоит за вещью, понять её символический язык, а колокольчик – безусловно, очень символический предмет: это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, и тревожный набат колокола, и переливный колокольный звон, и колокольчики украшающий наш быт. Мини- музей «Колокольчик»- место удивления и восторга. Были представлены колокольчики из разных материалов: глиняные, металлические, фарфоровые, даже деревянные, стеклянные. Есть в этом собрании сувенирные колокольчики из разных стран: Германии, Кипра, Египта, Турции и т. д. Много было представлено колокольчиков с символикой регионов. Наряду с приобретенными, в экспозиции были представлены декоративные колокольчики к праздникам, изготовленные детьми и взрослыми самостоятельно: раскрашенные глиняные, вылепленные из солёного теста, сплетённые из бисера, сложенные из бумаги.
Ребята не только увидели, но и услышали «голоса» экспонатов: скромное бряканье бубенчиков, громкий звон колокольчика – подсвечника, незамысловатое «динь-динь» рыболовных «острожков» и загадочную «музыку ветра» ударных трубчатых колоколов.
Мини – музеи детского сада готовят детей к посещению больших музеев. Воспитатель, приобщая детей к созданию в детском саду своего мини – музея, рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров – собирателей «предметов красоты», поощряет активность и любознательность ребёнка. Важно, чтобы уже в детском саду ребёнок осознавал понятие «образ музея».
Сотрудничество детского сада с музеями и семьями, имеющими домашние коллекции, способствует формированию у детей эстетического отношения к жизни. У ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, уважение к деятелям культуры и искусства. Создавая свой наивный мир со своими сюжетами, образами, яркой палитрой чувств и представлений, дети всегда с радостью делятся своими открытиями с друзьями и близкими.
Литература:
1.Белякова Л.М.Музейная педагогика: новый взгляд на образование. 2.Дополнительное образование и воспитание. -2006.№ 5.-С.17-21.
3.Выготский Л. С. Психология искусства.- М.: педагогика, 1987.
4.Пантилеева Л. В. Музей и дети. -М.: Изд. Дом «Карапуз»,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.
Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...
циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе
Циклограмма календарного планирования, содержащая различные формы работы с детьми на целый день, в течение недели...
«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...
Режим дня, как одна из форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Сообщение из опыта работы...
Организация воспитательно образовательной работы летом в дошкольном учреждении
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ...
Формирование представлений детей дошкольного возраста о культуре удмуртского народа средствами проектирования организации воспитательно-образовательного процесса
Технология проектирования в детском саду...
ИКТ - как эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Использование ИКТ в процессе организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии вх...