Семейный детский сад
методическая разработка на тему

Солотина Татьяна Викторовна

Организация работы семейного детского сада, как структурного подразделения учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sds.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

     В октябре 2007 г.  Вышел следующий документ:

     В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, развития новых форм системы дошкольного образования, поддержки материнства и детства Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности семейного детского сада для детей из многодетных семей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (приложение 1)…[1]

   Семейный детский сад – одна из новых форм дошкольного образования, появившаяся по социальному запросу. В отличие от других форм дошкольного образования Семейный детский сад имеет  несколько немаловажных особенностей и главная из них та, что дети получают дошкольное образование в привычной им микросреде, без отрыва от семьи. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила"[2]. Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.  Семейный детский сад полностью соответствует данной концепции.

     Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Организуется он  для многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте от 2 мес до 7 лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Подобные семейные детские сады организуются с целью:

  1. поддержки многодетных семей;
  2. предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
  3. расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.

Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:

  1. приказ окружного управления образования об открытии "Семейного детского сада";
  2. приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения "Семейный детский сад";
  3. приказ о назначении на должность воспитателя семейного детского сада родителя (законного представителя) многодетной семьи;
  4. служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
  5. документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, , свидетельство многодетной семьи);
  6. трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
  7. документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, аттестационный лист).

Организация питания в семейном детском саду, возлагается на воспитателя. Источниками формирования финансовых ресурсов являются являются средства бюджета на основе нормативного финансирования из расчета на одного воспитанника. Все продукты должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет медицинская сестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию.

     Для работы структурного подразделения в штатное расписание были добавлены следующие единицы:

       - воспитатель - 1,0 ст.;

       - воспитатель по физкультуре - 0,25 ст.;

       - музыкальный руководитель - 0,25 ст.;

       - старшая медсестра - 0,25 ст.;

       - педагог-психолог - 0,25 ст.;

       - социальный педагог - 0,5 ст.

Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).

По всем этим должностям были разработаны циклограммы занятости, с учетом особого режима работы структурного подразделения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

    Для СДС был установлен 5-дневный режим работы, а также установлено расписание проведения занятий на базе учреждения, включающие в себя музыкальные занятия, занятие по физической культуре в спортивном и тренажерном залах, плавание, игротренинг, занятие по познавательному развитию (для детей до 3-х лет на Монтессори-материале), а также 2 раза в неделю – совместные прогулки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. Разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него творческих способностей в разных видах детской деятельности, соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества, обогащение детского развития с использованием новых педагогических технологий;
  2. Воспитание у детей ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
  3. Актуализация духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства
  1. Обеспечение полноценного познавательного развития детей от 2-х месяцев до 7 лет средствами игры, развивающей предметной среды, организованной и самостоятельной деятельности детей;
  2. Совершенствование работы по воспитанию эмоциональной культуры и социальному развитию личности;
  3. Установление партнерских отношений с семьей по созданию общности интересов;
  4. Внедрение  новых эффективных технологии сотрудничества с родителями в практику психолого-педагогического партнерства
  5. Социализация  детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
  1. Приоритет  интересов ребенка и его благополучия.

     Для организации  жизнедеятельности детей в Семейном детском саду в течение дня была разработана следующая схема:

Утро

  1. Физкультурно-оздоровительная работа

Водные и воздушные процедуры, утренняя гимнастика

  1. Индивидуальная работа
  2. Беседы
  3. Хозяйственно-бытовой труд
  4. Занятия

Развитие речи

Физкультура

Познавательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

Коррекционные занятия

  1. Прогулка

Наблюдения, эксперименты,

спортивные игры и упражнения, подвижные игры

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Дидактические игры
  3. Театрализованные игры
  4. Индивидуальная работа с детьми
  5. Коррекционные занятия

      Была разработана система поддержки и базового обучения воспитателя Семейного детского сада, которая включала в себя консультирование, посещение занятий, наставничество. Система была выстроена по  точечно-концентрическому принципу, охватывая основные области и линии развития  с точки зрения теоретических принципов и особенностей, подкрепляя их практическими занятиями. До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, руководствовалась специальной литературой и мнением заслуженных педагогов и психологов, использовала книги, имеющие противоречивые цели и задачи, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам. Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей.

    Социальный педагог, педагог-психолог и старшая медсестра ведут постоянное наблюдение за детьми в домашних условиях для  коррекционной работы по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек, соблюдению СанПиН, соблюдению режимных моментов и структуры занятий. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5,6). Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы. Планирование  работы семейного детского сада все же несколько отличается от общепринятого (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий, группу оснастили необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом.  В дальнейшем воспитатель семейного детского сада была направлена на курсы повышения квалификации МИОО, которые проходили в два этапа: май 2008 г. и октябрь 2008 г.

     Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:

     Социальный педагог и педагог-психолог  регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.

На  занятиях  используются приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.

Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.

     В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель – их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.

       Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.

 Между тем при организации семейного детского сада мы столкнулись с некоторыми трудностями, а именно:

  1. отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
  2. обеспечение дидактическим и игровым материалами «Семейного детского сада», рекомендованными Департаментом образования г. Москвы и соответствующим требованиям СанПиН.

     Открывая  семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.

     Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для мамы дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. Д.).

     Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, мама-воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.

       Осуществлять контроль за работой структурного подразделения тоже очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного детского сада, его мотивов, выбранного режима работы, индивидуальных возрастных особенностей детей. И каковы бы не были причины открытия группы – мама делает это для своих собственных детей, для их развития и благополучия. Однако все виды контроля осуществляются согласно плану воспитательно – образовательной работы на текущий год. Тематический контроль ведется без каких-либо изменений, небольшая коррекция требуется при проведении  оперативного и предупредительного  контроля с учетом специфики функционирования структурного подразделения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТЧЕТ ПО  РАСХОДОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД ГОУ д/с № … ЗА ______________200__Г.

№ п/п

Наименование продукта

№ и дата чека

стоимость

1.

2.

3.

ИТОГО:

Воспитатель СДС    ________________________ /___________________/

Медсестра               ________________________ /___________________/

Гл. бухгалтер           ________________________ /___________________/

Руководитель ГОУ ________________________

/___________________/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ

воспитателя по физической культуре

Понедельник

  1. Физкультурное занятие
  2. Подвижные игры
  3. Подготовка к занятиям, оформление документации

3 часа

Среда

  1. Индивидуальная работа по развитию движений
  2. Физкультурное занятие
  3. Консультирование воспитателя

3 часа

Пятница

  1. Физкультурное занятие
  2. Индивидуальная работа по профилактике нарушений ОДА
  3. Подготовка к занятию, оформление документации
  4. самообразование

3 часа

Социального педагога

Понедельник

  1. индивидуальная социально-психологическая диагностика, совместно с психологом
  2. психопрофилактическая  работа
  3. игровой тренинг с детьми

2 часа

Вторник

  1. психопрофилактическая работа
  2. оформление  документации

2 часа

Среда

  1. наблюдения в детском коллективе
  2. консультативная работа

2 часа

Четверг

  1. обучающие и развивающие занятия
  2.  подготовка к занятиям

2 часа

Пятница

  1. Работа по сотрудничеству с организациями
  2. Оформление документации

2 часа

Педагога-психолога

Понедельник

  1. Психологическая диагностика совместно с социальным педагогом
  2. Оформление документации

1,5 часа

Вторник

  1. Профилактическая работа с детьми
  2. Наблюдения в детском коллективе
  3. Оформление документации

2  часа

Среда

  1. Коррекционная работа с детьми на основе диагностических данных
  2. Подготовка к занятиям

2 часа

Четверг

  1.  Консультирование педагогов
  2. Консультирование родителей
  3. Профилактическая работа с детьми

2 часа

Пятница

  1. Оформление документации
  2. Работа по самообразованию

1,5 часа

Музыкального руководителя

Понедельник

  1. Подготовка к занятиям
  2. Подбор нотного и текстового материала

1,5 часа

Вторник

  1. Музыкальное занятие
  2. Оформление музыкальной среды
  3. Консультирование родителей

1 час

Среда

  1. Подбор фонотеки
  2. Оформление документации

1 час

Четверг

  1. Музыкальное занятие
  2. Индивидуальная работа с детьми

1,5 часа

Пятница

  1. Подготовка сценариев, дидактического материала
  2.  Сотрудничество с педагогами

1 час

Старшей медсестры

Понедельник

  1.  Профилактический осмотр детей.
  2. Подготовка к диспансерным мероприятиям

2 часа

Вторник

  1. Оформление медицинской документации

2 часа

Среда

  1. Проверка санитарного состояния
  2. Консультирование педагогов по соблюдению СЭ режима

2 часа

Четверг

  1. Подготовка и проведение плановых медицинских манипуляций

2 часа

Пятница

  1. Сотрудничество с педагогами и организациями

2 часа

воспитателя

Проведение физкультурно-оздоровительной работы

  1. Утренняя гимнастика
  2. Водные и воздушные процедуры
  3. Подвижные игры

15 мин

20 мин

20 мин

Организация подготовка  и проведение прогулки

  1. Одевание и раздевание
  2. Наблюдения
  3. Игровая деятельность
  4. Самостоятельная детская деятельность

20 мин

20 мин

45 мин

15 мин

Подготовка и проведение занятий

  1. Групповые занятия
  2. Индивидуальные занятия

1 час

Организация и руководство игровой деятельностью

  1. Дидактические игры
  2. Театрализованные игры
  3. Подвижные игры

1.10 час

Организация трудовой деятельности

  1. Дежурства
  2. Хозяйственно-бытовой труд

30 мин

Оформление документации

  1.  Оформление педагогических планов
  2. Оформление результатов диагностики
  3. Оформление табелей посещаемости

1 час

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД НА  БАЗЕ ГОУ

понедельник

9.00 – 9.20

Музыка

Муз.рук-ль

9.30 – 10.00

Изодеятельность

Воспитатель

10.00-10.30

Игротренинг

Педагог-психолог

10.45 – 11.30

Прогулка

Воспитатель

Среда

9.00 – 9.40

плавание

Воспитатель по физо

9.45 – 10.15

Познавательная деятельность

Социальный педагог, воспитатель

10.40 – 11.30

Прогулка

Воспитатель

Четверг

9.00-9.20

Физкультура

Воспитатель по физо

9.30 – 10.00

Изодеятельность

Воспитатель

10.00 – 10.30

Игротренинг

Педагог-психолог

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Взаимодействие специалистоВ

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель ФИЗО

          Группа  СДС

Библиографический список.

  1. "Конвенция о правах ребенка"(Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН).
  2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 16.03.2006)"Об образовании"
  3. Кого и как мы растим. Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. Санкт – Петербург 2002
  4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии М.,2001.
  5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. Методическое пособие. М., 2006.
  6. Сластенин, Исаев, Шиянов. Педагогика. М., 2002.
  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 1999.
  8. Социально-экономические основания  развития образования в России / Обзорно-реферативный сборник.- М., ИПТ и МИО РАО, 1994.
  9. Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж// Дошкольное воспитание № 8 2005.
  10. Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников» Ж// Начальная школа №6 2002.
  11. Крулехт М. «Инновационные программы дошкольного образования» Ж// №5 Дошкольное воспитание 2003.
  12. Стеркина Р., Князева О. рекомендации по организации работы дошкольных учреждений //  Дошкольное воспитание.-1992 №1.


[1] ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ.ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 октября 2007 г. N 951-ПП «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА»

[2] Педагогические сочинения Н.К.Крупская, М, 1982