Работа психолога с семейным детским садом.
статья по теме

Из опыта работы психолога со структурным подразделением семейный детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психолог в семейном детском саду21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога  с семейным детским садом.

        В  настоящее время  одной из форм   работы  с   многодетными родителями дошкольников является  организация  семейного детского сада, когда  родитель  детей одновременно  является  и их воспитателем  - сотрудником детского сада. У такой  формы работы есть своя специфика, и  в этой статья я хочу рассказать о работе педагога-психолога с семейным детским садом.

        Основную цель работы психолога  и в детском саду, и в семейном детском саду, можно сформулировать как   создание условий, которые способствуют  гармоничному и эффективному развитию ребенка и психологическому  благополучию семьи.  Выполнение этой цели  требует от психолога работы  в нескольких направлениях: это работа с  мамой-воспитателем,  работа с семьей в целом, работа с детьми и работа с другими специалистами   детского сада, взаимодействующими с семьей (логопед, физкультурный и музыкальный работник и др.). Необходимо отметить, что именно слаженная  работа всех задействованных специалистов обеспечивает наибольшую  эффективность воспитательного процесса.

        Педагог-психолог семейного детского сада  работает с нагрузкой 0,25 ставки и  ведет точно такую же докуметацию, как обычный педагог-психолог ( план работы, график работы на неделю, карты детей, аналитический отчет, методики и программы работы).

        Работа психолога с мамой воспитателем семейного детского сада начинается с беседы-знакомства, в ходе которой выявляются  как личные особенности  человека, так  и  ее актуальное психологическое и эмоциональное состояние.  В некоторых европейских странах  каждой маме, родившей второго  (а тем более третьего, четвертого ребенка)  в рамках социальной работы  обязательно предлагаются  бесплатные консультации с  психотерапевтом. Так как считается, что даже рождение второго ребенка может вызывать  у женщины стресс, и ей необходима  поддержка, а может быть даже и полноценная  психологическая помощь. В нашей стране эта практика не распространена,   и многодетная матери, как правило,  предоставлены сами себе, а  если и    получают психологическую поддержку, то ищут ее сами. Действительно, многодетная мать может находиться в состоянии  затянувшейся постродовой депрессии, в тревожном, инфантильном   или отвергающем состоянии, у нее могут быть сложные взаимоотношения  с отцом детей или с другими членами семьи. И все эти проблемы, как правило, пущены на самотек, потому что у многодетной матери нет времени заняться собой и уделить время своим нуждам. Или ситуация может складываться наоборот – мать, находящаяся в травмированном состоянии, не уделяет достаточно внимания детям. В любом случае, нездоровая  атмосфера в семье вредит полноценному и нормальному развитию детей. Психолог,  включенный  в  работу семейного детского сада, может выявить причину  дисбаланса жизни каждой конкретной семьи и помочь гармонизации отношений.

        Кроме непосредственно беседы с родителями, можно использовать анкеты и опросники для выявления стиля семейного воспитания. Эти опросники хорошо структурированы и быстро  позволяют выявить «проблемные зоны» в представлениях о  воспитании детей. Однако, в своей практике я столкнулась с ситуацией, когда многодетная семья  являлась очень религиозной, и некоторые пункты опросника  показались родителями некорректными с точки зрения их  религиозных воззрений. В таком случае родителям можно предложить  написать сочинение  на тему их представлений о воспитании и о собственной семье. Сочинение может быть как в свободной форме, так и в виде развернутых ответов на пункты-вопросы. Вопросы или основные пункты для сочинения  психолог может составить, опираясь на уже разработанные опросники так, чтобы они отражали все ключевые моменты.

        Хорошо, если в сочинении  родитель отразит  свои представления о наказании и поощрении ребенка, о дисциплине, о требованиях, предъявляемых к ребенку в семье. В зависимости от того, насколько подробно изложит в сочинении  родитель свои представления о воспитании, специалист может сделать заключение не только о преобладающем стиле воспитания (самое элементарное деление -  авторитарный, демократичный или попустительский), но  и сделает выводы о том, насколько защищен ребенок в семье, удовлетворены ли его  основные потребности, устойчив ли стиль воспитания у всех взрослых членов семьи и многое другое, что поможет в дальнейшей работе.

        После  знакомства с родителями психолог начинает работать  и с детьми тоже.   В ходе знакомства и первичной диагностики детей выявляются их личные особенности,  черты характера и уровень  развития,  так же «глазами ребенка»  дополняется картина психологической атмосферы в семье.

        Работа психолога с ребенком в течение года зависит от запроса родителей: это может быть подготовка к школе, коррекция эмоционального состояния или развитие коммуникативных способностей. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. Однако вполне возможна ситуация, когда родители не заинтересованы в психологической помощи и поддержке и сразу заявляют об этом. В таком случае психологу важно вовремя предоставить родителям  подробную информацию о всей возможной работе  и  помощи, которую он может оказать. Право воспользоваться этим предложением или отказаться от него всегда остается за родителями.

Существуют следующие формы  взаимодействия  психолога с семейным детским садом:

  1. индивидуальные занятия на территории ГБОУ;
  2. индивидуальные занятия  дома;
  3. групповые занятия на территории ГБОУ (с группой разновозрастных детей – сиблингов,  группой, состоящей из детей и родителей семейного детского сада; включение детей   семейного детского сада в группу детей, посещающих ГБОУ);
  4. групповые занятия дома;
  5. дистанционная форма (психолог дает воспитателю рекомендации по работе с детьми). В настоящее время, когда интернет все активнее входит в нашу жизнь, дистанционная форма  общения с родителями используется все чаще.

        Как правило, мамы-воспитатели семейного детского сада –  очень занятые женщины,  у которых нет времени на посещение психологических занятий. Основная их просьба – это развивающие занятия с детьми. Кроме того, многодетная мама – это мама опытная. Воспитав три-четыре и больше детей,  такая мама придерживается устоявшегося взгляда на воспитание, ее не смущают внезапно появившиеся страхи у ребенка или  детский онанизм, она уже  привыкла справляться с такими ситуациями своими силами. Поэтому, в работе с многодетными матерями с одной стороны важна активная позиция психолога, умение обратить внимание родителя  на существующие проблемы, а  с другой стороны  -  деликатность и тактичность.

        Семейный детский сад – не самая распространенная форма работы с многодетными семьями. Не в каждом детском саду есть такие структурные подразделения,  и информации по ним мало. Кроме того, в связи с постоянными преобразованиями  и изменениями, касающимися системы дошкольного образования, будущее этой формы работы непредсказуемо. Тем не менее, уже появилась литература, на которую можно опираться в своей работе. В этих книгах мало информации, посвященной именно психологической составляющей, но их можно рекомендовать  родителям-воспитателям детского сада, для облегчения их методической работы.

1.  Семейный детский сад. Практическое пособие.  Т. В. Волкова, А. С. Червова,  Айрис-Пресс

 

2.  Семейный детский сад. Новые формы дошкольного образования. Составители: Мария Цапенко, Н. Симонова, Ксения Белая, Школьная пресса

   

3.  Перспективное планирование в семейном детском саду для работы с детьми 2-3 лет. М. М. Цапенко, Т. В. Волкова, А. С. Червова, Мозаика-Синтез. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога. Адаптация в детском саду.

Советы психолога. Адаптация в детском саду....

Пример работы по взаимодействию логопеда детского сада и педагога - психолога.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Статья " Об организации работы семейного детского сада"

Статья в поддержку многодетных семей имеющих детей дошкольного возраста....

Работа с родителями в детском саду Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей«Семья и семейные ценности»...