Работа психолога с семейным детским садом.
статья по теме
Из опыта работы психолога со структурным подразделением семейный детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психолог в семейном детском саду | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога с семейным детским садом.
В настоящее время одной из форм работы с многодетными родителями дошкольников является организация семейного детского сада, когда родитель детей одновременно является и их воспитателем - сотрудником детского сада. У такой формы работы есть своя специфика, и в этой статья я хочу рассказать о работе педагога-психолога с семейным детским садом.
Основную цель работы психолога и в детском саду, и в семейном детском саду, можно сформулировать как создание условий, которые способствуют гармоничному и эффективному развитию ребенка и психологическому благополучию семьи. Выполнение этой цели требует от психолога работы в нескольких направлениях: это работа с мамой-воспитателем, работа с семьей в целом, работа с детьми и работа с другими специалистами детского сада, взаимодействующими с семьей (логопед, физкультурный и музыкальный работник и др.). Необходимо отметить, что именно слаженная работа всех задействованных специалистов обеспечивает наибольшую эффективность воспитательного процесса.
Педагог-психолог семейного детского сада работает с нагрузкой 0,25 ставки и ведет точно такую же докуметацию, как обычный педагог-психолог ( план работы, график работы на неделю, карты детей, аналитический отчет, методики и программы работы).
Работа психолога с мамой воспитателем семейного детского сада начинается с беседы-знакомства, в ходе которой выявляются как личные особенности человека, так и ее актуальное психологическое и эмоциональное состояние. В некоторых европейских странах каждой маме, родившей второго (а тем более третьего, четвертого ребенка) в рамках социальной работы обязательно предлагаются бесплатные консультации с психотерапевтом. Так как считается, что даже рождение второго ребенка может вызывать у женщины стресс, и ей необходима поддержка, а может быть даже и полноценная психологическая помощь. В нашей стране эта практика не распространена, и многодетная матери, как правило, предоставлены сами себе, а если и получают психологическую поддержку, то ищут ее сами. Действительно, многодетная мать может находиться в состоянии затянувшейся постродовой депрессии, в тревожном, инфантильном или отвергающем состоянии, у нее могут быть сложные взаимоотношения с отцом детей или с другими членами семьи. И все эти проблемы, как правило, пущены на самотек, потому что у многодетной матери нет времени заняться собой и уделить время своим нуждам. Или ситуация может складываться наоборот – мать, находящаяся в травмированном состоянии, не уделяет достаточно внимания детям. В любом случае, нездоровая атмосфера в семье вредит полноценному и нормальному развитию детей. Психолог, включенный в работу семейного детского сада, может выявить причину дисбаланса жизни каждой конкретной семьи и помочь гармонизации отношений.
Кроме непосредственно беседы с родителями, можно использовать анкеты и опросники для выявления стиля семейного воспитания. Эти опросники хорошо структурированы и быстро позволяют выявить «проблемные зоны» в представлениях о воспитании детей. Однако, в своей практике я столкнулась с ситуацией, когда многодетная семья являлась очень религиозной, и некоторые пункты опросника показались родителями некорректными с точки зрения их религиозных воззрений. В таком случае родителям можно предложить написать сочинение на тему их представлений о воспитании и о собственной семье. Сочинение может быть как в свободной форме, так и в виде развернутых ответов на пункты-вопросы. Вопросы или основные пункты для сочинения психолог может составить, опираясь на уже разработанные опросники так, чтобы они отражали все ключевые моменты.
Хорошо, если в сочинении родитель отразит свои представления о наказании и поощрении ребенка, о дисциплине, о требованиях, предъявляемых к ребенку в семье. В зависимости от того, насколько подробно изложит в сочинении родитель свои представления о воспитании, специалист может сделать заключение не только о преобладающем стиле воспитания (самое элементарное деление - авторитарный, демократичный или попустительский), но и сделает выводы о том, насколько защищен ребенок в семье, удовлетворены ли его основные потребности, устойчив ли стиль воспитания у всех взрослых членов семьи и многое другое, что поможет в дальнейшей работе.
После знакомства с родителями психолог начинает работать и с детьми тоже. В ходе знакомства и первичной диагностики детей выявляются их личные особенности, черты характера и уровень развития, так же «глазами ребенка» дополняется картина психологической атмосферы в семье.
Работа психолога с ребенком в течение года зависит от запроса родителей: это может быть подготовка к школе, коррекция эмоционального состояния или развитие коммуникативных способностей. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. Однако вполне возможна ситуация, когда родители не заинтересованы в психологической помощи и поддержке и сразу заявляют об этом. В таком случае психологу важно вовремя предоставить родителям подробную информацию о всей возможной работе и помощи, которую он может оказать. Право воспользоваться этим предложением или отказаться от него всегда остается за родителями.
Существуют следующие формы взаимодействия психолога с семейным детским садом:
- индивидуальные занятия на территории ГБОУ;
- индивидуальные занятия дома;
- групповые занятия на территории ГБОУ (с группой разновозрастных детей – сиблингов, группой, состоящей из детей и родителей семейного детского сада; включение детей семейного детского сада в группу детей, посещающих ГБОУ);
- групповые занятия дома;
- дистанционная форма (психолог дает воспитателю рекомендации по работе с детьми). В настоящее время, когда интернет все активнее входит в нашу жизнь, дистанционная форма общения с родителями используется все чаще.
Как правило, мамы-воспитатели семейного детского сада – очень занятые женщины, у которых нет времени на посещение психологических занятий. Основная их просьба – это развивающие занятия с детьми. Кроме того, многодетная мама – это мама опытная. Воспитав три-четыре и больше детей, такая мама придерживается устоявшегося взгляда на воспитание, ее не смущают внезапно появившиеся страхи у ребенка или детский онанизм, она уже привыкла справляться с такими ситуациями своими силами. Поэтому, в работе с многодетными матерями с одной стороны важна активная позиция психолога, умение обратить внимание родителя на существующие проблемы, а с другой стороны - деликатность и тактичность.
Семейный детский сад – не самая распространенная форма работы с многодетными семьями. Не в каждом детском саду есть такие структурные подразделения, и информации по ним мало. Кроме того, в связи с постоянными преобразованиями и изменениями, касающимися системы дошкольного образования, будущее этой формы работы непредсказуемо. Тем не менее, уже появилась литература, на которую можно опираться в своей работе. В этих книгах мало информации, посвященной именно психологической составляющей, но их можно рекомендовать родителям-воспитателям детского сада, для облегчения их методической работы.
1. Семейный детский сад. Практическое пособие. Т. В. Волкова, А. С. Червова, Айрис-Пресс
2. Семейный детский сад. Новые формы дошкольного образования. Составители: Мария Цапенко, Н. Симонова, Ксения Белая, Школьная пресса
3. Перспективное планирование в семейном детском саду для работы с детьми 2-3 лет. М. М. Цапенко, Т. В. Волкова, А. С. Червова, Мозаика-Синтез.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога. Адаптация в детском саду.
Советы психолога. Адаптация в детском саду....
Пример работы по взаимодействию логопеда детского сада и педагога - психолога.
В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Работа с родителями в детском саду. Консультация для родителей "Семья и семейные ценности"
Консультация для родителей "Семья и семейные ценности"...
Статья " Об организации работы семейного детского сада"
Статья в поддержку многодетных семей имеющих детей дошкольного возраста....
Сообщение к педсовету «Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду»
раскрыть одру из форм работы с родителями...
Работа с родителями в детском саду Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»
Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей«Семья и семейные ценности»...