Проект на тему: «Семья глазами детей»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. данный проект способствует развитию доверия и сотрудничества детского сада и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya_glazami_detey.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 

МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 17 «Ладушки»

 г. Вольска Саратовской области

Проект на тему:

«Семья  глазами детей»

 Педагога-психолога высшей квалификационной категории

              Субботиной Татьяны Викторовны

2010год

Содержание:

  1. Актуальность проекта.
  2. Результаты диагностических исследований.
  3. План реализации проекта
  4. Анализ проектной деятельности.
  5. Список литературы

Актуальность проекта.

 Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство.

И семья, и дошкольное учреждение по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад -  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

Результаты диагностических исследований.

  Одним из методов изучения семьи является "Рисунок семьи", применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых).

Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.)

Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

  Рисунки анализировались по системе оценки  благоприятной  семейной ситуация;

тревожность;

конфликтность в семье;

чувство неполноценности в семейной ситуации:

враждебность в семейной ситуации;

Анализ рисунков детей показал следующие результаты: благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, имеет средние  показатели.

  Рисунки семьи свидетельствуют о том, что   85 % детей изображают себя вместе с родителями. Из них 60 % детей рисуют себя, маму и папу; 25% - рисуют себя, маму и других родственников: бабушек, сестер, братьев (при отсутствии отца);  Применяют яркие цветовые оттенки  65 % детей. Изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. Дети как бы откладывают рисование членов семьи, а изображают вещи, которые не обладают сильной эмоциональной значимостью.

 конфликтность в семье составляет 5%

Выделенные показатели: барьеры между фигурами ,        выделение отдельных фигур, изоляция отдельных фигур,        преобладание вещей,  отсутствие некоторых членов семьи

Итак, о конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком.

 Показателем конфликтности являются также паузы перед рисованием той или иной фигуры (30% от количества детей). Отсутствие основных частей тела и лица (рук - 12%, рта - 20%, ушей – 60%), изображение редуцированных кистей рук (85%),а также штриховка рук (30%) может свидетельствовать об эмоциональной напряженности в социальных контактах, сниженной практике общения и сочетании сниженной потребности общения с эмоциональной бедностью.  Некоторые  рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других членов семьи) в виде машин или роботов .  

3. Технологическая карта проекта.

Содержание

Пояснения

Название проекта

«Семья глазами детей»

Тип

Педагогический

Вид

 практический

Основное направление

Семейное воспитание

Сроки реализации проекта

1 год

Организатор проекта,

Куратор проекта

Педагог-психолог вышей квалификационной категории Субботина Т.В.

Зам. Зав по ВМР Шилова Т.Б.

Целевая группа

Воспитанники группы 6-7 лет,

Воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию родители

Основания для разработки проекта, проблема

 Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.

Цель

1.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к  семье, себе, как неотъемлемой части своей семьи

 2. Обеспечение психологического благополучия ребенка и удовлетворение психических, эмоциональных и социальных потребностей ребенка в группе и семье;

3. помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей

Задачи

  1. Способствовать созданию оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
  2. Разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей
  3. Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.

4.Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.

      5.Пополнить знания родителей о воспитании детей      общедоступными научными сведениями.

     6.Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.

    7.Обучить родителей общению с детьми.

    8.Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

   9.Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Стратегии и механизмы реализации проекта

Интегрированные занятия, , экскурсии,  трудовая деятельность, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач; работа с родителями: ярмарка педагогических  идей, совместные досуговые мероприятия, выставки семейных коллекций, «мастер-классы», консультации, совместные экскурсии,  выпуск семейных газет, педагогические тренинги.

Ожидаемые результаты

От детей:

1.Развитие  коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности, неконфликтного поведения в семье.

От родителей:

  1. Повышение уровня педагогической культуры.
  2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества, подготовка их ребенка к социальным отношениям
  3. Развитие интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

От педагогов:

  1. Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по данной теме
  2. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

План реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Работа с детьми

  1. Диагностика внутрисемейных отношений
  2.  «Радужные традиции»:

– утро радостных встреч;

- работа в «уголке настроений» - «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришёл»

- итог прожитого дня

         - дни рождения детей

  1. Чтение художественной и познавательной литературы
  2. Выставка детских рисунков «Моя семья», «Мамочка, милая моя»
  3. Интегрированные занятия: «Осенний коктейль», «День знаний», «Умные сказки»
  4. Инсценировки и театрализации на  темы семейного воспитания.
  5.  Совместная деятельность воспитателя с детьми:
  1. Беседы о семье, рассматривание альбомов;
  2. Составление и рассматривание «генеалогических древ»;
  3. Заучивание стихов, чтение рассказов;
  4. Работа в «Творческой мастерской»
  1. Порадуем своих близких;
  2. Игрушка для младшего братишки;
  3. Ёлочные игрушки для домашней ёлки.

  1. Занятия с использованием алгоритмов ТРИЗ
  2. Сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, имитационные игры и игры-путешествия.
  3. Совместные проекты «Моя семья», «Моя родословная»
  4. Домашнее задание на выходные дни

2 раза в год: сентябрь, май

Каждый понедельник

ежедневно

В течение года

В течение года.

1-2 раза в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

 1 раз в неделю

В течение года.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сотрудничество с родителями

  1.  Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Чудо-чадо» и др.
  2. Совместные экскурсии в природу, в «Мир прекрасного»
  3.  Совместные проекты «Моя семья», «Моя родословная»
  4. Организация фотовыставки

«Семейные традиции»; «Мама и я- счастливые мгновения»

  1.  Вернисаж «В мире чувств и эмоций»; «Наши дочки и сыночки»
  2. Беседы- 15 минутки «Это интересно»
  3. Совместные праздники: «День матери», «День рождения», «Лучшая семья – моя»; «Семейные посиделки», «Все профессии нужны», «День смеха», «Семья- здоровый образ жизни»
  4. Участие в викторинах, конкурсах, концертах
  5. Детско-родительские группы «Вот что мы умеем»; «Занимательные викторины» и т.д.
  6. Педагогические тренинги с элементами практикума

 

В течение года.

1 раз в 2 месяца

В течение года

В течение года

В течение года

 1 раз в  месяц

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Методическое сопровождение

  1. Самообразование по вопросам воспитания ребёнка в семье: изучение нормативных основ прав детей;

Чтение книги Г.Т. Хоментаускаса «Семья глазами ребёнка»

  1. Организация предметно-развивающей среды, связанной  с темой  семейного воспитания.
  2. Картотека  методических материалов по работе  с семьей и детьми.
  3. Методические разработки конспектов занятий, проектов, мероприятий
  4. Подбор художественной и научной литературы.
  5. Организация и проведение экскурсий, тренингов, родительских собраний, праздников.
  6. Обработка материалов диагностических исследований.
  7. Подбор материала для консультаций.
  8. Составление  учебно-методических комплектов с использованием ИКТ
  9. Самоанализ работы по данной теме.

В течение реализации проекта

В течение года

В течение года

2 раза в год

В течение года

В течение года.

2 раза в год

В течение года

В течение года

Анализ проектной деятельности.

 В ходе реализации проекта по моим наблюдениям выделились такие группы родителей:

Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

   Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

    У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

   Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

 С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;    

- тренинги;

- семинар - практикум;

- родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе

 Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

 Совместная подготовка к мероприятиям  сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

  Наглядно - информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки  - передвижки  "Здоровейка", "По Совету всему свету",

- семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",

"Воспитание со всех сторон"

- библиотека - передвижка,

- фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",

- фотовыставки "Моя бабушка  - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения",                                                  

"Папа, мама, я - дружная семья",

- семейный вернисаж "Лучшая  семья моя", "Семья - здоровый образ жизни",

"Учись быть папой",                    

- эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",

- копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

                - праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя",

- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха"

- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком),

- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления"  

- вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",

- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья" (см. Приложения),

- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо - чадо",

- празднование дней рождения (ежемесячно),

- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ",

- спектакли "Теремок", "Волк и семеро козлят",

- совместные походы "В мир прекрасного",

- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу"

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали    определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки - помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.

 Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется    вместе  с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость

сопереживания.

 Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи  эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Праздник "День рождения"  для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.

Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что - то интересное из жизни  всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей  группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

Результаты выполнения диагностических заданий:

Анализ рисунков детей показал следующие результаты:

благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, стала иметь высокие показатели.

  Рисунки семьи свидетельствуют о том, что   95 % детей изображают себя вместе с родителями. Из них 80 % детей рисуют себя, маму и папу; 15% - рисуют себя, маму и других родственников: бабушек, сестер, братьев.  Применяют яркие цветовые оттенки  95 % детей.  

 конфликтность в семье составляет 1%  

Выводы:

 Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что "вместе весело шагать по просторам", на которые мы идем с детьми очень

здорово.    Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.  

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы.

  1. Григорьева Е. «Остров спасения» журнал «Семья и школа» № 1, 2 2001
  2. Гиппернейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
  3. Карабанова «Психологические особенности детско-родительских отношений», 2004г
  4. Кравцова А. «Мама, давай вернём его аисту! Или как помочь ребёнку подружиться с братиком или сестричкой»
  5. Корчак Я «как любить ребёнка»
  6. Филиппова Г. «ребёнок для родителей и родители для ребёнка» ж «Семья и школа» № 7,8 2001г.
  7. Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребёнка»