Методические рекомендации по созданию сенсорной зоны, уголка изодеятельности для малышей
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Шамсутдинова Халида Исмаевна

Сенсорное развитие для детей младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestaciya_h_i.odt22.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДСКВ № 50

Развивающая среда по Монтессори.

воспитатель: Шамсутдинова Х. И.

г. Нижневартовск 2011 год

Мария Монтессори родилась в 1870 г. в Италии. После окончания гимназии она получила диплом учительницы музыки и математики, а через некоторое время, презрев условности, не позволявшие женщине «изучать человеческое тело», поступила на медицинский факультет Римского уни верситета и в 1895 г. стала первой женщиной-врачом. Вскоре Мария Монтессори получила и степень доктора медицины.

Какова роль педагога в системе Монтессори, если в ней не пре дусмотрены занятия?

Фронтальных занятий (в общепринятом смысле) педагог не проводит. Функ цию обучения осуществляют самоконтролирующие материалы, развивающая среда. Эту среду и эти материалы педагог готовит, организует, а потом помогает тому ребенку, который об этом попросит, - дает  трехэтапный урок (презентацию) про должительностью от 1 минуты до часа.

Главное умение взрослого - наблюдать ребенка, делать из наблюдений профессиональные выводы и на их основании осуществлять профилактику и коррекцию.

Задачи и цели обучения в Монтессори-педагогике иные: духовное, душевное и телесное становление личности, развитие индивидуальности. Но индивидуальность проявляется лишь тогда, когда у ребенка есть чувство защищенности, радости существования в детском саду. Значит, разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни. Основа - «можно»

Самое трудное в «монтессорианстве» - научиться новым типам отношений с ребенком, новому общению. М. Монтессори работала без повелительного наклонения и доверяла внутренним, врожденным силам ребенка, ему одному присущему потенциалу развития, который реализуется в собственной деятельности, активности.

«Зона художественного творчества» должна включать материалы, дающие возможность заняться изодеятельностью, театрализованными или другими видами игр, конструированием и т.д. Игрушки для сюжетно-ролевых и других игр обычно размещают в спальне.

Монтессори-линия (эллипс, круг) рисуется или обозначается клейкой лентой на полу. Рядом - полочка с необходимыми для этой зоны предметами. В современных Монтессори-садах на Западе «выкраивают» «зону уединения» (или «зону тишины») Она может быть оформлена как пещера, чум, бунгало или просто уголок за ширмой (в игровой комнате, спальне).

Объясните, какие коврики используют дети в Монтессори-группе? Это самые обычные «подстилки», которые можно изготовить самим из толстой пальтовой, шинельной ткани размером 80x120 см. Такие коврики не из разряда вещей, украшающих интерьер вроде большого ковра на полу. Функция их особая — определять, очерчивать зону личной автономии. «Беру свой коврик, ложусь на него с игрушками, материалами или без них - значит, сообщаю: «Это моя личная территория, ваше влияние сюда не проникает. А если хотите со мной пообщаться, попросите у меня разрешения». Цвет ковриков может быть любым (лучше зеленым), но не ярким и непременно однотонным. На нем должны быть хорошо видны пособия, дидактические материалы. Дети скатывают коврики особым способом, медленно, как бы медитируя.

Какими качествами должен обладать воспитатель, чтобы работать в Монтессори-группе? Вы сможете работать в Монтессори-группе, если:

  1. умеете смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей
    собственной и ребенка; умеете разбираться в мотивах его поступков, в
    «тайных чаяниях»;
  2. принимаете ребенка таким, каков он есть, безусловно, положительно, т.е.
    независимо от показателей; признаете его уникальность;

-        умеете прощать, «чувствовать» другого;

позволяете другому быть другим.

постирать, почистить свою обувь, пришить пуговицу.

Поэтому приобретите или попросите родителей воспитанников принести утюжок, гладильную доску, небольшие пластиковые тазики, ведерки, терки, доски для резки овощей, посуду для приема гостей, салфетки и скатерть, щетки - все то, что приучает к обслуживанию самого себя.

«Сенсорная зона» обычно следует за «практической». Отделите низкими шкаф чиками пространство, где будут находиться все сенсорные материалы для развития слуха, зрения, обоняния, осязания, тактильных и вкусовых ощущений. Сенсорные материалы в детских садах были всегда, поэтому их следует лишь дополнить и сделать доступными для детей, достав из «методических» шкафов.

В «математической зоне» расположите все имеющиеся у вас пособия для обучения счету, вычислениям. Приобретение математических Монтессори-материалов потребуется обязательно. Пока их нет, подойдут «стосчет» Зайцева и материалы Никитина. Они созданы в русле идей.

Далее следует «зона развития речи, письма и чтения». Здесь соберите библиотечку и алфавиты - подвижный и шершавый (из наждачной бумаги). Подвижный алфавит вырезают из дерева, пластика, твердой кожи, а шершавый наклеивается на деревянные пластинки-фанерки. В «речевой зоне» следует разместить всевозможные прописи, таблички со слогами и словами. Нужны также папки, альбомы с иллюстрациями, аудиозаписи сказок, магнитофон. С детьми вы откроете свое книгоиздательство, «типографию» группы. «Зона космического воспитания (или науки)» для малышей будет богатой, если вы соберете материалы естественнонаучного характера. Сюда поместите комнатные растения, цветы, аквариум с рыбками, хомячка или черепаху, морскую свинку, волнистых попугайчиков. Разместите на стене несколько ярких географических карт, подберите флажки разных стран одинакового размера, туристические проспекты городов. Не забудьте о макетах острова, полуострова, перешейка, о глобусе, а также о различных календарях и приборах, измеряющих время, о часах всех видов - от песочных до секундомера. На полочках разложите познавательную красочную информацию, детские энциклопедии, красивые картинки, слайды, сделайте подборки материала в папках с надписями «Земля», «Вода», «Воздух», «Растения». «Животные». Нужны будут штативы, пробирки, колбы, микроскоп или хотя бы лупы. Не забудьте купить пипетки, пинцеты. Дети будут проводить здесь опыты, смешивать растворы, рассматривать, изучать свойства окружающего мира, В этой зоне можно разместить коробочки с коллекциями минералов, камней, образцов пород, гербарии и др.

Необходима в группе и «двигательная зона» - своеобразный маленький стадион с тренажерами: канат, тест для лазанья, качели, кольца, шведская стенка, турник («комплекс Скрипалева» подходит идеально почти для любой прихожей или групповой комнаты детского сада).

Примечание. «Снаряды для развития крупной моторики» с их описанием и изо бражением смотрите в книге: М.Монтессори. Дом ребенка. Метод педагогики (глава «Воспитание мускулов).

«Зона художественного творчества» должна включать материалы, дающие возможность заняться изодеятельностью, театрализованными или другими видами игр, конструированием и т.д. Игрушки для сюжетно-ролевых и других игр обычно размещают в спальне.

Монтессори-линия (эллипс, круг) рисуется или обозначается клейкой лентой на полу. Рядом - полочка с необходимыми для этой зоны предметами. В современных Монтессори-садах на Западе «выкраивают» «зону уединения» (или «зону тишины») Она может быть оформлена как пещера, чум, бунгало или просто уголок за ширмой (в игровой комнате, спальне).

Объясните, какие коврики используют дети в Монтессори-группе? Это самые обычные «подстилки», которые можно изготовить самим из толстой пальтовой, шинельной ткани размером 80x120 см. Такие коврики не из разряда вещей, украшающих интерьер вроде большого ковра на полу. Функция их особая - определять, очерчивать зону личной автономии. «Беру свой коврик, ложусь на него с игрушками, материалами или без них - значит, сообщаю: «Это моя личная территория, ваше влияние сюда не проникает. А если хотите со мной пообщаться, попросите у меня разрешения». Цвет ковриков может быть любым (лучше зеленым), но не ярким и непременно однотонным. На нем должны быть хорошо видны пособия, дидактические материалы. Дети скатывают коврики особым способом, медленно, как бы медитируя.

Какими качествами должен обладать воспитатель, чтобы работать в Монтессори-группе? Вы сможете работать в Монтессори-группе, если:

  1. умеете смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей
    собственной и ребенка; умеете разбираться в мотивах его поступков, в
    «тайных чаяниях»;
  2. принимаете ребенка таким, каков он есть, безусловно, положительно, т.е.
    независимо от показателей; признаете его уникальность;

-        умеете прощать, «чувствовать» другого;
позволяете другому быть другим.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


  1. Программа «Изобразительная деятельность» для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах. Такая интеграция представляется целесообразной на основе общей задачи данных блоков – всестороннее развитие личности ребенка на основе художественно-эстетической деятельности. Кроме того, в программном содержании прослеживается единство проблемных блоков («Материалы», «Композиция», «Эстетический контекст») и параллели с программой «Синтез искусств» как базы для выработки понятийного аппарата и концептуальной основы для продуктивной деятельности ребенка.

    Программы «Изобразительная деятельность» и «Синтез искусств» взаимосвязаны и взаимозависимы, вместе с тем первая может использоваться отдельно, т.к. она имеет свое логическое продолжение в программе «Красочный мир» для 1–4 классов.

    Особенности младшего дошкольного возраста определяют направление изобразительной деятельности, занятия которой как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. Исходя из этого, программа курса основана на пробуждении в ребенке художественно-эстетического начала через впечатления и ощущения, проявляющиеся в отношении к миру и выражающиеся в конкретной деятельности.

    В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающими представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

    Содержание работы
  1. Манипуляции материалом.
  1. Учить детей работать карандашом, правильно держать его, рисовать штрихами и линиями, различать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, наносить их. Составлять узоры, используя знакомые линии.
  2. Учить работать кистью, правильно держать ее, пользоваться водой, рисовать слитные линии, использовать круговые движения. Знакомить с многообразием цветов и способами их использования (представления о палитре). Учить работать гуашью.
  1. Цветоведение.
  1. Знакомить с цветовым многообразием окружающего мира, учить использовать различные цвета для изображения действительности и создания образной выразительности, использовать цветовое многообразие в орнаментах и узорах.
  1. Композиция.
  1. Знакомить с многообразием форм предметов (квадрат, круг); учить рисовать предметы квадратной и круглой формы, а также предметы, состоящие из двух частей, квадратной, прямоугольной, круглой и овальной формы. Составлять и рисовать узоры на фоне прямоугольной и круглой формы, используя карандаш и краски разных цветов.
  1. Эстетический контекст.
  1. Знакомить с эстетическим многообразием окружающего мира, с основами формы и содержания в жизни и искусстве, с возможностями их отражения в рисунке.

В результате работы дети:

  1. знакомятся с особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);
  2. знакомятся с основными цветами;
  3. отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.

Дети могут:

  1. пользоваться карандашом;
  2. пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
  3. наносить простые линии и пятна гуашью;
  4. наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
  5. использовать различные цвета для создания выразительных образов;
  6. выполнять узоры с элементами различных форм и цветов;
  7. создавать сюжетные композиции;
  8. эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную характеристику.