Программа дополнительного образования "Маленькие леди"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Теоретическая часть и конспекты программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_ledi.docx75.65 КБ

Предварительный просмотр:

            1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.    

  Программа   предназначена  для  детей  старшего  дошкольного  возраста, посещающих  студию  эстетического  развития  «Маленькие  леди».  Она  может  применяться  в  дошкольном  учреждении  как  парциальная  и  узкоспециализированная  в  рамках  «Программы  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»,  под  редакцией  М.А.Васильевой,  а  так  же  как  дополнительная  в  процессе  индивидуальной работы  с  детьми.

          1.1  КОНЦЕПЦИЯ.      

 

   Детское  воображение  и  творчество  могут  создавать  чудеса.  многие  педагоги  убеждены  в  том,  что  способности  даны  каждому  человеку  с  рождения.  Однако,  будут  ли они  развиваться  или,  наоборот,  угасать.  зависит от  того,  как  растить  ребенка.  Боязнь  жизненных  осложнений  порой  заставляет  взрослого  ограждать  малыша  и  лишать  его  самостоятельности.  Развитие  человека  сравнивают  с  построением  треугольника,  основание  которого-начало  жизни.  Именно  в  детстве  человек  обладает  наибольшей  восприимчивостью,  которая  и   определяет  его  способности.  Чем  он  старше,  тем  менее  открытым  и  восприимчивым  становится.  Треугольник  сужается,  и  его  вершина – это  уже  не  что  иное.  как  характер  взрослого  человека.  который  приобрел  абсолютную  законченность,  утратив  при этом  восприимчивость  и  гибкость.  Чтобы  этого не  случилось,  необходимо  постоянно  поддерживать  и  развивать  внутреннюю  свободу  ребенка.  Тогда,  даже  став  взрослым.  Человек  сохраняет  детский  уровень  восприятия,  способность  к  творчеству.

     Средства  для  этого  могут  быть  разными.  Подходит  все,  что,  так  или  иначе  затрагивает  душу  ребенка.  Красота  музыкальных  созвучий,  танцевальная  пластика,  духовность  общения  питают  и  лепят  творца.  Помочь  ребенку  стать  им  должны  мастерство,  умение,  знания  взрослого.

                                                                                                                                                                                           

        1.2   АКТУАЛЬНОСТЬ.  

   Проблема  социально-эмоционального  развития  личности - одна  из  актуальных  проблем  современности.  Эмоции  и  чувства  определяют  характер  и  направленность  социальной  активности  взаимодействия,  общения  человека,  как  с  предметным  миром,  так  и  с  окружающими  людьми.  Сегодня  система  дополнительного  образования  требует  таких  форм работы  с  детьми,  которые  могли  бы  стать  для  них  способом  самореализации,  развития  интересов  и  способностей,  удовлетворением  духовных  потребностей.  Необходимо  помочь  детям  комфортно  чувствовать   себя  в  процессе  общения  со  сверстниками,  иметь  необходимые  умения  и  навыки,  которые  пригодятся  в  современном  социуме.  

   

        1.3   НОВИЗНА.

 

   Дети  имеют  возможность  получать  целый  спектр  услуг:  занятия  ритмопластикой,  музыкой,  актерским  мастерством,  знакомством  с  правилами  этикета.

   Психологический  климат  на  занятиях  создает  эмоциональный  комфорт  для  каждого  ребенка.  Весь  процесс  обучения  строится  на  педагогике  сотрудничества,  способствующей  творческой   активности  детей.  Все  это  в  комплексе  позволяет  детям  благоприятно  адаптироваться  в  социуме,  развивает  коммуникативные  качества  в  общении  со  сверстниками  и  взрослыми.  Воспитывает  нравственно-одухотворенного  человека  с  богатым  внутренним  миром,  владеющим  этикой  общения.  

        1.4  ЦЕЛЬ.

    Основной  целью  данной  программы  является – создание  высокоэффективной  системы  дополнительного  образования,  отвечающей  интересам  личности  ребенка,  потребностями  родителей,  что  позволяет  повысить  эффективность  функционирования  МДОУ.  Исходный  план  реализации  данной  цели – проведение диагностики  для  выявления  спектра  интересов  и  потребностей  ребенка,  семьи,  на  основе  анкетирования  родителей  и  бесед  с  детьми.

       1.5  ЗАДАЧИ.    

     Основной  задачей,  реализуемой  на  занятиях,  стала  необходимость  привить  девочкам  основ  эстетических  и  этических  знаний,  заложить  фундамент  эмоциональной  культуры  ребенка,  развивать  пластичность  и  грациозность,  музыкальные  и  актерские  способности,  воспитывать  уважительное  отношение  друг  к  другу  и  коммуникабельность.

      1.6   ВОЗРАСТ  ДЕТЕЙ.

     Занятия  студии  предполагают  участие  в  ней  девочек  старшего  дошкольного  возраста,  при наличии  интереса  к  данной  сфере  деятельности.

      1.7   ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ.

     Программа  студии  эстетического  развития  рассчитана  на  один  учебный  год.

      1.8   ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

     Структура  занятий  носит  в  основном  интегрированный  характер.  Встречи  с  детьми  начинаются  с  этических  бесед,  переходящих  в  танцевально-хореографический    комплекс  упражнений  с  включением  игровых  элементов;  либо  беседы   о  музыке,  переходящей  к  слушанию  произведений  классической  музыки.  Кроме  этого  некоторые  занятия  посвящены  знакомству  с  общечеловеческими  ценностями:  культурой  общения,  обычаям  и  традициям  русского народа,  обучению  основам  актерского  мастерства  и  пению.                  

                       

       1.9  ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ.

   Творческий  подход  к  проведению  занятий  позволяет  научить  детей  общению  друг  с  другом  и  поведению  в  обществе,  через  расширение  кругозора  в  области  музыки,  театрального  искусства,  привития  этических  навыков.

    Развитие  музыкального  вкуса,  эмоциональной  отзывчивости,  этических  навыков  в  детском  возрасте  создает  фундамент  музыкальной  культуры  человека,  как  части  его  общей  духовной  культуры  в  будущем.

     1.10  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.

    Педагогическая  диагностика  предполагает  выявление  интереса  ребенка  к  тем  или  иным  видам  искусства,  его  желание  узнать  что-то  новое  и  интересное  в  вопросах  этики.  Учитывается  так  же  заинтересованность  родителей  в  образовательно-воспитательной  деятельности  ребенка  в  этом  направлении.

    Родителям  предлагается  перечень  и  краткое  содержание  всех  видов  кружковой  работы  ДОУ,  и анализируются их  мнение.  Детская  диагностика  проводится  на  основе  бесед  об  основах  этики,  музыки,  хореографии.  Выявляется  интерес  ребенка  к  этим  видам  деятельности   и  желание  познакомиться  с  ними.

      1.11  ФОРМЫ  ПОДВЕДЕНИЯ  ИТОГОВ  РЕАЛИЗАЦИИ    

                                  ПРОГРАММЫ.

    Итог  студийной  работы  могут  быть  реализованы  через  открытые  мероприятия,  организованные  в  виде  конкурса,  либо  большого  театрализованного  представления,  сказки.  В  программе  таких  мероприятий  задействованы  все  участники  студии.  Девочкам  предоставляется  возможность  продемонстрировать  все  свои  навыки  и  умения.

2.  УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

     

Сентябрь

Январь

  1. Знакомство  с  творчеством  Э.Грига. «Сказка  о  Пере  Гюнте».
  2.  Занятие  по  пению  «Птица  музыка».
  3. Актерское  мастерство   «У  портрета  Есенина»
  4.  Ритмопластика.
  1. Этикет «Волшебные  слова».
  2. Кулинария  «Святки,  песни  и  колядки».
  3.  Танцы  кукол  

          Д.Шостаковича».

 

 

Октябрь

Февраль

  1. Занятие  по  этикету  «Волшебные  кубики».
  2. Кулинария  «Секреты  яблока».  
  3. Слушание  музыки  «Солнечный  урок».  
  4. Хоровое  занятие.

  1. Слушание  музыки  «Сказка  девочки  мелодии».
  2. Актерское  мастерство  «Когда  солнышко  проснется».
  3. Ритмопластика.
  4. День  защитников  Отечества.

Ноябрь

Март

  1. Актерское  мастерство  «От этюда  к  спектаклю».
  2. Ритмопластика.
  3. Этикет          

       «Уроки  французского».

   4. Кулинария  «Сказка  про  

       Федота».

  1. Этикет

        « Чудесный  выходной».

  1. Слушание  «Знакомство  с  балетом  «Щелкунчик».
  2. Пение  и  музыка  «Веселые  уроки  Черепахи  Тортиллы».
  3. Конкурс  для  девочек  «Маленькие  леди».

Декабрь

Апрель

  1. Слушание  музыки   «Я  помню  вальса  звук  прелестный».
  2. Пение  и  музыка  «Оркестровый  урок».
  3. «Театральное  занятие  с  куклами».
  4. Ритмопластика.

 

  1. Ритмопластика.
  2. Этикет  «Сказочные  друзья».
  3. Подготовка  к  развлечению  по  ОБЖ  «Там,  на  неведомых  дорожках».

         

     

 

                3.  КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ.

 

             1. СЛУШАНИЕ  «Сказка  о  Пере  Гюнте».

                                       ЦЕЛЬ. Воспитывать  любовь  к  

                                       классической  музыке.  Знакомство  

                                       с  творчеством  композитора

                                       Э.Грига. Развитие  творческого  потенциала.

                           ХОД  ЗАНЯТИЯ.

        1. Рассказ  о  композиторе.

        2. Сказка  о  Пере  Гюнте.

        3. Танец-импровизация  «В  пещере  горного  короля».

        4. Пластический  этюд  «Утро».

        5. Художественное  слово:

                           Сияет  солнце,  воды  блещут,

                           На  всем  улыбка,  жизнь  во  всем.

                           Деревья  радостно  трепещут,

                           Купаясь  в  небе  голубом.

                           Поют  деревья,  плещут  воды,

                           Любовью  воздух  растворен,

                           И  мир,  цветущий  мир  природы,

                           Избытком  жизни  упоен.

       6. Слушание  произведения  «Утро», Э.Грига.

                          «В  природе  все  просто  и  мудро,

                           В  туманной,  клубящейся  мгле

                           Рождается  доброе  утро

                           Для  радостных  дел  на  земле.

                                           (Беседа  о  музыке).

       7. Танец  Анитры.

                             «Танцует  хитрая  Анитра,

                                Ее  движенья,  как  огонь.

                                О,  путник,  ты  еще   не знаешь

                                 Что  ей  понравился  твой  конь.

      8. Рассказ  о  Пере  и  Анитре.

          Песня  «Сольвейг»- Э.Грига.

              2.ЗАНЯТИЕ  ПО  ПЕНИЮ  «Птица  музыка».

         

                                             ЦЕЛЬ.  Учить  петь  на  дыхании,  с    

                                             хорошей  дикцией,  дать  понятие  о  зву-

                                             ковысотности.  Воспитывать  любовь  и  

                                             интерес  к  пению.

                        ХОД   ЗАНЯТИЯ.

   

      1.Упражнения  на  развитие  песенно-игрового  творчества:

     пение  по  схеме  распевок.

      2. Песня  «Птица – музыка», муз.Пляцковского.

      3. Творческие  задания:

                        а) «Закончи  песенку»;

                        б) «Придумай  и  спой».

      4. Подпевание  песен  из  мультфильмов  под  грамзапись.

     

              3. ЗАНЯТИЕ  ПО  АКТЕРСКОМУ  МАСТЕРСТВУ

                  «У  портрета  С.Есенина».

         

                                               ЦЕЛЬ. Познакомить  с  осенними  

                                              пейзажами,  и  поэтом  С. Есениным.

                                              Воспитывать  любовь  к  природе  

                                              и  поэзии.  Помочь  детям  через  

                                              художественное  искусство  и  поэзию

                                              более  точно  почувствовать  красоту  и    

                                              характер  музыки.

                             

                             ХОД   ЗАНЯТИЯ.

     

        1. Рассказать  о  творчестве  Есенина.

        2. Песня  «Нивы  сжаты»,  на  стихи  С.Есенина.

                        «Пастух», муз. Струве.

        3. Придумать  мелодию  на  четверостишие:

                                «За  рекой  поет  петух,

                                  Там  стада  стерег  пастух!

                                  Погасло  солнце,  тихо  на  ложке,

                                  Пастух  играет  песню  на  рожке!»

         4. Игра  «  Узнай  по  голосу», муз. Струве.

             Считалка:  «Ты  не  гладь  мои  кудельки,

                                  Золоченый  гребешок.

                                  За  горами,  за  долами

                                  Их  разгладит  ветерок».  (С.Есенин)

        5. Чтение  стихов  С.Есенина,  которые  были  выучены  заранее  детьми  и  педагогами.

        6. Подыгрывание  в  оркестре  мелодии  песни  «Отговорила  роща  золотая».

        7. Прочесть  после  итоговой  беседы  стихотворение  «Родные  рощи  и  сады».

              4. ЗАНЯТИЕ   ПО   РИТМОПЛАСТИКЕ.

                                                   ЦЕЛЬ.  Развивать  пластику  рук,

                                                  гибкость,  координацию  движений.  

                                                  Формировать  красивые  манеры,  

                                                  походку,  осанку.

                        ХОД   ЗАНЯТИЯ.        

         1. Пластическая  разминка.

         2. Этюды  «В  зоопарке»,  «Подводное  царство».

         3. Ритмический  танец  «Кузнечик».

         4. Коммуникативный  танец  «Перекрестный  танец».

         5. Игроритмика:

    Есть  у  любого  два  кулачка,

    Хлопнул  один  по  другому  

    слегка,

    Хлоп-хлоп…

    Ну,  а  ладошки  не  отстают,

    Следом  за  ними  весело  бьют.

    Хлоп – хлоп….

    Кулачки  быстрее  бьют,

    До  чего  ж  стараются;

    Хлоп – хлоп…      

    А  ладошки  тут  как  тут,

    Так  и  рассыпаются

    Хлоп –хлоп…

    Кулачки  давай  сердиться,

    Громко  хлопать  стали:

    Хлоп  да  хлоп…

    А  ладошки – баловницы,

    Тоже  не  отстали:

    Хлоп  да  хлоп.

         6. Игра  «Ласковые  лапки»( прикосновение  разными   предметами).

              Игровой  самомассаж:

                             .. Носом  вдох,  а  выдох  ртом,

                                Дышим  глубже,  а  потом-

                                Марш  на  месте  не  спеша.

                                Коль  погода  хороша.  

                   

       

              5.ЭТИКЕТ  «Волшебные  клубочки».

                                           ЦЕЛЬ: Приобщать  детей  к  

                                           общечеловеческим  ценностям  культуры.

                                           Учить  ассоциировать  различные  жанры      

                                           художественных  произведений  и  

                                           музыки,  использовать  различные приемы

                                           для лучшения  настроения  окружающих  

                                           людей

         

                         ХОД    ЗАНЯТИЯ.

  1. Коммуникативная  игра «Здравствуйте!»
  2.  Появление  домовенка  Кузи  с  сундучком,  волшебный  кубик  и  лепестки.
  3. Речевая  игра  «По  лесной  тропинке».
  4. Пальчиковая  игра-песня  «  Желтая  песенка».
  5. Слушание  музыки  П.И.Чайковского  «Времена  года»,  «Осень».
  6. Синий  цвет – стимулирует  вдохновение,  терпение  и  самообладание.  Этот  цвет  снимает  мышечное  напряжение,  значительно  уменьшает  чувство  боли.   Слушание  «Море»,  Н.Римского-Корсакова.    (Этюд  с  голубыми  шарфами).
  7. Рассказ  об  оранжевом  цвете,  развать  сказки,  где  встречается  лиса.                                                                                               Инсценирование :  Шла  лисичка  вдоль  тропинке,

                                     Принесла  для  нас  картинки.

                                     «Вы  картинки  все  возьмите,

                                     С  ними  спойте  и  спляшите».

8. Танец  на  песню  «Оранжевая  песенка»,муз. Певзнера.

9.Рассказ  о  зеленом  цвете  «Загадка  о  царевне – лягушке.

                Слова:  «Вправо – прыг,

                               Влево – скок,

                               И  потерли  ушки,

                               Мы  теперь  не  дети,

                               Мы  теперь  лягушки».

Подвижная  игра  «  Веселые  лягушки».

10.Красный  цвет.  Хоровод  «По  малину  в  сад  пойдем».

11.Черный  цвет  «Загадки   о  загадках».

12.Психогимнастика  «Веселый  пирог».

13.Речевая  игра  на  различие  динамики  голоса  «Баба          Яга.

14.Сюрприз  в  сундучке.

              6.  ЗАНЯТИЕ  «Секреты  яблока».

                                                    ЦЕЛЬ.  Закрепить  ранее  изученный            

                                                    литературный  и  музыкальный  

                                                    материал;  умение  работать  с  

                                                    тестом.  Учить  нарезать  яблоки  для

                                                    пирога;  работать  аккуратно,  дружно.  

                                                    Воспитывать  интерес  к  литературе

                                                    и  музыкальному  наследию  русского  

                                                    народа.

                           ХОД   ЗАНЯТИЯ.

       1.  Загадка:  Само  с  кулачок,  румяный  бочок,

                            Потрогаешь – гладко,  откусишь – сладко.

            Беседа  о  яблонях,  их сортах.  (Использование  иллюстраций).

        2.  Песня  «Яблонька», муз.Тиличеевой.

        3.  Хоровод  Яблочко», рус.нар.мел.

        4.  Беседа  о  блюдах,  которые  можно  приготовить  из  яблок.

        5.  Приготовление  яблочной  шарлотки.

                 

              7. СЛУШАНИЕ  «Солнечный  урок».

                                                          ЦЕЛЬ.  Музыкально-эмоциональ-

                                                         ное  и  нравственное  воспитание                

                                                         детей,  комплексное  развитие  их

                                                          музыкальности;  развитие вообра-              

                                                         жения  и  фантазии  детей. Созда-

                                                         ние  условий  для  объединения

                                                          знаний  и  ощущений детей.

 

                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ.

      1. Ходьба  под  марш  с  желтыми  лентами  и  составление  солнышка.  Спрашивают:  «Солнце,  солнце,  где  бывало?

                                              Днем  я  весь  мир  повидало:

                                              Тепло  раздавало  детям,

                                               Всем  цветам  и  птицам  на  свете,

                                               Я  льды  на  горах  растопило

                                               И  поля  водой  напоило,

                                               Я  пригрело  маленького  котенка

                                               И  большого  смешного  слоненка.

                                               Я  речку  позолотило…

                                               И   путникам  посветило…

     2. Импровизация  танца  «Туча  и  ребята  тученята».

                          Солнца  нам  совсем  не  нужно,

                          Ну-ка,  схватим  его  дружно,

                          Пусть  попробуют  найти!

                                (Туча  забирает  «солнышко»  и  убегает).

     3. Коммуникативная  игра  «Парад  солнечных  улыбок».

     4. Игра-импровизация  «Вальс  цветов»

     5. Заклички  солнышку.

     6. Оркестр  «Солнечная  полька».

     7. «Солнечный  дождь,  муз.С.Слонимского.

     8. «Солнышко»  приглашает  в  хоровод  «Встаньте,  дети,  

         встаньте  в  круг».

              8. ПЕНИЕ     «Хоровое  пение»

                                                 

                                                       ЦЕЛЬ. Формировать  певческие  

                                                навыки,  выработка  правильного  ды-  

                                                хания,   интонирования,  артикуляции

                                                и  звукообразования.

                                                    Развитие  эмоциональной  отзывчи-

                                                вости  ребенка,  слуха и  голоса,  чувст-

                                                во  метротитма.  Воспитание  самосто-

                                                ятельности, активности,  чувство  това-

                                                рищества.

                             ХОД   ЗАНЯТИЯ.

 

       1. Дыхательная  гимнастика.

       2. Распевки: «У  кота»,  «Пожарный».

       3. Разучивание  песни:

       4.Логоритмическая  минутка.

   

                         

               

               

              9. АКТЕРСКОЕ  МАСТЕРСТВО

                                        «От  этюда  к  спектаклю».        

                                                    ЦЕЛЬ.  Поддерживать  интерес  к

                                             сказкам  и  театрально-игровой  деятель-

                                             ности,  создавать  необходимые  условия        

                                             для  ее  проведения.  Учить  детей  ори-

                                             ентироваться   в  помещении  студии.  

                                             Закреплять  представление  об  окружа-

                                             ющем  мире.  Развивать  речь  с  помо-

                                             щью  чистоговорок,  чувство  ритма.

                   

                              ХОД   ЗАНЯТИЯ.

      Педагог.          Всех  за  сказкою  сегодня

                               Приглашаю  в  лес  пойти.

                               Интересней  приключений

                               Вам,  ребята,  не  найти.

                                         Друг  за  дружкой  становитесь,

                                         Крепко  за  руки  беритесь.

                                         Отправляемся,  друзья,

                                         Отставать  никак  нельзя.

                              По  извилистой  дорожке  

                              В  сказочный  мы  лес  пошли.

                              Постарайтесь  так  идти,

                              Чтоб  с  дорожки  не  сойти…

 

      -Как  лисички  мы  пойдем,          (Звуки  музыкальных  моло-      

       В  лес  мы  точно  попадем.           точков ).

    -  И  как  белочка  скачи,               Вдруг  в  лесу  раздался  стук

       Не  сбивайся  ты  с  пути.           Это  дятел  долбит  сук.

    -  Побежим  мы,  как  ежата,         Он  деревья  не  калечит,    

       Ну,  не  отставай,  ребята.           Он  деревья  только  лечит.

                                  Игра  «Повтори  ритм».

      Чистоговорки:  «Тук,  тук,  тук  дятел  долбит  сук.

                                   Ят-ят-ят,  всюду  щепки  летят.

      Загадка  про  белочку:   - Я  маленький  зверек

                                                 С  большим  хвостом  пушистым.

                                                 По  веткам  скок,  да  скок,

                                                 Красиво,  очень  быстро.

                                                 За  мною  наблюдая,

                                                 Скажи:  кто  я  такая?

                                Нынче  у  белочек  веселье,

                                В  новом  доме  новоселье.

                                Ах,  какой  чудесный  дом

                                Хорошо  живется  в  нем.

      - Хотите  послушать  сказку  «Белкин  дом»?

        Инсценорование  музыкальной  игры  «Белкин  дом».  

 

         

              10.  РИТМОПЛАСТИКА.

                                               

                                             ЦЕЛЬ. Знакомство  с  элементами  баль-

                                          ных  танцев,  танцевально-ритмической  

                                          гимнастикой.  Формировать  навыки  са-

                                          мостоятельного  сочетания  движений под

                                          музыку  с  предметами,  развивать  гиб –

                                          кость  и  пластичность.

                                  ХОД   ЗАНЯТИЯ.

       1. Танцевальная  разминка.

       2. Танец  «Вару-вару», муз.Паулса.

       3. Танцевальная  импровизация  «Волшебные  ленты».

       4. Музыкально-ритмическая  игра  «Музыкальные  стулья».

       5. Креативная  гимнастика,  игропластика.

                            «Буратино – мальчик  смелый,  

                              Гибкий,  как  гимнаст.

                              Он  в  шпагате  наклонился,

                              Грудью  к  полу  прислонился,

                              Держит  позу,  словно  ас»!

       «Жираф» - (из  упора  сидя на  пятках).

       «Кольцо»,  «Кузнечик» .

       6. Музыкально-подвижная  игра  «Дирижор – оркестр».

             11.ЭТИКЕТ  «Урок  французского».

                       

                                       ЦЕЛЬ.  Развитие  и  обогащение музыкаль-

                                      но-интелектуального  кругозора  детей,  

                                      воспитание  интереса  к  различным  культу-

                                      рам  мира,    чувства  общности  и  единства

                                      с  людьми,  живущими  на Земле.

                                                                                             

                              ХОД   ЗАНЯТИЯ.

       

      1. Кот  в  сапогах знакомит  детей  со  своей  родиной  Францией.

      2. «Французский  вальс, муз П Мориа.

      3.Декламируем  и  смешим  «Куманек»,  «Девчонки-лгунишки».

      4.Учимся  здороваться  по-французски («бонжур,  мсье»,  «божур,  мадам!»  «бон  суар!»).

      5.Игра  с  бубенчиками,  султанчиками  «Веселитесь  все!»

      6. Поем  и  играем  на   инструментах.

          Французская  народная  песня  «Братец  Яков».

      7. Игра – приветствие  «Променад  с  веревочкой».

              12.  КУЛИНАРИЯ  «Сказка  про  Федота».

                                             

                                                ЦЕЛЬ. Знакомство  с  русскими обы-

                                                чиями,  традициями,  воспитание   добро-

                                                ты,   скромности,  трудолюбия.  Продол-

                                                жать  учить  выпекать  пироги.

           

                                       

                               ХОД   ЗАНЯТИЯ.

       1.  Исполнение  русских  народных  песен  и  хороводов:

                          1) «Во  поле  береза  стояла».

                          2) «На  горе-то  калина».

                          3) «Со  вьюном  я  хожу».

       2.  Рассказывание  сказки  про  Федота.

       3.  Выпечка  пирога.

       4.  Русский  танец  «Приглашение».

              13.  СЛУШАНИЕ  «Я  помню  вальса  звук  прелестный».

                                                      ЦЕЛЬ.  Учить  детей  различать

                                                     жанры  музыки.  Уточнить  пред-

                                                     ставление  детей  о  вальсе  как  о  

                                                    танце.  Учить  детей  сравнивать

                                                    характер  мелодии  одного  жанра-

                                                    вальса,  передавать  смену  харак-

                                                    тера  музыки  в  движениях.

                             ХОД    ЗАНЯТИЯ.

         1.  Ритмические  задачки.

         2.  Разговор  о  жанрах  (м\д  игра  «Три  кита»).

         3.  Слушание  и  беседа  о вальсе.

                                 «Однообразный  и  безумный,

                                 Как  вихорь  жизни  молодой,

                                 Кружится  вальса  вихорь  шумный,

                                 Чета  мелькает  за  четой…»

                 (Появляется  королева  вальса).

         4.  Девочки  исполняют  танец-импровизацию  с  газовыми  шарфами.

         5.  Вопросы  о  вальсе:

                             1) Что  такое  вальс?

                             2) Какие  бывают  вальсы?

                            3) Какой  ритм  у  вальса?

       6.  Художественное  слово:  И  от  грусти,  и  от  скуки

                                                       Могут  вылечить  нас  всех

                                                       Озорных  мелодий  звуки,

                                                       Песни,  пляски,  игры,  смех!

          «Вальс  дружбы»,  муз. Картушиной.

       7.  «Вальс», Муз.П.Чайковского.(слушание  по  схеме).

       8.  «Вальс»,  муз.Е.Тиличеевой.  (оркестр).

              14.    ПЕНИЕ  И  МУЗЫКА   «Оркестровый  урок».

                             

                                                                 

                                                         ЦЕЛЬ. Развивать  сотрудничест-

                                                         во,  умение  чувствовать

                                                         партнера,  знакомство  детей  с  шу-

                                                         мовыми  инструментами  и  способа-

                                                         ми  игры  на  них;  создание  условий  

                                                        для  самостоятельных  музыкальных

                                                       импровизаций  детей;  игровое  обу-

                                                       чение  совместному  исполнению

                                                       музыки.

                                 ХОД   ЗАНЯТИЯ.

 

          1. Дискотека  «Мики-Маус», муз.А.Шмитц.

                   (танцы  и  игры  на  инструментах).

          2. Игра-импровизация  «Замри  и  отомри».

          3. «Бусинки»,  муз.Майкопара.

          4. «Карусель»-ритмическая  игра  на  ускорение  и  замедлен-

               ние («Еле-еле,  закружились  карусели).

          5. Хоровод  с  инструментами  «Полька», муз.А.Филиппенко.

          6. Игра  с  динамикой   «Ветер-ветерок-ветрище».

             7. Творческая  работа   «Посудно-ореховый  оркестр».

                    «Детская  полька», муз.М.Глинки.

             8. Художественное  слово: «Когда  играет  музыкант,

                                                           То  ценят  все  его  талант.

                                                           И  я,  наверно,  потому.

                                                           Чуть-чуть  завидую  ему.

                            Он  может  вмиг  заставить  нас

                            Запеть  или  пуститься  в  пляс.

                            А  загрустит – и  мы  грустим

                            Под  звуки  флейты  вместе  с  ним.

                                                Чем  музыкант  не  чародей?

                                                В  его  сердцах  сердца  людей.

                                                Он  может  и  змею  порой

                                                Заворожить  своей  игрой.

       

                     

              15.АКТЕРСКОЕ  МАСТЕРСТВО  «Театральное

                                                  занятие  с  куклами».

   

                                                    ЦЕЛЬ.    Побуждать  детей  прини-

                                                  мать  участие в  игре  с  музыкальным          

                                                  сопровождением,  подпевая  отдель-

                                                  ные  слова,  выполняя  движения  по

                                                  показу  педагога.

                                                      Помогать  понять  содержание  пес-

                                                  ни,  используя  перчаточную  куклу,

                                                  передавать  движения  образные  дви-

                                                             жения  животных,  используя  шапоч-

                                                             ки-маски.

                     

                               ХОД    ЗАНЯТИЯ.

                                                   

            1. Песня  «Лиса», рус.нар.мел.

            2. «Веселятся  все  игрушки», муз.Витлина.

            3. Инсценирование  потешки  «Ладушки-ладушки», рус.н.м.

            4. «Летели  кукушки»  рус.нар.мел.

            5. Инсценирование  «Кошкин  дом».

            6. Хороводная  игра  «Кот  Васька».,  муз.Лобачева.

           

             16. РИТМИКА.

 

                                                    ЦЕЛЬ.  Формирование  красивой  

                                                    осанки,  пластики  рук,  координа-

                                                    ции  движений.  Способствовать  

                                                    преобретению  детьми  необходи-

                                                    мых  двигательных  навыков  в  сис-

                                                    теме  классического  танца.

                                 ХОД    ЗАНЯТИЯ.

         

        1. Хореографическая  разминка   у  станка  и  в  центре  зала.

        2. Экзерсис  на середине  зала .

        3. Пластический  этюд  «Голубая  вода», муз.П.Мориа.

        4. «Вальс  Снежинок», муз. Ребикова.

        5. Игра  на  развитие  танцевального  творчества  «Лесной  

             концерт».  

            17. ЭТИКЕТ  «Волшебные  слова».

                   

                                                     ЦЕЛЬ.  Вызывать  положительные  

                                                     эмоции  на  добрые  слова  и  пос-

                                                     тупки,  учить  эмоционально  и  вы-

                                                     разительно  исполнять  песни, выра-

                                                     зительно  читать  стихи.

                                 ХОД    ЗАНЯТИЯ.

 

         1. Песня  «Что  такое  этикет?»   муз.Еремеева.

         2. Беседа  о  вежливых  словах.

                        «Знают  взрослые  и  дети:

                          Много  слов  на  белом  свете!

                          А  с волшебными  словами

                          Мы  идем  по  свету  сами!»

        3. Венгерская  народная  песня  «Здравствуй  небо  на  рас-

            свете!»

        4. Стихи  с  вежливыми  словами   (диалог-  «Коровушка,  где

            ты  была?»)            

        - Белочка,  пожалуйста,                   Отвечает  белочка:

         «Не  прячься  за  сосной!              - Юля,  все  в  порядке!

           Белочка,  пожалуйста,                   Продолжает  белочка:

           Поиграй  со  мной!                      - Я  играю  в  прятки!

        - Извини,  меня  котенок,                - До  свидания   гусята  и

                                                                       И  смешные  поросята

          Что  тебя  отогнала,      

                                                                     До  свиданья,  петушок

                                                                     И  цыпленочек-пушок!

          Я,  наверное,  спросонок

          Ничего  не  поняла!

          Я  была  спросонок –

          Не  сердись,  котенок!

       

             18. КУЛИНАРИЯ  

«Святки,  песни  и  колядки».

         

                                                    ЦЕЛЬ. Знакомство  с  народными  

                                                    традициями  и  русской  историей.  

                                                    Воспитывать  чувство гостеприим-

                                                    ства  и  доброжелательности.  Нау-

                                                    чить  приготовлению  Рождествен-

                                                    ских  пряников  «Козуль».

     

                               

                           ХОД   ЗАНЯТИЯ.

     1. Приветствие  хозяйки:

                         Хорошо  зимой – работы  никакой.

                         Сидишь  себе  в  избе – чаек  попиваешь,

                         Про  былое  вспоминаешь.

                         Помню,  в  молодости  весело  было  зимой.

                         С  Рождества  Христого  начинались  Святки-

                         Веселились  ребятки.

                         Ходили  они  по  избам,

                         Пели  песни-колядки,

                         Желали  хозяевам  счастья,  здоровья.  Нового  года.

      2. Пение  Колядок.

      3. Рассказ  об  угощениях,  которые  пекли  в  старину.                  «Козули»-это  фигурки  животных  из  теста.

          В  каждом  доме  раньше  в  святые вечера  пекли  фигурки  

          коров,  быков,  овец,  коней,  оленей,  петухов.  После  выпеч-

          ки  иногда  Козули  расписывали  глазурью  и  украшали  

          цветными  узорами.  Так,  в  незатейливом  прянике,  сов-

          мещались  вкусная  сдоба,  традиционный  подарок  и  дет-

          ская  игрушка.  Козулям  более  200  лет.  На  Крещение  фи-

          гурки  эти  смачивали  водой  и  давали  есть  детям,  чтобы

          они  не  болели.

                  Загадка: Без  рук,  без  ног,  а  со  стола  ползет?

     4. Приготовление  Рождественских  пряников.                      

 

             19. СЛУШАНИЕ  «Танцы  кукол  Д. Шостаковича.

 

                                                         ЦЕЛЬ. Знакомство  с  творчест-

                                                         вом  композитора,  формировать

                                                         интерес  к  слушанию,  умение  

                                                         эмоционально  воспринимать  му-

                                                         зыку  и  рассказывать  о  ней.

                                  ХОД   ЗАНЯТИЯ.

 

    Просмотр  музыкального  мультипликационного  фильма

   «Танцы  кукол».

              20.  МУЗИЦИРОВАНИЕ  «Сказка  девочки  мелодии».

                                                   ЦЕЛЬ. Учить  понимать  сущ-

                                                   ность  музыкальных  процессов,

                                                   «проживание»   музыки  через  дви-

                                                   жения,  образ,  игру.  Формировать

                                                   творческие  начала,  увлечения.

                            ХОД    ЗАНЯТИЯ.

         Рассказать  историю  девочки  Мелодии,  с  демонстрацией  наглядного  материала.  

        Пение  звуков  гаммы  в  диалоге.

        Пение  гаммы  хором.

        Составление  простейших  мелодий.

        Подыгрывать  произведения  Баха,  Чайковского:

                   «Игра  в  лошадки»;

                   «Шутка»,  Ф.И.С.Бах.

        Изобразить  с  помощью  звуков  такие  ситуации,  как –

   «нотки  ссорятся»,  «нотки  спорят»,  «нотки  дружно  беседуют».

                     

              21. АКТЕРСКОЕ  МАСТЕРСТВО

                                         «Когда  солнышко  смеется».

 

                                                    ЦЕЛЬ.  Учить  детей  выстра-

                                                    ивать  выразительные  диалоги,  чис-

                                                    то  интонировать  песни,  вниматель-

                                                    но  слушать  музыку.  Передавать  

                                                    образ  игровых  персонажей  в  дви-

                                                    жении.

                     

                            ХОД    ЗАНЯТИЯ.

 

         Чтение  рассказа  «Когда  солнышко  проснется?» муз.Т.Ломовой.

         Распределить  роли  и  выразительное  проигрывание  сюжета.

         Обсуждение  отдельных  деталей  и  помощь  детям  в  выполнении  задания.

         Повторение  песен,  которые  исполняются  в  процессе  рас-

сказа  и  сопровождение  их  движениями.

        Педагог (в  конце)  «К  нам  снова  новый  день  идет,

                                           И  первыми  лучами,

                                           Оно  играет  с  нами!

                                           Яркое,  большое,  теплое  такое!»

                   

        Песня  «Много  у  солнышка  работы», муз.Гомонова.

              22. РИТМОПЛАСТИКА.

                                                         

                                                      ЦЕЛЬ.  Знакомство  с  элемен-

                                                      тами  бальных  танцев,  танцеваль-

                                                      но-ритмической  гимнастикой.  

                                                      Формировать  навыки  самосто-

                                                      ятельного  сочетания  движений

                                                      под  музыку  с  предметами,  раз-

                                                      вивать  гибкость  и  пластичность.

                             ХОД    ЗАНЯТИЯ.

        1. Танцевально-ритмическая  разминка.

        2.Танец.

        3. Ритмический  танец  «Танцуем  сидя».

        4.Этюд  «Пластический  образ»,  «Вальс», муз. Чайковского.

                Слова:  Наши  нежные  цветы

                              Распускают  лепестки.

                              Ветерок  чуть дышит,

                              Лепестки  колышит.

                              Наши  алые цветы

                              Закрывают  лепестки.

                              Тихо  засыпают,

                              Головой  кивают.

         5.  Музыкально-танцевальная  игра  «Затейники».

 

             23.  ПРАЗДНИК  «День  Защитников  Отечества»

              24.  ЭТИКЕТ  «Чудесный  выходной».

                                                               

                                                    ЦЕЛЬ.  Продолжать  учить

                                                    быть  взаимновежливыми,  органи-

                                                    зованными,  аккуратными.  Воспи-

                                                    тывать  бережное  отношение  

                                                    к  природе.

 

                            ХОД    ЗАНЯТИЯ.

   

      1.  Беседа  о  правилах  приличия  в  общении,  здоровом

           образе  жизни.

                                     «Возле  маленькой  кроватки

                                       Хватит  места  для  зарядки!

                                      Раз-два,  три-четыре!

                                      Руки  выше!  Ноги  Шире!

                                      Ах,  зарядка!  Ты  игра,  

                                      Чтобы  бодрой  быть  с  утра!

                                      А  теперь  внимание:

                                      Будет  умывание!

                 Песня  «Было  мыло», муз. Еремеевой.

     

      2. «Я  умылась,  я  оделась.

           Что-то  кушать  захотелось.

           Так  приятно  в  кухне  нашей

           Утром  пахнет  манной  кашей».

                   

                  Песня  «Наша  каша  хороша».

     3. Прогулка  - «Это-клен.  А  там – береза!»

                               Вот  пион.  А  это – роза!

                               Все,  что  знаю,  называю!

                               По  дорожке  этой  самой

                               Мы  уже  гуляли  с  мамой.

     4.   Песня  «Детская  площадка», муз. Еремевой.

     5.   Беседа  о  том,  как  нужно  вести  себя  в  магазине.

           Диалог  продавца – покупателя.

     6.  Время  вечерней  сказки.

                    «Колыбельная  «Спи,  малыш».

              25.  СЛУШАНИЕ  Знакомство  с  балетом  

                                                        «Щелкунчик».

                                                           ЦЕЛЬ.  Познакомить  с  му-

                                                           зыкой  танцев  балета.  Учить  

                                                           различать  характер,  настроение  

                                                           каждого  произведения  и  темб-

                                                           ры  музыкальных  инструментов.

                       

                            ХОД    ЗАНЯТИЯ.

          1.  Вспомнить  краткое  содержание  сказки  по  мультфильму.

          2.  Прослушивание  вальса  «Снежных  хлопьев»,

               «Вальса  цветов»,  «Танец  Феи  драже»  и  др.

          3.  Просмотр  видео  материалов.

                                               

                                     

                 

                     

              26. ПЕСНИ  И  МУЗЫКА

                                  «Веселые  уроки  черепахи  Тортилы».

                                                     ЦЕЛЬ.  Учить  воспроизводить  

                                                     голосом  высокие  и  низкие  звуки,

                                                     составлять  песенку  из  звуков  раз-

                                                     личной  высоты,  различать  по

                                                     длительности,  моделирование  му-

                                                     зыкальных  фраз.  Воспитывать  в  

                                                     детях  творческую  активность  и  

                                                     интерес  к  песенному  творчеству.

                             ХОД    ЗАНЯТИЯ.

    1.  Прочесть  письмо  от  черепахи  Тортилы.

    2.  Графическое  изображение  песни «Между небом  и  землей».

    3.Пение  по  карточкам  звуков  разной  высоты.

    4.  Обыгрывание  музыкальной  сказки  про  веселого  Дракона.

                               «Воробей,  сорока,  чиж,

                                 Зяблик,  ласточка  и  стриж

                                 Прилетели  на  балкон,

                                 А  за  ними  вдруг  Дракон!»

    5.  Игра  на  металлофоне  и  пение  простейших песенок.

    6.  «В  доме  моем  тишина,»  муз.Рыбникова.

    7.  «Романс  черепахи  Тортилы»,  муз.Рыбникова.

    8.  Танец  «Лягушачья  ламбада».

    9.  Песня  «С  нами  друг», муз.Струве.

              27.  РУКОДЕЛИЕ  Конкурс  «Мисс   Мальвина».

                                                           ЦЕЛЬ.  Учить  быть  внима-

                                                           тельными,  умело  и  быстро  вы-

                                                           полнять  задания,  вести  себя

                                                           вежливо  и  доброжелательно.

                          ХОД    ЗАНЯТИЯ.

       1.  Представление  участниц-   «Танец  кукол».

       2.  Конкурс  «Наряд».

       3.  Конкурс  «Сделай  прическу».

       4.  Конкурс  «Я  хочу,  чтобы  картинка  ожила».

       5.  Конкурс  по  пришиванию  пуговиц».

       6.  Конкурс  «Когда  я  стану  взрослой».

       7.  Конкурс  танцев.

       8.  Подведение  итогов  конкурса.

              28.  РИТМОПЛАСТИКА.

                                                           ЦЕЛЬ.  Учить  ритмично  и  кра-

                                                    сиво  двигаться,  передавать  в  дви-

                                                    жении  характер  музыкального  

                                                    произведения.  Развивать  слух,  

                                                    чувство  ритма,  грациозность.  Вос-

                                                    питывать  интерес  к  танцевальному  

                                                    творчеству.

                           ХОД    ЗАНЯТИЯ.

      1.  Ритмо – пластическая  разминка.

      2.  Ритмический  хороводный  танец  «Калинка».

      3.  Танец  «Весна – красна»,  муз.Т.Морозова.

      4.  Музыкально – ритмическая  игра  «Озорные  козлики».

      5.  Упражнение  на  расслабление  мышц  и  релаксацию.

              29. ЭТИКЕТ  «Сказочные  друзья».

                                                               

                                                       ЦЕЛЬ.  Закрепить  понятие,

                                                       что  вежливый  человек – это  тот,  

                                                       кто  соблюдает  правила  приличия,

                                                       правила  этикета;  человек  учти-

                                                       вый  и  предупредительный.        

                       

                               ХОД    ЗАНЯТИЯ.

    1.  Начало  под  мелодию  песни  «Что  такое  этикет?»

    2.  Чтение  стихов: «Доброе  Утро!»

                                     «Приятного  аппетита!»

                                     «Добрый  вечер!»

                                     «Спокойной  ночи».

                 Беседа  по  содержанию.

    3.  «Лесная  песенка»,  муз.Еремеевой.

    4.  Песня  и  танцевальная  импровизация

                    «Сказочные  зайки», муз.Еремеевой.

    5.  Беседа о  лесе.

    6.  Общий  танец  «Дети  и  природа».

                       

              30.  Подготовка  к  развлечению  по  ОБЖ.

     

                                «Там на  неведомых  дорожках».

3.1.  СООТВЕТСТВИЕ  ТРЕБОВАНИЯМ  ГОСУДАРСТВЕННОГО
            ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   СТАНДАРТА.

       В  процессе  занятий  педагог  создает  условия  для развития

 культуры  слушания,  пения,  умения  красиво  двигаться  под  музыку  в  соответствии  с  ее  характером. Знакомит  детей  с  композиторами  и поэтами,   развивает  представление  о раз  личных  видах музыкального  искусства (опера,  балет  и  др.)

       Создает  условия  для  развития  творческой активности  детей  в  процессе  музыкальной  деятельности.  Происходит  приобщение  к  импровизации в  пении,  танцах,  игре на  музыкальных   инстру-

ментах. Создаются  условия  для  развития  музыкального  творчества  детей  на  основе  синтеза  искусств,  используя  сочетание  разных  видов  деятельности – музыкальной,  художественно-речевой,  театральной  и  др.

       У  детей  развивается  в  соответствии  с  их  индивидуальными  способностями  умение  свободно и  достойно  держаться  во  время  выступлений  перед  взрослыми  и  сверстниками.  Все  эти  компоненты  соответствуют  требованиям  Государственого  образовательного  стандарта.

  3.2.  ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.

     

      Знания,  умения  и  навыки,  полученные  в  процессе  занятий  в  студии   эстетического  развития  «Маленькие  леди»,  помогут  в  дальнейшем  девочкам  достойно  вести  себя  в  обществе,  научат  коммуникативному  общению  со  сверстниками  в  школе,  умению  

красиво  двигаться,  эмоционально  воспринимать музыку  и  уметь  рассказывать  о  ней;  применять  основные  правила  этического  поведения  в  повседневной  жизни.  

                                                                                                                   

           4.  ПРИЕМЫ  И  МЕТОДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  

                УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА.

   Процесс  нравственно-эстетического  воспитания  сложный и  многообразный.  Однако  в  нем  могут  быть  выделены  многие  главные  моменты,  составляющие  как  бы  основную  схему,  модель  этого  процесса.

     Первым  компонентом  модели  можно  назвать  формирование  у  ребенка  эмоционально-нравственного  отношения.  Дети  становятся  как  бы  участниками  действия,  сопереживают  происходящему.

     Вторым  компонентом  выступает  формирование  у  ребенка способности  к  самообучаемости  в  нравственно-эстетической  сфере.  Цель  педагога  состоит  не  столько  в  том,  чтобы  передать  детям  определенную  сумму  знаний,  сколько  научить  их  учиться.

     Третий  компонент – формирование  индивидуальных  нравственно-этических  свойств  личности.  Формирование  эмоционально-оценочного  отношения  ребенка  к  окружающей

действительности.

     Нравственно-эстетическое  воспитание  детей  обеспечивается  с  помощью  разнообразных  методов:  метод  побуждения  к  сопереживанию;  метод  убеждения  при  формировании  первоначальных  проявлений  эстетического  вкуса;  метод  поисковых  ситуаций,  побуждающих  детей  к  самостоятельным  действиям,  творчеству.

          4.1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ,  ТЕХНИЧЕСКОЕ

                             ОСНАЩЕНИЕ  ЗАНЯТИЙ.

     Для  более  эффективного  проведения  занятий,  используется  наглядность:  портреты  композиторов,  дидактический  и  наглядный  материал в  виде  карт  с  движущимися  картинками,  шумовые  и  музыкальные  инструменты,  аудио  и  видео  материал,  художественное  слово,  стихи  известных  поэтов,  а  так  же  детали  костюмов  и  атрибуты  для  танцев  (шарфы,  цветы,  ленты).

           

          5. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  * Журнал  «Музыкальный  руководитель» - 2005-2009г.

                  «Музыкальная  палитра»  -2004-2008г

 * М.А.Михайлов  «Развитие  музыкальных  способностей  детей»,

                               Ярославль. «Академия  развития»,1997г.

* «Нравственно-эстетическое  воспитание  ребенка  в  детском      саду».  Москва  «Просвещение»,1998г.

* «Методика  и  организация  театрализованной  деятельности дошкольников  и  младших  школьников»-Э.Г.Чурилова.

* «Театрализованная  деятельность  в  детском  саду»,  А.Е.Антипина.  Москва,2003г.

* «Дошкольник:  обучение  и  развитие  воспитателям  и  родителям»,  Ярославль  «Академия  развития»  1998г.

* «Первые  уроки  музыки  и  творчества» - Е.И.Юдина,  Москва  

«Аквариум»,1999г.

* «Танцевальная  мозаика», - С.Л.Слуцкая,  Москва  2006г.

* «Детский  праздник» - М.С.Степанова,  Брянск  1999г.

* «Ритмическая  мозаика», - А.И.Буренина,  С-Питербург, 2000г.

* «Коммуникативные  танцы  и  игры  для  детей» - А.И.Буренина,

Санкт-Питербург  2004г.

* «Са-фи-дансе»-Ж.Е.Фирилев,  Е.Г.Сайкина. «Детсвопресс»,2003г.

* «Уроки  этикета»,  Е.А.Насонкина.  «Детство-пресс»,  2003г.  

           На  протяжении  многих  лет           идут  дискуссии  между  специалистами  по  дошкольному  воспитанию  дошкольно-образовательных  учреждений  и  школами  по  поводу  того,  как  более  правильно  приобщать маленького  человека  к  музыкальной  культуре.  Специалисты  всех  уровней    стремятся  найти  смысл педагогической  работы  с  детьми,  учитывая  разные  условия,  возраст детей, репертуар,  методы  и  другие  факторы,  влияющие  на  эффективность  педагогического  процесса.

           Мы  долго  были  в  плену  иллюзий:  достаточно  добиться  от  детей  результатов,  осваивая  очерченный  круг  умений  и навыков  для  каждой  возрастной  группы,  как  соответственно  этому  автоматически  решим  задачу,  причем  на  «каждого  ребенка  и  на  едином  качественном  уровне».  Однако  результатов  мы  добьемся  только  в  том  случае,  если  не  будем  забывать,  что  все  дети  разные,  каждый  имеет  свой  внутренний  мир,  свое  «ощущение  детства».

           Раскрытие  способностей  детей  к  музыке  в  условиях  общего  или,  как  принято  говорить,  «массового  музыкального  воспитания»  требует  особых  методов.  Однако  музыкальная  педагогика  сложившейся  авторитарной  педагогики  ставит  препоны  новым  подходам  в  музыкальном  воспитании,  что  выражается  в  обще  принятом:  «делай  как  я,  делай,  как  другие».  Получается,  что  ребенку  навязывают  путь  обучения,  не  создавая  условий  для  его  естественного,  согласно  его  психологической  природе,  вхождение  в  музыкальное  искусство.  Кроме  этого  пора  осохзнать  и  противоречия  семейного  воспитания.  Традиционно  ребенок  получает  в  семье  установку  на  «научение,  послушание,  подчинение  учителю».  Редко  кто  из  родителей  ориентируется  на  проявление  возможностей  самих  детей,  их  творческих  задатков.  Собственный  опыт  показывает:  есть  дети,  которые  в силу  своих  природных,  индивидуальных  способностей  открыты  для  музыки,  и  реальная  оценка  их  успехов  становится  источником  удовлетворения  от  занятий  искусством.  Другие  (а  их немало!)   внешне  не  проявляют  заинтересованности  на  занятиях  (правомерно  здесь  говорить  об их  «скрытых»  способностях  к  музыке) и  очень  скоро  привыкают  к  своей  «неспособности»,  так  же,  как  к  этому  привыкает  и  педагог.        Следовательно,  перед  нами  стоит  задача  создавать на  музыкальных  занятиях  такие  условия,  чтобы  ребенок  захотел  что-либо  предпринять,  чтобы  захотел  исследовать  свои  ощущения,  впечатления,  чувства  и  научился  бы  тх  «выдавать»,  «вытаскивать» и  воплощать  в  звуке,  слове,  мелодии,  движении,  цвете.

            Научный  и  практический  поиск  показывает:  для  этого  ребенка должна  возникнуть  «зона  вхождения  в  музыку»,  своя  зона,  отвечающая  его  миропониманию  и  мироощущению.  Такой  зоной  становится  определенное  количество  различных образов,  эмоциональное  состояние,  где  ребенок  находит  то,  что  созвучно  его  внутреннему  миру.  Естественно,  для  того  чтобы  такие  «зоны»  вхождения в  музыку  возникали  на  занятиях,  в  содержание  музыкального  образования  следует  заложить  фундамент.  Но  тогда  возникает  традиционный  вопрос:   на  какой  музыке  мы  будем  воспитывать  наших  детей?  На  музыке,  доступной  детям,  отвечает  нам  традиционная  общая  дидактика.  А  если  с  позиции  сегодняшнего  дня  взглянуть  на  то,  как  и  когда складывались общедидактические  принципы?  Здесь  надо  сказать  следующее.  Во-первых  принципы  общей  дидактики разрабатывались  еще  в  те  времена,  когда  педагогика,  как  наука только  начинала  свой долгий  путь,  и  сложились  они  чисто эмпирически,  как  обещание  того, что  наработал