Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"
материал по теме

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proektnyy_metod....doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 99 ОАО «РЖД»

Доклад

   

«Проектный метод в организации педагогического процесса»

Воспитатель: М.Д. Фокина

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребенка.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог – профессионал должен быть способен к таким видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств её решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенными является доминирующий вид деятельности, а именно:

  1. Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого – либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и т. д.)
  2. Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. д.
  4. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Классификация проектов

  1. Состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и др.
  2. Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели, средний продолжительности –1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года.

Механизм проектирования

Процесс проектирования состоит из трех этапов:

  1. Разработка проекта – сюда входит: цель, задачи проекта.
  2. Их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий;
  3. Анализ результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

  1. Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  2. Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  3. Уметь без амбиций подключиться к целям и задачам детей;
  4. Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса (логопеда, музыкального работника, физинструктора, педагогов дополнительного образования).

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:

  1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе – детско-родительский клуб «Навстречу друг другу», который направлен на эмоциональное и психологическое сближение детей и родителей. «Встреча с интересными людьми» - ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки и пр.
  2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях – организация выставок работ (поделок), выполненных совместно с детьми; «Издание книги».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  1. Комплексные:  «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  2. Межгрупповые: «Времена года», «Мир животных и птиц»;
  3. Творческие: « Чудесные овощи», «Лучший рецепт»;
  4. Групповые: «Веселая астрономия», «Познай себя»;
  5. Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Семейная династия»;
  6. Исследовательские: «Мир воды», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность детей  также способствует  саморазвитию каждого ребенка.