Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."
статья по теме

Герцан Юлия Юрьевна

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Герцан Ю.Ю.

Метод  проектов как инновационная технология организации педагогического процесса

      Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.

      Данный фактор, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

      Для того чтобы понять степень адаптивности метода к специфике дошкольного образования, рассмотрим методологические основы технологии.

      А.М. Новиков в своём исследовании утверждает, что человеческая деятельность делиться на репродуктивную (заранее организованную) и продуктивную, инновационную, требующую непосредственного  применения методологии.

      Автор рассматривает понятие организации неоднозначно:                                                                    - организация как внутренняя упорядоченность, согласованность       взаимодействия   более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением (результат процесса);                                                                                                                                         -организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс).

      Проектно – технологический тип организации деятельности, по мнению А.М.Новикова, состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершённые циклы, которые называются проектами.

      На сегодняшний день существует два определения проекта:                                                          *проект как нормативная модель некоторой системы;                                                                                 *проект как целенаправленное изменение некоторой системы,  ограниченное во времени, ресурсах  и имеющее специфическую форму организации.

      Таким образом, традиционное понимание  проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого – либо сооружения или изделия.

       Современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное  изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

        В.Н.Бурков, Д.А.Новиков пришли к выводу о невозможности единой классификации проектов и разработали систему классификаций данной технологии на основе следующих принципов.

Система классификаций проектов

(по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)

Классификация

Принцип классификации

Варианты

Тип проекта                                                       По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект

-Технический;                                                  -организационный;                                                      -экономический;                                                                  -социальный;                                                                 -образовательный;                                                        -смешанный

Класс проекта                                                                        По составу и структуре проекта и его предметной области

-Монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба);                               -мультипроект (комплексный  проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления);                                                                       -мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов      

Масштаб проекта                                           По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир

-Мелкие;                                                                -средние;                                                                          -крупные;                                                                        -очень крупные                                                       Примечание: крупные проекты приняты называть программами

Длительность проекта                                                По продолжительности периода осуществления проекта

-Краткосрочные (до 3-х лет);                                                     -среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет);                                         -долгосрочные (свыше 5-ти лет)

Сложности проекта                                                              По степени сложности

-Простые;                                                                         -сложные;                                                                 -очень сложные

Вид проекта                                                             По характеру предметной области проекта

-Инвестиционный;                                                      -образовательный;                                                       -научно – исследовательский;                                     -учебный;                                                            -смешанный        

     Для того чтобы понять методологию проекта, необходимо рассмотреть принципы организации практической образовательной деятельности более подробно.                                                                                                                                                      1Принцип иерархичности заключается в том, что деятельность осуществляется на разных уровнях иерархии в зависимости от личностных качеств человека и условий, в которых он поставлен.                                                                                                                  2Принцип целостности является процессуальным аспектом любой профессиональной деятельности. Побуждаемый потребностями, человек способен сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствие с объектами законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Далее, в соответствии с ситуацией, целью и условиями, определить конкретные способы и средства действий, в процессе применения отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.                                                                                                  

      Аспект, касающийся видов структуры деятельности, определяется инвариантными сторонами деятельности: познавательной, преобразовательной (практической, проектирующей),  ценностно-ориентировочной, коммуникативной и эстетической.

      Целостность осуществления и того, и другого аспекта деятельности напрямую зависит от уровня развития деятельности педагога.                                                                                                                    3Принцип  коммуникативности  заключается в степени позитивного взаимодействия с другими людьми, определяющего результативность деятельности.                                                                                                                                                4Принцип историчности содержит два аспекта:                                                                                       *филогенетический, учитывающий педагогический опыт в осваиваемой области деятельности;                                                                                                                                    *онтогенетический, учитывающий связь возраста педагога и его способности к инновациям.                                                                                                                                             5Принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности)У.Р.Эшби гласит, что наличие средств и способов решения проблемы должно иметь больший диапазон (разнообразие, чем сама сложность проблемы; либо система, решающая проблему, должна уметь разрабатывать новые средства и способы решения проблемы. То есть система должна иметь необходимый «запас манёвра».

       А.М.Новиков считает, что при организации практической деятельности с учётом принципа адекватности педагогу-практику (педагогическому коллективу) необходимо учитывать ряд обязательных условий:                                                                                *целесообразно браться за решение таких проблем, для которых уровень квалификации, накопленного опыта педагога или коллектива превышает необходимый уровень или же «добирать» квалификацию этого уровня в процессе решения проблемы;                                                                                                    *иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы;                                                                                          *конструировать свою деятельность таким образом, чтобы отдельные её компоненты сравнительно легко заменялись, подвергались корректировке и модернизации;                                                                                                                        *строить свои модели, проекты, конструкции таким образом, чтобы их можно было легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

        На основе рассмотренных принципов можно выстроить логическую структуру практической образовательной деятельности. По мнению Н.О.Яковлевой, применение метода проекта в целостном педагогическом процессе опирается на системный,  деятельностный  и информационный  подходы.                                                                                                            Системный подход - общенаучная основа как педагогического проектирования, так и метода проекта в целом.  Н.О.Яковлева утверждает, что проект как результат проектирования представляет собой педагогическую систему, описание которой содержит характеристику его строения и функционирования. А.М.Новиков придерживается аналогичной точки зрения и рассматривает проект как  сложный объект, содержащий группы элементов: цели образования, содержание образования, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания, педагоги, воспитанники.  Объектом проектирования, по мнению исследователя, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей.                                                                               Деятельностный подход, по мнению Н.О.Яковлевой, является теоретико-методологической стратегией. А.М.Новиков обозначил типы стратегии создания и реализации проекта, которые осуществляются на основе деятельностного подхода:                                                                                                                                                                                                                         * Стратегия локальных изменений. Включает в себя введение отдельных        инноваций, повышение эффективности отдельных участков деятельности ДОУ. Работа проводиться с отдельными педагогами.                                           *Стратегия модульных изменений. Предполагает разработку и внедрение определённых комплексов нововведений, возможно не связанных или мало *Стратегия системных изменений. Рассчитана на полную реконструкцию ОУ, требующую пересмотра всей его деятельности, основанную на взаимосвязи всех участков проекта и т.п.                                                                                                          Информационный подход изучает информационно – содержательную основу метода, который используется в качестве практико-ориентированной тактики. Направлен на описание процесса и результата проектирования, разработку технологического обеспечения проекта, а также на переработку «сырых» данных в чётко структурированную информацию.

     Таким образом, рассмотренные выше теоретико-методологические основы проектной деятельности имеют высокую степень адаптивности инновационной технологии к специфике ДОУ. Данный факт делает возможным выбор метода проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.

      Эффективность применения технологии зависит от среды, в которой будет осуществляться проект, особенностей субъектов проекта, функциональных связей между компонентами проекта, условий для эффективного использования проекта и ожидаемых результатов

Литература:                                                                                                                                     1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с.                                                                                               2.Кашлёв С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш. шк., 2002.-95с.                                                                                                                      3.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1970.-114 с.                                                                                                                      4.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.-120 с.                                                                                           5.Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.-239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру".

«Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру.                      «В иг...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...

Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

План:·        1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. ·        2 Технологии по ФГОС в детском саду. ·        3 Ме...

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Материал позволяет ознакомиться с технологиями организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Статья на тему:Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...