Роль этических занятий в воспитании дошкольника и специфика их организаций
методическая разработка (средняя группа) по теме

Грезнева Ирина Николаевна

 

Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка добру, не сформировав у него понятий «красивое» и «некрасивое», не сформировав эмоционального протеста против зла. Поэтому, главной задачей занятий по этическому воспитанию детей является создание эмоционального положительного настроя в отношениях детей к окружающим, в основе которого лежит доброжелательность и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_eticheskih_zanyatiy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль этических занятий в воспитании дошкольника и

специфика их организаций».

Сегодня в условиях ужесточившейся жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни. Это возможно, включая в воспитательный процесс детских учреждений систему воспитания этической культуры, основанную на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умение жить среди людей - эти задачи выходят на первое место в воспитательной работе. Но добиться положительных результатов в воспитании этического поведения можно только при условии, что эта работа ведется с раннего возраста, систематически и целенаправленно, с использованием различных форм, средств и методов воспитательного воздействия.

Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка добру, не сформировав у него понятий «красивое» и «некрасивое», не сформировав эмоционального протеста против зла. Поэтому, главной задачей занятий по этическому воспитанию детей является создание эмоционального положительного настроя в отношениях детей к окружающим, в основе которого лежит доброжелательность и уважение.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ.

Занятия проводятся один раз в месяц. Обстановка в помещении, по возможности должна быть более непосредственной, домашней, чтобы создать детям эмоциональный комфорт.

Каждое занятие начинается с эмоционально-этического настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность детей, а с другой - проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформулировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия.

Для поддержания высокого эмоционального настроя детей во время занятия используют разнообразные организационные и методические приемы:

  1. занятие проводится в интересной, увлекательной, постоянно меняющейся форме (путешествие в страну «Сказок», «Поездка в гости», «Посещение театра»; «Настольный театр» и т.д.);
  2. используется различный наглядный материал (сюжетные картинки и фотографии, иллюстрации к сказкам и др. литературным произведениям, макеты, карты-схемы, игрушки, открытки и др.);
  3. многие занятия состоятся на основе знакомых    детям сказок, ребята встречаются полюбившимися героями — доктором Айболитом, Карлсоном, Винни-Пухом и др.)
  1. привлекает детей и появление новых  героев и атрибутов - феи Здравствуйте и  корзины  вежливых слов, волшебников Недобрика и Завязки,  волшебного платка, светофора «Топ-стоп», Лесного поезда. Братьев Будильников и т.д.;
  1. часто на занятиях звучат музыка и песни.

Этические занятия требуют со стороны педагога высокой эмоциональности, так как сухое формальное отношение взрослого к материалу мало способствует созданию эмоциональной обстановки и развитию у ребенка нравственных чувств. Именно на этих занятиях, как нигде, требуется изменение форм общения педагога с детьми — переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений педагога с детьми: восприятие ребенка как равного, но другого, со своими проблемами, желаниями, интересами.

Важнейший принцип организации и проведения этических занятий - обязательная взаимосвязь воспитания нравственных чувств, сознания и поведения детей. Для достижения этого единства используются различные приемы и методы. Основным методом и одновременно средством воспитания этического поведения детей этого возраста является игра.

Она активизирует чувства,   отношения ребенка, его представление

об окружающем. В игре дети учатся общению и взаимодействию друг с другом, приучаются следовать принятым правилам, познают на практике значение простейших этических понятий: добро-зло, хорошо-плохо, честно-нечестно и др.  Часто игра выполняет роль упражнения: преодолевая препятствия по нуги в страну сказок, дети упражняются в оказании  помощи  друг другу; исполняя   роль жителей Теремка, тренируются в приеме гостей и правилах поведения за столом; вызывая доктора Айболита к заболевшему Будильнику; практикуются в вежливом разговоре по телефону и т.д. Игры, проводимые на итоговых занятиях, способствуют повторению и закреплению материала.

Один из важнейших методов работы с детьми - метод наглядности. На занятиях детям предлагается разнообразный, конкретный материал: литературные произведения (сказки, стихи, рассказы, считалки и др.),

диафильмы, иллюстрации, фотографии и т.д.

Система эстетического воспитания подрастающего поколения может

реализовать свои возможности, если в нее включены дети всех возрастных групп. Тогда, по мере своего взросления ребенок последовательно вбирает в себя этические знания, закрепляет моральные нормы поведения и общения с другими, облагораживает свои чувства, углубляет эмоциональные реакции.

В этом отношении занятия по этике становятся первой ступенью познания себя рядом с другими, чувствования я, нравственной основы общественного поведения, которая формирует и этическую направленность развития личности ее будущего самоопределения в мире людей.