Статья. Эстетическое воспитание детей и развитие их художественно-творческих способностей.
статья (подготовительная группа) на тему

Иваненко Валентина Владимировна

В данной статье представлен опыт работы  по развитию художественно-творческих способностей дошкольников. В результате освоения разнообразных нетрадиционных техник (лепка из соленого теста, роспись по дереву, роспись по стеклу, работа с биссером и деревянными прищепками)  происходит приобщение к творческому поиску, дает возможность рассматривать, наблюдать, изучать мир природы, исследовать предметы и явления, образы окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Эстетическое  воспитание  детей  и  развитие  их  художественно-творческих  способностей»

                                                        Воспитатель  высшей  категории:

                                                     Иваненко  Валентина  Владимировна

На  протяжении  пяти  лет  я  работаю  над  методической  темой  «Развитие  художественно – творческих  способностей  детей».  Требования  современной  жизни  таковы,  что  для  успешности  в  жизни,  человек  должен  обладать  рядом  качеств.  Главными  из  них  являются  здоровье, коммуникативность,  то  есть  умение  общаться,  устанавливать  контакты,  уверенно  и  свободно  чувствовать  себя  в  любой  социальной  среде  и  креативность (способность  к  творчеству).

Наиболее  эффективным  средством  формирования  творческой  личности  является  изобразительная  деятельность.                                                                      В  изобразительной  деятельности  ребенок  самовыражается,  пробует свои  силы  и  совершенствует  свои  способности.  Она  доставляет  ему  удовольствие,  обогащает  его  представления  о  мире.   Изобразительная  деятельность  способствует  формированию  органов  чувств,  развивает  эстетический  вкус.  Именно  через  изобразительную  деятельность  в  ребенке  активизируется  творческий  потенциал.                                                                                                  Я  выступаю  против  традиционных – дидактических – методов  обучения,  используемых  в  дошкольных  учреждениях  и  вынуждающих  детей  механически  выполнять  то,  что  предлагает  педагог  (схемы,  образцы,  представления),  что  не  способствует  пробуждению  их  фантазии, воображения,  а,  наоборот,  подавляет  развитие  личности.                                                                            Энштейн  утверждал: «Воображение  более  важно,  чем  знание».  Воображение – это  универсальная  способность  человека,  позволяющая  ему  видеть  мир  во  всем  многообразии  предметов  и  их  качеств.

В  изобразительной  деятельности  воображение  связано  с  придумыванием  и  реализацией  замыслов,  где  ребенок  идет  от  мысли  к  воплощению.  Это  обеспечивает  ему  рождение  интереса,  мотива  и  развитие  его  творческих  возможностей.

Работая  много  лет  по  традиционным  программам,  я  пришла  к  выводу,  что  они  мало  развивают  воображение,  не  побуждают  детей  к  экспериментированию  с  различным  материалом.

В  поисках  новых  методов  и  технологий  я  обратилась  к  программам                       Д. Воробьевой  «Гармония  развития», «Художественно – творческое  развитие» Н.  Гончаровой (программа  «Детство»),  изучила  работы               Б. Неменского,  Р. Чумичевой,  Т.  Дороновой.  Открыла  для  себя  новые  подходы  в  работе  с  детьми  по  изобразительной  деятельности  и  поставила  перед  собой  новые  цели:

*  приобщить  детей  к  наблюдению за  действительностью;  формировать  наблюдательность  и  внимательность;

*  развивать  умение  видеть  мир  глазами  творца – художника;

*  предоставить  свободу  в  отражении -  доступными  для  ребенка  художественными  средствами – своего  видения  мира.

Новые  подходы  раскрепощают  ребенка.  Он  уже  не  боится,  что  у  него  что – то  не  получится  и  работает  кистью,  карандашом  во  всех  направлениях,  свободно  координируя  движения  руки.  При  этом  решается  еще  одна  важнейшая  задача – подготовка  руки  к  письму.

Творческая  активность  детей  начинает  проявляться  уже  в  момент  возникновения  замысла,  в  процессе  обсуждения  будущей  работы.  Часто,  именно  разговор,  непосредственно  предваряющий  практическую  деятельность,  становится  главной  отправной  точкой  в  рождении  художественного  образа.

Я  использую  в  работе  музыку,  литературу,  игры,  что  способствует  возрастанию  художественно – творческой  активности  детей.

К  работе  я  активно  привлекаю  родителей:  они  должны  быть  помощниками  своим  детям.  Родители  не  только  с  удовольствием  помогают  различным  материалом  (мука,  пуговицы,  кусочки  лент,  клубочки  пряжи,  манная  крупа и т.д.),  но  и  дома  стараются  создать  для  детей  все  необходимые  условия  для  их  творческого  развития.

Я  считаю,  что  педагог  не  только должен знать  виды  и  жанры  изобразительного  искусства,  но  и  различные  техники  и  материалы,  которые  используют  живописцы,  графики,  скульпторы,  дизайнеры.  Педагог  должен  иметь  представление  о  том,  что  разные  художественные  техники  в  той  или  иной  степени  развивают  у  ребенка  разные  части  руки  (предплечья,  кисти,  пальцы).  Например,  лепка  развивает  пальцы,  живописные  техники  формируют  свободу  и  раскованность  всей  руки.

Конечно,  не  каждый  ребенок  приходит  в  мир,  чтобы  стать  художником.  Но  верно  и  то,  что  определенным  потенциалом  художественного  развития  обладает  каждый  вступающий  в  мир  человек,  и  этот  потенциал  надо  раскрыть.  Я  принимаю  всех  детей  так,  как  будто  они  -  художники. Это  позволяет  наиболее  одаренным скорее найти  свой  путь,  а  все  остальные  приобретут  ценный  опыт  творческого  воплощения  собственных  замыслов,  станут  глубже  понимать  и  ценить  искусство.

Я  хочу  представить  вашему  вниманию  свой  опыт  работы  по  эстетическому  воспитанию  детей  и  развитию  их  творческих  способностей.  Прежде  всего,  осуществление  поставленных  задач зависит  от  того,  насколько  прогрессивно  вы  смотрите  на  воспитание  и  развитие  ребенка,  от  ваших  намерений,  возможностей,  желания  работать  с  детьми  с полной  отдачей  сил.  Моя  модель  творческого  развития  строится  на  принципе  соединения  различных  по  содержанию  видов  искусств (живопись,  скульптура, литература,  устное  народное  творчество, музыка)  и  видов  деятельности  (речевой,  игровой,  изобразительной,  конструктивной,  музыкальной,  театральной) на  основе  интеграции  интеллектуального,  эмоционального  и  практического. Продвижение  детей  в  процессе  изучения  любой  темы  происходит  по  ступеням  познания:

- увидеть

- услышать

- обыграть

- сделать.

Такая  последовательность  способствует  возрастанию  интереса  к  освоению  материала  за  счет  его  сменяемости.

Ребенок  во  взаимодействии  со  взрослым,  шаг  за  шагом  открывает  для  себя  новое  содержание  и  активно  использует  его  в  собственной  продуктивной  деятельности.  Такое  приобщение  к  творческому  поиску  обеспечивает  его  умением рассматривать,  наблюдать,  изучать  мир  природы,  исследовать  предметы, явления,  образы  окружающей  действительности.

Изучение  изобразительного  искусства  происходит  не  только  за  счет  получения  от  педагога  новых  сведений  о  средствах  художественной  выразительности  (цвете,  форме,  композиции),  о  замысле  художника,  но  и  в  результате  освоения  разнообразных  нетрадиционных  техник:  роспись  по  стеклу,  роспись  по  дереву,  лепка  из  соленого  теста,  изготовление  поделок  из  прищепок,  пряжи,  бисера,  манки  и  т.д.

Рекомендации

                           РОСПИСЬ  ПО  СТЕКЛУ

Прежде  чем  познакомить  детей  с  техникой  росписи  по  стеклу,  расскажите  историю  возникновения  стекла.

Родиной  стекла  считается  Египет (4000  лет  до  н.э.).  Египтяне  изготавливали  из  стекла  чаши,  небольшие  вазы,  блюда,  бусы,  серьги,  браслеты,  печати,  амулеты.  Такое  стекло  изготавливалось  путем  прессования  в  открытых  глиняных  формах  или  путем  навивания  стеклянной  массы  на  палочку.

Спустя  несколько  веков  греки  нашли  способ  выдувания  стекла  с  помощью  трубки.  А  римлянам  удалось  освоить  изготовление  сложных  изогнутых  форм.  Они  первыми  стали  приделывать  ручки  к  стеклянным  сосудам.

В  России  первый  стекольный  завод  построили  в  17  веке,  выпускал  он  посуду  для  аптекарей.  Царская  аптекарская  посуда  была  из  цветного  стекла,  покрыта  росписью  золотом  и  серебром.

Расписывали  стеклянные  изделия  цветными  эмалями  (особенно  популярные  цвета – красный,  синий,  белый),  применяли  чернение,  золочение  и  серебрение.  Каждому  заводу  соответствовал  свой  орнамент.  Так  на  стекольном  заводе  Калужской  губернии  использовалась  «англицкая  рисовка» -  цветы  на  провисшей  нити  (тюльпаны,  гвоздики,  розы).

В  Петербурге  изготавливали  стеклянные  кубки  с  портретами  царей  и  цариц,  гербами  и  пейзажами.

В  настоящее  время  стеклянная  посуда  прочно  вошла  в  наш  быт.  Особенно  ценится  посуда,  оформленная  росписью.

Роспись  по  стеклу  доступное  и  интересное  для  дошкольников  занятие.

Из  обычного  бесцветного  стекла,  купленного  или  оставшегося  с  давних  времен  в  доме,  вместе  с  вашими  детьми  вы  можете  сделать  интересную  посуду.  Берем  блюдо,  стакан,  чашу,  вазочку,  графин,  тарелку,  раскрашиваем  их  красками  для  стекла,  которые  быстро  сохнут,  их  не  надо  обжигать  или  закреплять – и  ваш  собственный  сервиз  или  оригинальный  стакан  готовы!

Если  у  вас  нет  возможности  приобрести  специальные  краски,  используйте  следующий  состав:  гуашь  смешивается  с  клеем  ПВА  небольшими  порциями. Рисунок  на  выбранную  форму  можно  наносить:

-  без  предварительной  прорисовки;

-  нанесите  на  форму  фломастером  рисунок,  затем  обведите  его  контуром,  когда  контур  высохнет,  начинайте  раскрашивать  красками.

Готовое  изделие  можно  покрыть  глянцевым  или  матовым  прозрачным  лаком.

Роспись  по  стеклу  способствует:

-  развитию  у  дошкольников  интереса  к  изобразительной  деятельности,  эмоционально – положительного  отношения  к  ней;

-  стимулирует  творческую  активность  и  свободу;

-  развивает  изобразительные  навыки  и  умения;

-  развивает  восприятие,  воображение,  память,  внимание,  мелкую  моторику.

Данным  видом  изобразительной  деятельности  можно  заниматься  как  на  занятии  по  рисованию,  так  и  в  специально  организованной  совместной  деятельности.  Освоив  данную  технику,  дети  могут  расписывать  посуду  самостоятельно.

Для  занятий  росписью  по  стеклу  вам  потребуется:

стеклянная  посуда  (стаканы,  графины, бокалы,  рюмки,  тарелки  и т.д.)

краски  гуашевые

кисти  беличьи  №2 и №4

тряпочки  (для  подтирания  рисунка  на  стеклянной  форме)

клей  ПВА

стаканчики  для  воды

палитра  для  смешивания  клея  и  краски

лак  бесцветный.

                                 РОСПИСЬ  ПО  ДЕРЕВУ

При  знакомстве  дошкольников  с  тем  или  иным  видом  декоративно – прикладного  искусства  необходимо  учитывать,  что  гораздо  интереснее   «работать  с  настоящими  предметами»,  гораздо  интереснее  расписать  деревянную  ложку,  чем  заготовку  из  бумаги.

При  знакомстве  с  любым  видом  росписи  материал  излагается:

-  по  принципу  от  простого  к  сложному.

-  от  изучения  основных  элементов  и  упражнений  на  повтор,  до  заданий  на  импровизацию  и  роспись  объемных  изображений.  

Для  начала  работы  росписи  по  дереву  необходимо  иметь:

краски  гуашевые

кисти  беличьи   №2  и  №3

спички,  ватные  палочки  (для  использования  техники  «тычок»)

стаканчики  для  воды

тряпочки.

Для  росписи  деревянной  посуды  наиболее подходит  хохломская  роспись,  являющаяся  уникальным  явлением  в  декоративно – прикладном  искусстве  России.  Название  «хохломской»  промысел  получил  от  села  Хохлома – бывшего  скупочного  пункта  изделий  мастеров  из  близлежащих  деревень  и  сел.  Красочную  роспись  и  удивительную  технологию  принесли  в  Поволжье  в  17  веке  раскольники,  среди  которых  были  иконописцы  и  мастера  рукописных  книг.  Они – то  и  научили  местное  население  «пламенной»  росписи.  Так  появилась  в  этих  местах  уникальная  по  орнаменту  и  по  технике  окраски  расписная  посуда.

Работу  над  росписью  по  хохломским  мотивам  я  организовала  следующим  образом:

1.  Знакомство  и  историей  возникновения  хохломской  росписи.

2.  Изучение  техники  росписи  хохломских  мастеров.

3.  Изучение  цветового  решения  в  работах  хохломских  мастеров.

4.  Составление  композиции  с  применением  хохломских  мотивов.

5.  Изучение  материалов  для  росписи.

6.  Исполнение  росписи.

Основными  приемами  при  прорисовке  элементов  являются:

рисование  концом  кисти

примакивание

тычок.

На  начальном  этапе  в работе  использовала  не  полоски  бумаги,  а  бумажные  силуэты  посуды:  ваз,  стаканчиков,  чашек, ложек  (заранее  тонированных  с  обозначенной  каймой).  Когда  дети  освоили  технику  хохломской  росписи,  приступили  к  росписи  деревянной  посуды.

Предлагаю  вашему  вниманию  один  из  конспектов  занятий  по  знакомству  детей  подготовительной  к  школе  группы  с  хохломской  росписью.

                               УДИВИТЕЛЬНЫЕ  ПРИЩЕПКИ

Вы  никогда  не  думали,  что  из  обычных  бельевых  прищепок  и  небольшого  количества  краски,  бумаги,  проволоки,  могут  получится  необычные  сувениры,  украшения,  забавные  фигурки  животных?

Изготовление  поделок  из  деревянных  прищепок  доставят  много  радости  и  взрослым  и  детям!

Основные  материалы  и  инструменты:

*шаблоны  (цветы,  грибы, рыбки, зайчики, белочки, звездочки, лягушки  и  т.д.);

*тонкие  черный  и  красный  фломастеры  для  прорисовки  глаз  и  ртов;

*ножницы  средней  величины  с  круглыми  концами;

*кисти  разных  размеров;

*стакан  с  водой;

*цветная  бумага  и  цветной  картон;

*самоклеющаяся  бумага;

*гуашевые  краски;

*липкая  лента  или  двусторонний  скотч;

*деревянные  прищепки.

Полезные  советы:

1.  для  вырезки  маленьких  деталей  используйте  маникюрные  ножницы.

2.  для  изготовления  рук  и  ног  фигурок  используйте  деревянные  шарики  (вариант – шарики  из  пластилина),  нанизанные  на    жатую  бумагу,  скрученную  в  виде  проволоки,  или  светлую  проволоку.

3.  светлую  проволоку  можно  раскрасить  в  нужный  вам  цвет.

4.  прищепки  частично  раскрашиваются  или  оклеиваются  бумагой.

Основные  этапы  работы  изготовления  украшений  и  сувениров  (самостоятельная  работа  дошкольника):

1.  выбрать  шаблон,

2.  подобрать  подходящую  по  цвету  самоклеющуюся  бумагу,

3.  с  обратной  стороны  самоклеющейся  бумаги  приложить  шаблон,  обвести  и  вырезать  по  контуру,

4.  снять  защитную  пленку  и  наклеить  деталь  на  картон,

5.  аккуратно  вырезать,

6.  дополнить  необходимыми  деталями  (серединка  для  цветка,  гирлянды  на  елочку,  точки  на  грибок  и  т.д.).

7.  поделку приклеить  на  прищепку  (можно  использовать  двусторонний  скотч,  клей  ПВА – густой).

Основные  этапы  изготовления  зверюшек  (совместная  работа ребенка  и  взрослого):

1.  раскрашивание  прищепок

Прищепку  красят  гуашевыми  красками  сначала  с  внешней  стороны,  просушивают  ее,  затем  раскрашивают  внутреннюю  сторону;  после  высыхания  краски  прищепку  можно  покрыть  лаком.

2.  перенос  эскизов  моделей

Детали  моделей  переносятся  с  листа  эскизов  на  кальку  и  вырезаются  по  контуру,  полученный  эскиз  накладывается  на  желаемый  материал,  фиксируется  и  вырезается.

3.  наклеивание  деталей

Вырезанные  детали  наклеивают  на  прищепку  (двусторонний  скотч  или  универсальный  клей).

Выполняя  эту  работу,  ребенок  может  раскрашивать  прищепки,  собирать  и  наклеивать  детали,  а  взрослый  готовить  эскизы.  Возможны  и  другие  варианты  организации  данной  работы.

Работа  с  прищепками  способствует:

-  развитию  творчества,  самостоятельности;

-  развивает  воображение,  фантазию,  восприятие,  мышление;

-  развивает  ручные  умения  дошкольника.

                       ПАСХАЛЬНЫЕ  ПОДАРКИ

Изготовление  пасхальных  яиц  одно  из  самых  интересных  и  увлекательных  занятий. Работа  захватывает,  будит  воображение.  Увидеть  на  наших  выставках  два  одинаковых  яйца  практически  невозможно – цвет,  форма,  материал – диктуют  фантазийные  узоры.

В  работе  с  дошкольниками  я  использую  несколько  техник  изготовления  пасхальных  яиц.

Оплетение  пасхальных  яиц  бисером.

Материал:

разноцветный  бисер

основа  (деревянная  заготовка  или  пустое  яйцо)

клей  (ПВА  густой  или  универсальный).

Этапы  работы:

1. на  длинную  нить  с  тонкой  иглой  нанизать  бисер;

2. заготовка – яйцо  небольшими  частями  обмазывается  клеем  и  на  него  наматывается  нить  с  бисером;  следить,  чтобы  не  было  просветов,  и  нить  ложилась  плотно.

Данную  работу  лучше  выполнять  совместно:  ребенок  нанизывает  бисер,  взрослый  начинает  оплетать  яйцо,  ребенок  заканчивает  работу.  Для  этой  работы  лучше  выбирать  небольшие  заготовки – яйца.

Оплетение  пасхальных  яиц  пряжей.

Материал:

клубочки  разноцветной  пряжи

яйцо – заготовка

мелкие  пуговицы,  цветочки,  кусочки  ленточек  для  украшения  яйца.

Этапы  работы:

1. выбрать  клубок  понравившегося  цвета,

2.  закрепить  нить  на  яйце  (клеем,  скотчем, клеющим  карандашом),

3.  оплести  яйцо  пряжей  вдоль,  следить,  чтобы  не  было  просветов,  нить  ложилась  плотно.

4. украсить  яйцо  различными  деталями,  условие -  одинаковых  яиц  не  должно  быть.

Украшение  яиц  с  помощью  манки.

Материал:

заготовка – яйцо

манная  крупа  в  тарелочке

клеющий  карандаш

гуашевые  краски

кисти  №2  и  №3

стаканчики  для  воды.

Этапы  работы:

1.  часть  яйца  намазать  клеющим  карандашом  и  обмакнуть  в  мисочку  с  крупой;  так  часть  за  частью  все  яйцо  покрыть  манкой,

2.  когда  все  подсохнет – раскрасить  яйцо  густой  гуашью.

Особенно  эффектно  смотрятся  мазки,  пятна.

Изготовление  пасхальных  яиц  знакомит  детей  с  календарно – обрядовым  праздником  Пасха,  способствует  приобщению к  русской  народной  культуре,  знакомит  со  свойствами  различного  материала,  развивает  творчество,  воображение,  восприятие,  мелкую  моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Эстетическое воспитание детей средствами окружающей природы

Красоту природы ребёнок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"...

Рабочая программа по развитию у детей 5-6 лет художественно - творческих способностей в образовательной области "Художественное творчество"

Форма организации образовательного процесса по освоению образовательной области "Художественное творчество"...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели ч...

статья "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Эстетическое воспитание  обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: глубину его мы...