Главные вкладки

    Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"
    статья (подготовительная группа) на тему

    Сергеева Юлия Викторовна

    Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сергеева Ю.В., воспитатель

    МБДОУ детский сад №69 «Мальвина» г. Тамбов

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

    Наше образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №69 «Мальвина» города Тамбова продолжительное время в качестве одной из задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья детей, формированию основ здорового образа жизни.

    Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому на занятиях по художественному творчеству, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо широко использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для развития творчества. Применение здоровьесберегающих технологий способствует формированию здорового образа жизни дошкольников.

    Рассматривание репродукций картин, иллюстраций и выполнение работ в технике аппликации или пластилинографии можно перемежать с  психоэмоциональными технологиями (оздоровительными паузами), нетрадиционными видами гимнастик (дыхательная гимнастика, самомассаж), фитотерапией. Эти мероприятия эффективно сопровождаются художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.

    Совместное решение задач художественного и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

    Одним из видов здоровьесберегающих технологий является организация здоровьесберегающей среды в групповых комнатах, которая должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную функции. В групповых комнатах находятся выставки картин в рамках, на которые воспитанники могут самостоятельно прикреплять свои готовые работы. Для поделок из глины, бумаги, бросового материала используются четырехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Специальные напольные стенды предназначены для размещения выставки репродукций картин, иллюстраций из детских книг, готовых образцов предметов по изучаемым темам. Это пробуждает любопытство, интерес и довольно легко запоминается, придает эмоциональную насыщенность.

    В каждой группе организован художественный центр. В нем размещается  зона для экспериментирования с различными материалами: глиной, мелками, материалом для коллажей. Также имеется зона для освоения различных техник живописи: печатания губкой, веревкой, рисование восковыми мелками, картофельным крахмалом. В эстетическом оформлении и организации пространства соблюдается единый стиль.

    Занятия  по художественному творчеству проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать; рассматривать около мольберта репродукции картин, иллюстрации к занятию, удаленные предметы; рассматривать выставки предметов искусства. Часть занятия дети проводят сидя (во время рисования, лепки, аппликации). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

    Одной из важнейших задач оздоровления детей дошкольного возраста является формирование правильной осанки. Поэтому проверка осанки стала нашим ежедневным правилом. После окончания занятия детям предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком. Постоять в таком положении в течение 10-15 секунд.

    Для укрепления здоровья, снятия стресса на занятиях по художественному творчеству используются нетрадиционные виды гимнастик, заменяющие физкультурные паузы.

    Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, мы применяем дыхательную гимнастику. В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков, «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. В средней группе дети знакомятся с грудным и брюшным дыханием. Для этого можно использовать следующие комплексы дыхательных упражнений: «Подуем на одуванчик», «Подуем на снежинку», «Понюхаем цветочки». Дети старших групп знакомятся с разными типами дыхания. Перед рисованием с детьми можно выполнить дыхательные упражнения, стимулирующие приток крови к глазам. Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах, глаза очищаются, т.к. увеличивается циркуляция крови через ткани глаза.

    Система дыхательных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности во время проведения занятий, физкультурных минуток может использоваться в сочетании с ароматерапией – лечением с помощью эфирных масел, с целью предупреждения острых респираторных заболеваний. С помощью масел можно снять стресс, усталость или перевозбуждение. На занятиях по художественному творчеству можно использовать масло розмарина, лаванды, ромашки, мандарина, чтобы создать особое настроение или повысить интеллектуальную работоспособность детей. Такой вид гимнастики можно использовать при изучении с детьми тем: «Зимний лес», «Морской пейзаж», «Натюрморт».

    Для снятия напряжения, стрессовых ситуаций у детей нами используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуем естественные движения детей. Это – стряхивание с себя капель дождя, росы.  Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками». Дети с большим удовольствием «мяли», «разглаживали» свое тело, видя в нем предмет заботы, любви. Такой массаж проводится в перерывах между сменой одного вида деятельности на другую. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма.

    Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет пассивная музыкотерапия или оздоровление музыкой: прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Слушание правильно подобранной музыки во время художественной деятельности детей повышает иммунитет, снимает напряжения и раздражительность, головную и мышечную боль.

    Гимнастика для глаз. Она проворится по 2 – 5 минут в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время выполнения детьми работ или во время рассматривания репродукций картин. Необходимо также использовать наглядный материал и показ педагога.

    Психоэмоциональные технологии: оздоровительные паузы, релаксация снимают усталость,  психическое напряжение, создают позитивный, эмоциональный настрой. Для снятия усталости во время выполнения детьми работ могут использоваться упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон», «Пара», «Вибрация».

    Элементы цветотерапии – использование цветовых пятен при организации двигательной активности на занятии – способствует созданию благоприятного психологического комфорта. Цветотерапия помогает улучшить настроение, повысить работоспособность и сохранить здоровье. Широко известно влияние различных цветов на организм и психоэмоциональное состояние человека.

    Занятия с использованием элементов изотерапии направлены на физическое состояние ребенка на текущий момент его творческую активность, душевную расположенность. Каждое занятие строится таким образом, что ребенок заинтересован в контакте, творчестве. Совместно с ребенком мы совершаем творческие усилия и учимся оценивать результат. На этих занятиях нами учитываются типичные проблемы ребенка. Детям, не умеющим концентрировать внимание, предлагаются задания, заставляющие сосредоточиться на определенной детали рисунка, дорисовывать до конца, обязательно закончить начатое. Дети со слабо развитой мелкой моторикой выполняют задания, при которых кисть упирается в бумагу (капает дождь, идет снег).

    Используемая нами комплексная система оздоровления на занятиях по художественному творчеству принесла свои результаты. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность образовательного процесса. По сравнению с предыдущим годом, посещаемость детей в ДОУ повысилась. Сократилось число болезней у часто болеющих детей. Повысился уровень художественных и творческих способностей детей.

    Кроме того, все эти здоровьесберегающие технологии учат вести здоровый образ жизни, способствуют сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности.

    Организация в ДОУ художественного творчества с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявит и развить художественные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Валеологические знания, полученные детьми в художественно-творческом процессе, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

    Список литературы:

    1. Ароматерапия для здоровья и настроения / Клуб «Зеркало» // Обруч, 1998, №3.- 42с.

    2. Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. - Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80с.

    3. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками», // Управление дошкольным образованием 2006, №1.- 107с.

    4. Мардер Л. Д.  «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: Генезис, 2007.

    5. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. авт. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -104с.

    6. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.

    В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих кул...

    Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни

    Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании....

    Инновационные здоровьесберегающие технологии в процессе формирования у детей здорового образа жизни

    Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании....

    Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»

    Интегрированное занятие  с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста  «Приключения колобка»...

    Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зимующие птицы».

    Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий  как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи...

    Перспективный план образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

    Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова...