Главные вкладки

    Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме:
    "Роль народной культуры в укреплении семейных отношений"

    Шекера Лариса Владимировна

    В данном проекте раскрывается система работы с детьми подготовительной группы и их родителями 

    по укреплению семейных отношений посредством творческого воссоздания в современных условиях

    традиционного уклада жизни общества и семьи, пути сотрудничества ДОУ и родителей. Проект рекомендован

    всем педагогам дошкольных учреждений, а так же всем, кто интересуется проблемами восстановления

    в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_tekstovyy_dokument.docx37.46 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Комитет  администрация по образованию города Яровое Алтайского края

                                                         МБДОУ д/с №28

    «Роль народной культуры в укреплении семейных отношений»

    Автор проекта: Шекера Лариса Владимировна

                         

                                  Участники проекта: дети подготовительной группы

                                                                               Воспитатель: Акиньшина Елена

                                                                                                         Владимировна

                                                                                Родители

                                    Срок реализации: 2010-2011 год

     

                                                         

                 Аннотация:

    В данном проекте раскрывается система работы с детьми подготовительной к школе группе и их родителями по укреплению семейных отношений посредством творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи, пути сотрудничества ДОУ и родителей. Проект рекомендован всем педагогам дошкольных учреждений, а так же всем, кто интересуется проблемами восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства

    Введение. Постановка проблемы.

    Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества.

    Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.

    Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

         Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры(эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой),направлена на окончательный подрыв семейных устоев.

        Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно-историческими и духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата её воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества. Для России с её многовековой культурой всё это противоестественно и гибельно.

       Все эти негативные влияния в обществе происходят, на наш взгляд вследствие того, что долгие годы воспитание было оторвано от народной культуры.

    Основная цель проекта.

              Основной целью проекта является повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной культуре.

     Проект предусматривает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач:

    1. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями родных и близких.
    2. Воспитание взаимоуважения и взаимоответственности всех членов семьи.
    3. Укрепление семейных отношений посредством участия взрослых и детей в календарно-обрядовых праздниках, кружковой работе.
    4. Стабилизация партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ.
    5. Создание совместных творческих работ взрослых и детей. (выставки, изготовление игрушек, поделок, предметов быта, костюмов)

    Ожидаемый результат.

     Возникновение у детей стойкого интереса к познанию жизни своих предков, своей семьи ,понимания, что каждый человек часть своего народа.

    Уважительное отношение к старшим и бережное отношение к младшим членам семьи.

    Установление партнёрских отношений с представителями разных возрастных групп, в процессе совместной деятельности.

    Частичная реализация потребности в общении, внимании, ласке у детей из неполных или неблагополучных семей, создание положительной модели для подражания.

    Укрепление позитивной связи между семьёй и детским садом.

    Этапы проекта

    1. Подготовительный

    Цель: Заинтересовать детей, родителей, педагогов предстоящей темой проекта, вызвать желание стать его участниками.

     Задачи: Провести анкетирование по теме «Семейные традиции»,   привлечь родителей к работе в кружках «Умелец», «Рукодельница», «Мы слушаем сказку».

    Познакомить родителей с планом проведения проекта, дать информацию о том, какая помощь родителей, потребуется в ходе проекта. Организовать творческую группу из педагогов и родителей. Разработать план мероприятий.

    1. Основной

    Цель: Организовать творческое сотрудничество между детьми, родителями и    

                педагогами

    Задачи: В процессе познавательных, музыкальных занятий, кружковой работы, народных праздниках вызвать интерес детей к познанию традиционного уклада жизни общества и семьи, воспитание нравственного образа жизни.

     

    1. Заключительный

     Цель: Обобщение результатов проекта.

    Задачи: Проанализировать результаты работы («Круглый стол»)

    Мероприятия по реализации проекта проводятся в совместной деятельности взрослых и детей, осуществляемой в процессе занятий, кружковой работе, праздниках и развлечениях, выставках, концертной деятельности.

                          План работы кружка «Умелец»

    Время проведения

                Тема

    Программное содержание

       Участники

    Сентябрь

    «Что такое мужская работа»

    Познакомить мальчиков в дружеской беседе с тем, что входит в понятие «мужская работа» (забить гвоздь, починить кран, вкрутить лампочку ит.д.).Развивать у мальчиков чувство ответственности, умение помочь женщине, маме, девочке.

    Мальчики группы №11

    Дедушка Максима Ляхова-

    Гладков Виктор Анатольевич

    Октябрь

    «Изготовление рамки для фотографии»

    Научить мальчиков изготавливать рамки из подручного материала. Развивать эстетический вкус, умение аккуратно работать.

    Мальчики группы №11

    Папа Леры Невейко-

    Александр Николаевич

    (мастер-отделочник)

    Ноябрь

    «Изготовление колыбельной для кукол»

    Познакомить детей с профессией плотника, дать сведения о названиях инструментов, познакомить с приёмами изготовления колыбели.

    Мальчики группы №11

    Папа Лили Лесной-

    Казанов Сергей Анатольевич

    (плотник)

    Декабрь

    «Кормушки»

    Научить мальчиков приёмам изготовления различных кормушек(из фанеры, картона, бутылок, коробок).Вызвать чувство сострадание, желание помочь.

    Мальчики группы№11, папа Антона Гульцева-

    Кривич Павел Викторович

    Январь

    «Чеканки»

    Научить мальчиков приёмам выполнения чеканки(толстый картон, фольга). Развивать эстетический вкус, развивать усидчивость, волевые качества.

    Мальчики группы №11,

    Папа Якуниной Лизы - Якунин Олег Анатольевич

       Февраль

    «Выжигание»

    Познакомить детей с приёмами выжигания, с правилами техники безопасности. Развивать желание украсить свой быт.

    Мальчики группы №11,

    Папа Сони Баутиной - Баутин Алексей Васильевич

         

       Март

    «Скворечник»

    Совместно с папами и дедушками изготовить дома скворечники. Провести конкурс на самый лучший скворечник, воспитывать желание помогать.

    Мальчики группы №11, папы, дедушки

        Апрель

    « Работа в огороде»

    Научить мальчиков пользоваться лопатой и граблями, делать грядки. Воспитывать трудолюбие, желание помогать .

    Мальчики группы №11,

    Папа Саши Шеденко –

    Шеденко Виталий Альбертович

       

        Май

    «Рыбалка – любимый отдых»

    Познакомить мальчиков с процессом рыбной ловли, с атрибутами рыболовной снасти, с разными видами наживки и подкормки для рыб.

    Мальчики группы №11,

    Папа Славы Сук – Сук Александр Владимирович

                      План работы кружка «Рукодельница»

       Время проведения

              Тема

        Программное содержание

        Участники

    Сентябрь

            «Салат»

    Научить детей делать салаты из овощей и фруктов. Учить девочек пользоваться ножом, правильно украшать салаты. Развивать кулинарные способности, воспитывать эстетический вкус.

    Девочки группы № 11, мама Кармальцева Руслана – Кармальцева Оксана Сергеевна( мастер ПУ-30 по поварскому и кулинарному искусству)

    Октябрь

    «Изготовление одежды для кукол»

    Научить детей способам сшивания, пришивания пуговиц. Развивать желание заботиться о своём внешнем виде.

    Девочки группы №11, мама Подставкиной Ксюши – Подставкина Анна Васильевна

    Ноябрь

    «Засолка капусты»

    Показать способы засолки капусты на зиму. Развивать желание помогать мамам и бабушкам по хозяйству.

    Девочки группы №11,

    Бабушка Шеденко Саши – Шеденко Валентина Алексеевна

    Декабрь

    «Праздничный подарок»

    Научить детей готовить подарки их любого бросового материала. Развивать фантазию, воображение.

    Девочки группы №11, мама Насти Балашовой – Балашова Татьяна Васильевна( мастер по изготовлению поделок)

    Январь

    « Приготовим сладкий стол»

    Знакомить девочек с приготовлением торта «Новинка»

    Девочки группы №11, бабушка Лесной Лили – Лесная Валентина Александровна

    Февраль

    Мы -  будущие женщины»

    Научить девочек ухаживать за собой(лицо, руки, волосы). Учить самостоятельно делать причёски, воспитывать  эстетический вкус.

    Девочки группы №11, мама Гели Глебовой – Буртний Оксана Владимировна(парикмахер-визажист)

    Март

    «Вышивание салфеток»

    Познакомить детей с приёмами вышивания(крестик, стебельчатый, петельчатый швы). Изготовить по выбранному рисунку салфетки для мам и бабушек.

    Девочки группы №11, бабушка Баутиной Сони -  Бажко Тамара Сергеевна

    Апрель

    «Испечём мы пироги»

    Познакомить девочек с процессом приготовления дрожжевого теста, выпекать пироги на кухне детского сада

    Девочки группы №11, мама Саши Амелина  - Амелина Надежда Юрьевна( повар д/с №28

    Май

    «Посадим клумбу»

    Научить детей как правильно садить семена, украшать бордюр цветными полтарашками.

    Девочки группы №11, родители

                  План работы кружка «Мы слушаем сказку»

    Время проведения

             Тема

    Программное содержание

               Участники

    Сентябрь

    «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

    Развивать интерес к народному фольклору. Учить детей испытывать сострадание к героям, чувство гордости за богатырей русских.

    Воспитанники группы №11,бабушка Жилка Даши – Тамара Ивановна

    Октябрь

    «Василиса Прекрасная»

    Понимать содержание, делать выводы.

    Воспитанники группы №11, бабушка Лопатиной Саши – Татьяна Ивановна

    Ноябрь

    «Белая уточка»

    Уметь отождествлять себя с персонажами сказки, учить сопереживать.

    Воспитанники группы №11, бабушка Сук Вики – Татьяна Александровна

    Декабрь

    «Добрыня и Змей»

    Воспитывать патриотические чувства.

    Воспитанники группы №11, бабушка Глебовой Гели – Марина Александровна

    Январь

    «Снегурочка»

    Предложить детям придумать свой конец сказки.

    Воспитанники группы №11, бабушка Ляхова Максима – Надежда Владимировна

    Февраль

    «Чудесное облачко»

    Развивать детскую фантазию, пересказывать понравившиеся эпизоды.

    Воспитанники группы №11,бабушка Шеденко Саши – Валентина Алексеевна

    Март

    «Садко»

    Развивать фантазию, рисовать словесные картины представителей подводного царства

    Воспитанники группы №11, бабушка Калиниченко Кати – Екатерина Григорьевна

    Апрель

    «Семь Семеонов – семь работников»

    Показать детям важность различных профессий, объяснить смысл пословицы: «Дело мастера боится»

    Воспитанники группы №11, бабушка Лесной Лили – Валентина Александровна

    Май

    «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

    По окончании прослушивания сказки подвести детей к самостоятельному выводу понимания названия сказки.

    Воспитанники группы №11, бабушка Ядомыковой Алёны – Мария Андреевна

    План работы кружка «Родничок»

    Цель:

    Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, русскому фольклору.

    Задачи:

    1. Развивать музыкальные способности: вокально-хоровые навыки,     чувство ритма, выразительность движений и речи, творчество и   артистизм.

    1. Учить воспроизводить по памяти знакомые народные песни, чисто петь без музыкального сопровождения, музицировать.

    1. Учить доброжелательно относиться к окружающим, использовать полученные знания  на праздниках и развлечениях, в быту.

                                   Сентябрь

    Слушание:

    «Барыня» - рус. нар. мел. ( ф-ма)

    «Колыбельная» - рус. нар. п. в исполнении Т. Петровой (ф-ма)

    Пение:

    «Дождик» - рус. нар. п.

    «Яблочко» - рус. нар. п. обр. М. Иорданского

     

    Музыкально- ритмические движения:

    «Дождик – дробник» - речевая игра

    «Вейся, капустка» - рус. нар. п. обр. Т. Попатенко – хоровод

    «Колечко» - рус. нар. игра

    Элементарное  музицирование:

    озвучивание потешек

                                    Октябрь

    Слушание:

    «Как у наших у ворот»  рус. нар. мел.

    «Камаринская» - (оркестр рус. нар. инструментов)

    беседа а народном празднике «Покров»

    Пение:

    «Осень, осень» - рус. нар. п.

    «Кострома» - рус. нар. п.

    «Яблочко» - рус. нар. п. обр. М. Иорданского

    Музыкально-ритмические движения:

    упражнение «Ветер»

    игра «Княгини-бояре»

    Элементарное музицирование:

    «Как у наших у ворот» рус. нар. мел.  - шумовые коробочки

                                    Ноябрь

    Слушание:

    «Барыня» рус. нар. п.

    «Ах вы, сени» рус. нар. п.

    Пение:

    «Где был, Иванушка?» рус. нар. п. обр. М. Иорданского

    «Прялица» рус. нар. п. обр. Т. Ломовой

    Музыкально-ритмические движения:

    упражнение «Осень»

    игры – потешки «Трактора»

    хороводная игра «У Меланьи у старушки»

    Элементарное музицирование:

    «Ах вы, сени» рус. нар. мел. – шумовые инструменты

                                      Декабрь

    Слушание:

    беседа о рождественском празднике

    «Рождество Христово» - а капелла музыкальных руководителей

    Пение:

    «Рождественские колядки»

    «Рождественский хоровод»

    Музыкально-ритмические движения:

    упражнение «Ветер и зайка»

    хоровод «Рождественский хоровод»

     подвижная игра «Дед Мороз»

     

    Элементарное музицирование:

    «Вот мчится тройка удалая» муз народная, сл. Ф. Глинки- колокольчики, музыкальный треугольник

                                         Январь

    Слушание:

    «Ой мороз, мороз» рус. нар. п. (ф-ма группы «Золотое кольцо»)

    «Народные наигрыши» (ф-ма рус. нар. п. в исполнении оркестра народных инструментов)

    беседа о празднике Крещение

    Пение:

    «Рождественские колядки»

    «Как на тоненький ледок» - рус. нар. п. обр. Н. Метлова

    Музыкально-ритмические движения:

     подвижная игра «Зима и дети»

    хоровод «Как на тоненький ледок» рус. нар. п. обр. Н. Метлова

    Элементарное музицирование:

    «Калинка» рус. нар. п. – шумовые инструменты

                                         Февраль

     Слушание:

    беседа о народном празднике Масленица

    «Масленичные заклички»

    Пение:

    «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. п. обр. П. Чайковского

    «Блины» рус. нар. п. обр. А. Абрамского

    Музыкально- ритмические движения:

    ритмическая игра «Скок-поскок»

    хоровод «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. п. обр. П. Чайковского

    подвижная игра «Гори, гори ясно»

    Элементарное музицирование:

    «Светит месяц» рус. нар. мел. – шумовые инструменты

                                      Март

    Слушание:

    Беседа о празднике Сороки

    «А я по лугу» рус. нар. п.(фонограмма)

    «Калинка» рус. нар. п. (фонограмма)

    Пение:

    «Дождик» рус. нар. п. обр. В. Фере

    «Жаворонки прилетели» рус. нар. п.

    «Пришла весна»  сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

    Музыкально-ритмические движения:

    речевая игра «Бежал ручей по камушкам»

    хоровод «Пришла весна» сл. Т. Волгиной , муз А. Филиппенко

    коммуникативная игра «Ручеёк»

    Элементарное музицирование:

    «Ой, вставала я ранёшенько» рус. нар п. – шумовые инструменты

                                        Апрель

    Слушание:

    Беседа о празднике Благовещение и Пасха

    «Ливенская полька» рус. нар. м. – (фонограмма)

    Пение:

    «Песенка ангелов» сл и муз. К. Пастернак

    «В хороводе были мы» рус. нар. п. обр. В. Агафонникова

    Музыкально-ритмические движения:

    игры-потешки «Солнышко» рус. нар. п. обр. В.  Агафонникова

    подвижная игра «Пчёлы»

    хоровод «В хороводе были мы» рус. нар. п. обр. В. Агафонникова

    Элементарное музицирование:

    «Во саду ли, в огороде» рус. нар. мел. – ложки

                                         Май

    Слушание:

    Знакомые произведения

    Пение:

    «Две тетери» рус. нар. п.

    «Кто у нас хороший?»рус. нар. п.

    Музыкально-ритмические движения:

    игры-потешки «Паровоз», «Радуга-дуга»

    хороводная игра «Кто у нас хороший?» рус. нар. п.

    Элементарное музицирование:

    «Ах ты, берёза» рус. нар. мел. – ложки

                                           План мероприятий

    Время проведения

            Тема

                   Мероприятия

              Участники

    Сентябрь

    «Наши предки- земледельцы»

    1. Посещение музея в г. Славгороде
    2. Выставка поделок «Дары осени»
    3. Фольклорный праздник «Осень на Руси»

    Акиньшина Е. В., .,

    Шекера Л.В, дети, родители

    Октябрь

    «Свадьба-начало семьи»

    1. Выставка семейных газет
    2. Развлечение «Покров день»
    3. Развлечение

    Акиньшина Е.В.,

    Шекера Л.В., дети, родители

    Ноябрь

    «Женщина – хранительница семейного очага»

           1.Выставка рисунков к Дню  

           Матери

           2. Консультация «Колыбельная в жизни ребёнка»

           3. Развлечение «Было у матушки 12 дочерей»

       

         

           

    Акиньшина Е. В.

    Шекера Л.В.,

    дети, родители

    Декабрь

    «Праздники и обряды»

    1. Новогодний праздник «Рождественская ёлка»
    2. Родительское собрание

    «Семейные традиции»

    1. Выставка работ «Новогодний подарок Деда Мороза»

    Акиньшина Е.В.,

    Шекера Л.В.,  дети, родители

    Январь

    «Русское гостеприимство»

    1. Праздник «Мы за чаем не скучаем»
    2. Развлечение «День именинника»

    Шекера Л.В., Акиньшина Е.В, дети, родители

    Февраль

    «Мальчики – будущие защитники»

    1. КВН между папами и мальчиками «Мы богатыри»
    2. Оформление фотоальбома «Наши -папы солдаты»

    Шекера Л.В., Акиньшина Е.В, дети, родители

    Март

    «Праздники и обряды»

    1. Праздник на улице «Масленица»
    2. Выставка работ кружка «Умелец» и «Рукодельница»
    3. Праздник весеннего равноденствия «Сороки»

    Шекера Л.В, Акиньшина Е.В, дети, родители

    Апрель

    «Семья – это семь я»

    1. Литературная гостиная «Бабушка-сказительница»
    2. Конкурс «Бабушка и я – верные друзья»
    3. Праздник братиков и сестричек»

    Шекера Л.В, Акиньшина Е.В., дети, родители

    Май

    «Подведение итогов»

    1. Родительский субботник «Мы сажаем огород»
    2. Конкурс «День семьи»
    3. Круглый стол

    Акиньшина Е.В., Шекера Л.В., дети, родители

    Источники:

    1. Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор в ДОУ»
    2. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник»
    3. М. А. Михайлова «А у нас у ворот развесёлый хоровод»
    4. Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»
    5. Н. В. Бердникова «Весёлая ярмарка»
    6. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду»
    7. С.И. Мерзлякова, Т.П. Мерзлякова «Музыкально –игровой материал для дошкольников»
    8. З.Я. Роот «Песенки и праздники для малышей»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

    В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

    «Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья детей».

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №64»Средняя группа №12  Консультация родителей:«Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья детей».   Подготовила и провела:...

    занятие - развлечение по народному творчеству "Роль национальной культуры в эстетическом воспитании"

    Занятие-развлечение по народному творчеству для детей подготовительной группы. Рекомендуется для закрепления с детьми материала по народно-прикладному искусству, как одним из видов национальной культу...

    Роль повседневного закаливания в укреплении детского организма

    В физическом воспитании дошкольника особое место отводится закаливанию. В укреплении детского организма важны не только специальные закаливающие процедуры, но и систематическое их проведение...

    "Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.

    Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....

    Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к родной культуре.

    Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не м...

    Совместные игры и развлечения и их роль в укреплении семейных связей

    В современном обществе все чаще встречаются семьи, в которых обычное общение друг с другом заменяется общением с телевизором, компьютером, телефоном и другими гаджетами. Мы перестали общаться друг с д...