Обобщенный педагогический опыт
рабочая программа по теме

Тема опыта : "Развитие музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty_oformlenie.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБОБЩЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

музыкального руководителя

СОКОР   ТАТЬЯНЫ  МИХАЙЛОВНЫ

Тема опыта: «Развитие музыкально- пластических способностей  дошкольников средствами  сюжетно – образного танца»

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

Корней Чуковский

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Сведения об авторе
  1. Идея опыта
  1. Условия формирования опыта
  1. Теоретическая база опыта
  1. Актуальность и перспективность опыта
  1. Новизна опыта
  1. Адресность опыта
  1. Трудоемкость опыта
  1. Технология опыта
  1. Результативность опыта

2. ИДЕЯ ОПЫТА:

Развиватие   музыкально-пластических способностей     дошкольников     средствами сюжетно-образного танца

Выбор темы продиктован необходимостью поиска все новых   методов и  форм музыкально-пластического воздействия на дошкольников средствами  сюжетно-образного танца.

            Музыка  и   движение – это средства, которые  благотворно  действуют на ребенка. Музыкально-пластические  движения  выполняют  релаксационную функцию, помогают  добиться  эмоциональной   разрядки, снять   умственные перегрузки  и утомление. Ритм, который   музыка   диктует   головному  мозгу, снимает    нервное     напряжение.  Движение    и   танец,  помогают     ребенку подружиться  с другими  детьми, дают  определенный   психотерапевтический эффект.

3.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Хореография – это искусство танца.  Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют и релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический        эффект.
 Изучая методическую литературу, слушая консультации специалистов и принимая активное участие в работе методических объединений, мы определили идею формирования собственного педагогического опыта.

Условия формирования опыта:

— работа с методической литературой, каталогами;
— участие в работе методических объединений педагогов,  семинаров, конференций, тренингов;
— получение консультаций специалистов на курсах повышения квалификации,

- изучение передового педагогического опыта коллег;

- изучение новаторских идей педагогов-практиков.

4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

   основана    на  исследовании  методик, посвященных выработке   и  развитию    у дошкольников  творчества в танце на основе обучения их языку выразительных  движений.

   Теоретической базой для опыта стали публикации:

С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика»,

            Н.А.Ветлугиной «Музыкальное развитие ребенка»,

            Е.В.  Горшковой  «От  жеста  к  танцу»,

            Р. А. Захаров « Сочинение     танца »,  

            Е. Раевская,  С.  Руднева,   Г.  Соболева,    З. Ушакова «Музыкально-

            двигательные    упражнения в детском саду».

    В   своей    работе я опираюсь    на   методические   разработки

С.И.Бекиной «Музыка и движение (игры, упражнения и пляски для детей 6-7 лет)», Б.И.Мысова «Музыкально-ритмические движения»,

М.А.Михайловой «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»,

Г. И. Колодецкого  «Музыкальные   игры, ритмические  упражнения  и  танцы для детей».

5.АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

продиктована  современностью и вытекает из многих составляющих. Это   модернизация   процесса   образования   в      Российской Федерации, повышение  требований к качеству  образования, необходимости оптимизации  процесса  обучения, повышение  его  эффективности,  создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

 Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого   активного приобщения к этому виду художественной  деятельности  предоставляется  в  детском саду. Здесь предусматривается достаточно  широкое  использование танца в  эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества.  И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников   может  проходить   чрезвычайно  плодотворно. Это  обусловлено  сочетанием в  единой   деятельности    музыки,  движения  и   игры  (драматизации) -  трех характеристик  танца, каждая из которых   способствует  развитию творчества  воображения .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Танец существует  столько  же  тысячелетий, сколько  и  человек. На  заре своей  истории человеческое    общество открыло способы выражения мысли, эмоции   через    движения. В   танце  не  звучит   слово,  но   выразительность  пластики  человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем – и взрослым  и детям, он интернационален.

В своей практической деятельности я  столкнулась с рядом противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;

-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;

-между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

   Приступая к  работе над этими проблемами, я  исходила  из  того, что нужно обучить  детей основам  хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям. В наш информационный век   дети  и  взрослые   увлечены   компьютерными    играми,  телевидением, Интернетом  и  т. д., мало   времени   отводят   занятиям   спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление  позвоночника,   ослабленное   зрение,  а   так     же    некоторые    психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше  интересуют   герои Диснея - роботы, пауки, чудовища и т. д.

   Музыкально   -   ритмические    занятия     позволили мне смотреть   на музыкально- пластическое     воспитание в  дошкольном    учреждении как на   важный       процесс     развития    детей.  Для    этого   было разработано  перспективное планирование  по  развитию движений в старшей и подготовительной  группах.

  1. НОВИЗНА ОПЫТА

заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-пластических движений и состоит:

   

• использование комбинации элементов известных методик;

• рационализация, усовершенствование отдельных сторон педагогического труда;

  1. изменение требований к работе воспитателя (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого,  личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов);
  2. расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора.

А также в комбинации элементов    известных     методов и    дополнении    их      инновационными       технологиями    с     применением музыкально- пластических средств  обучения в форме сюжетных  занятий.                          

Особенность     методики состоит во взаимопроникновении      обучающих     и творческих    моментов  в  единый  процесс обучения, который строится по  принципу: от обучения языку выразительных  движений к исполнительскому  творчеству, а  от  него  -  к  «композиционному»  творчеству  в танце.                              

  1. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Этот опыт рекомендовано использовать:

  1. начинающим музыкальным руководителям;
  2. опытным педагогам (частично  во время занятий или в свободной деятельности с детьми).

Область применения для детей старших возрастных групп  дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни ДОУ.

   Длительность  работы  над  опытом  составляет  2 года.

   Диапазон опыта охватывает организацию образовательного  процесса в системе    индивидуальных  и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА

Направление затруднений работы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

Изменения документов регламентирующих работу дошкольных учреждений требует пересмотра некоторых  аспектов опыта работы (Например: основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ,

Некоторые мероприятия не могут быть реализованы в полном объеме из-за несоответствующей материально-технической базы ДОУ

ВРЕМЕННЫЕ

Текущие мероприятия (подготовка к праздникам, смотрам-конкурсам и т.д.) не позволяют уделять должного времени данной работе

ФИНАНСОВЫЕ,

Нехватка средств на приобретение необходимого оборудования, методических пособий для практического внедрения проекта.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

Поиск новых программ и технологий для обновления передового педагогического опыта

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

Этап

Результат

1

Анализ психолого-педагогической литерату ры по данной проблеме.

Теоретическое обоснование проекта

2

Разработка      комплекса педагогических усло вий, способствующих  занятию хореографией.

Организация содержа тельной жизни ре бенка в ДОУ и в семье.

3

Отследить динамику развития музыкально-ритмических способностей посредством ди агностического инструментария.

Диагностический ин струментарий.

4

Апробация комплекса педагогических усло вий, способствующих  эстетическому развитию детей в ДОУ.

      Комплекс педагогических усло вий, способствующих  занятию хореографией.

5

Определить наиболее эффективные методы и приемы педагогичес кого воздействия.

Практико-ориентированный проект

Целью  педагогического опыта является обеспечение положительной динамики развития музыкально-пластических и творческих  способностей         дошкольников    средствами  сюжетно- образного  танца.

  Задачи:

         Хореография  - искусство  синтетическое. Оно  позволяет решать задачи физического,   музыкально-  ритмического,     эстетического развития детей. В процессе развития у дошкольников музыкально-пластических способностей средствами сюжетно-образного танца  был определен ряд задач:

-создание системы занятий для развития музыкально-ритмических способностей детей, для определения содержания и основных направлений деятельности,

- развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений,

-  формирование  правильной  осанки, красивой  походки;  

- обогащение  двигательного  опыта  детей  разнообразными движениями;

- развитие  творческих      способностей,   потребности  в  самовыражении   под музыку, средствами  сюжетно- образного   танца;

- учить радоваться успехам других детей и вносить вклад  в  общий  успех.

Свою практическую деятельность я осуществляла с учетом общедидактических принципов – воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, а также и специфических принципов:

1. Связь музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, современностью. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию, стимулирует к творчеству.

2.Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.

Система работы по развитию у детей музыкально-пластических способностей осуществляется  на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы детьми и в индивидуальной работе.

На  занятиях я включала выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивала композиции и танцы, рекомендуемые программой. Проводила и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.

Продолжительность таких занятий обусловлена  возрастом   занимающихся (с 3-4   года – 15-20   минут; с 4-5   лет – 20-25   минут; 5-7   лет – 30-35   минут).      Занятие  состояло  из   подготовительной, основной   и  заключительной частей. Вводную часть составляли упражнения и движения  динамического  характера, воздействующие  на  весь    организм. Обязательно включала в нее   ходьбу, бег, прыжки. Затем      следовала основная  часть, которая начиналась  с  поклона.

 Основная  часть занятия –  музыкально-ритмическая, она  наиболее динамичная. В нее включаются танцевальные   движения, творческие  задания, танцевальные композиции, хороводы, задания  на построения и перестроение.

  В этой части дети самостоятельно могут создавать   музыкально- пластические образы  в сюжетно- образных танцах.

   Упражнения распределяются с учетом возрастания  физиологической нагрузки в  основной  части занятия. В подготовительной  части объединялись упражнения  простые по координации, малые по амплитуде  и выполняемые  в  медленном,  умеренном   темпе. Постепенное  увеличение    этих  параметров движения   и   темпа   приводит  к   усилению   нагрузки  в    основной   части. В  заключительной части постепенно  нагрузка снижается.

    К подбору музыки    на   музыкальные занятия отношусь очень серьезно, использую музыку,  доступную для восприятия ребенка:  детские   песни,  песни    из    мультфильмов,     эстрадные    и       классические произведения. Музыкальные стили и темпы на протяжении занятия меняются, но основной  умеренный. Проводятся музыкально- ритмические занятия следующих видов:

             - Тематическое   занятие;

              - Сюжетное  занятие;

              - Игровое   занятие;

              - Импровизация.

Каждый вид занятий имеет специфическую структуру.

Тематическое   занятие   состоит   из   подготовительной,  основной   и заключительной частей.

Цель  занятия : Воспитание   интереса, потребности  в движении   под  музыку,     развитие     гибкости,     пластичности,    развитие    способности     к выразительному  исполнению движений

На занятиях  используются следующие упражнения:

 1  Основные виды движений

а) Ходьба бодрая, спокойная, на   полупальцах, на   носках, топающим  шагом, вперед  и  назад  (спиной), с высоким  подниманием колена(высокий   шаг)   в разном темпе  и  ритме, ходьба  гусиным  шагом.

б) Бег –   легкий,   ритмичный,   передающий    различный    образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый    (бежим по «горячему песку»).

в) Прыжковые    движения –  двух ногах на месте, с   продвижением     вперед, прямой  галоп – «лошадки», легкое поскакивание.

2  Общеразвивающие упражнения на различные  группы мышц. Упражнения на      развитие    гибкости,    пластичности,   точности   и    ловкости   движений, координации  рук и ног.

3 Плясовые  движения:

 -  элементы   народных     плясок,   доступных    по   координации.   Например, поочередное     выставление  ноги   на   пятку, притопывание    одной    ногой, «выбрасывание»   ног, полуприседание    для   девочек  и  полуприсядка   для мальчиков  и  др..

4 Разучивание  танцевальных  упражнений:

              -  шаг  польки;

              -  приставной  шаг;

              -  подскоки;

              -  разучивание  музыкально- ритмических  композиций.

Сюжетные  занятия

Сюжетное занятие   может выстраиваться в  соответствии  с  содержанием  русских  и зарубежных  сказок. В  сюжетном       занятии  могут  преобладали      имитационные  движения   –  разнообразные     образно -  игровые      движения,     жесты, раскрывающие    понятные      детям    образ,  динамику   его  настроений  или  состояний (в природе, в настроениях человека  и животных, в вымышленных игровых  ситуациях).

Цель  занятий:

- развить  у  детей  умение   сочувствовать, сопереживать   другим    людям  и животным  - персонажем  сказок;

- развивать         художественно  –   творческие     способности    посредством  ритмической  пластики.

    Занятие  обычно состоит  из  основных  трех  частей:

Подготовительная  часть:

- сюда    входят     разминка     и   общеразвивающие   упражнения,  в  которых отражался  сюжет  занятия.

 Основная  часть:

- это  кульминация -  наивысшая   точка    развития  сюжета. В  основную  часть включаются  музыкально- ритмические  композиции, соответствующие   сценарию.

 Заключительная  часть:

- развязка  на  достижение  целей, которые  были  поставлены  в  начале    занятия  перед   детьми.

Игровые    занятия      

Игровое  занятие по структуре  напоминает  сюжетное.

Цель занятия:  способствовать    развитию   у    детей    творческих     и физических   способностей. Содействовать     развитию   прыгучести,    ловкости и координации   движений, ориентации  в  пространстве. Занятие состояло из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

Неотъемлемой частью деятельности является работа с родителями. Для родителей и педагогов разработаны и проведены консультации: «Как развить ритмические способности ребенка», «Значение музыки в воспитании дошкольников», «С какой музыкой нужно знакомить детей», «Музыка как средство развития ребенка» «Значение музыкального воспитания в оздоровлении дошкольников», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» «Развитие музыкальных способностей в совместной деятельности музыкального руководителя и родителей»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Работая углубленно по данной проблеме, можно  сделать  вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться  развития моторики и музыкальных способностей в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ

Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...

Обобщенный педагогический опыт

Обобщенный педагогический опыт...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя.

Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками....

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Обобщенный педагогический опыт

Наличие собственного инновационного опыта:1. Актуальность и перспективность 2. Концептуальность3. Наличие теоретической базы4. Ведущая педагогическая идея5. Оптимальность и эффективность средств6...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...