Методическая разработка Адаптация к условиям ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Камышенцева Ольга Юрьевна

 

  1. Создание комфортных условий в адаптационный период для каждого ребёнка. Воспитывать умение общаться со сверстниками и окружающими взрослыми людьми. Развивать коммуникативные качества, психологическую устойчивость.                                                                                                                                                               
  2. Продолжать закреплять названия помещений в группе, их назначение, развивать ориентировку на территории детского сада.
  3.                                                                                                                                                                                                                    . Продолжать расширять кругозор детей, закреплять имеющиеся навыки обследования предметов,   развивать психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_adaptaciya_k_usloviyam_dou.docx298.79 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ - набор 2008г. МДОУ №3г.Саратов.                                  Камышенцева О.Ю.

Критерии адаптационной диагностики социального развития  детей

младшей группы.

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

1.Понимает различия взрослых людей по половому признаку, выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

2.Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

3.Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

1.Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки  и т. д.

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  

2.Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

3.Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

Ребёнок и сверстники

  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

1.Задание: Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

2. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

3. Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

4. Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д.

5.Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

6.Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол.

2.  Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

1. Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

2. Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

3. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

4. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

Анализ адаптационного периода  в младшей группе на 15 октября.

В целом адаптация детей проходит спокойно, ровно. Синдром «утренних слёз» наблюдался у пятерых детей: Васиной Дарины, Афанасьевой Вики, Храмова Миши, Ткаченко Маши, Осиповой Насти.  Ко всем детям применялся метод «постепенного привыкания», то есть дети в течении первых дней посещали д/с начиная с двухчасового пребывания, с постепенным увеличением времени пребывания.

У детей, названных выше были пропуски по болезни (ОРЗ), от пяти до восьми дней, без последующих рецидивов.

В данное время все дети остаются на полный  день.

    С  целью снятия «тревожности» у вновь прибывших детей, применялся широкий спектр педагогических и психологических приёмов и методов: сюрпризные моменты при входе в группу, доброжелательное отношение воспитателей и специалистов, организация приятной обстановки с помощью ТСО, ярких игрушек, ситуативных и психологических игр, с учётом рекомендаций невролога и педагога – психолога.

Тяжёлая степень адаптации:  нет.              

Средняя степень адаптации:

1.  Васиной Дарины,

2.  Афанасьевой Вики,

3.  Храмова Миши,

4.  Ткаченко Маши,

5.  Осиповой Насти.

6.  Дмитриев Даниил

7.  Коцеба Соня

8.  Генералов Илья

9. Алексеева Саша

10. Кудашева Рената

Лёгкая степень адаптации:

11. Захаров Рома

12. Осин Егор

13.  Евсюков Толя

14.  Романько Лера.

    Таким образом, можно сделать вывод, что за истекший адаптационный период в группе детей уже наметились определённые социальные и коммуникативные навыки, проявлений неадекватности не наблюдается.   Сводная адаптационная диагностическая таблица ЗУН детей

                 1 – 2 младшей группы за 2008-2009 учебный год

         критерии

  Год

      1 младшая группа

      2 младшая группа

Количест-

венный

уровень      

Качествен-

ный уровень

Количест-

венный

уровень      

Качествен-

ный уровень

Понимание различия взрослых людей.

    Н

       

       0      

      12,8

    С  

       

       

     

    К

     66,6

       77,7

Различение эмоциональных состояний взрослых людей.

    Н  

       

         0

     

         0

    С

       

       

    К

       66,6

      94,4

Знание и различение детей по половому признаку.

    Н

     

        0

     38,8

    С

       

       

    К

       100

     100

Выделение особенностей внешности девочек и мальчиков.

    Н

         0

       

      27,7

    С

       

       

     

    К

      100

      100

  Различение эмоциональных состояний детей на картинках и детях группы.

    Н

         

         0

     

       6,6

    С

     

       

     

     

    К

         

      100

Умение высказывать своё мнение в решении проблемных ситуаций.

 

    Н

       

         0

     27,7

    С

       

       

   

     

    К

       94,4

      100

Выполнение элементарных правил поведения в группе.

    Н

     

        0

        20  

    С

     

     

   

    К

       94,4

       100

Знание своего имени, фамилии, пола.

    Н

     

         0

         50

    С

   

         

 

    К

        94,4

       100

Знание и отличение своих вещей, игрушек.

    Н

         0

     

       22,2

    К

      100

       100

Умение задавать вопросы при освоении нового действия.

    Н

         0

   

        33,3

    К

      77,7

       100

Уровень быстроты преодоления негативных состояний.

    Н

       

         0

     

      33,3

    К

        66,6

       88

 Общий балл на конец года:

 Общий % на конец года:                                      

       69,6

      96,3

      75%

       94%

          Анализ адаптационного периода  в младшей группе

                        на конец 2008 – 2009 учебного года.

Тяжёлая степень адаптации:  нет.

Средняя степень адаптации:

1.  Афанасьевой Вики

2.  Дмитриев Даниил

3.  Коцеба Соня

4.  Осиповой Насти

5.  Ткаченко Маши

6.  Генералов Илья

7.  Храмова Миши

 Лёгкая степень адаптации:

1. Захаров Рома                                                                                                         2. Осин Егор

3.  Евсюков Толя

4. Романько Лера

5. Гордеева Алёна

6. Михайлова Настя

7. Кудашева Рената

8. Кузьминых Никита

9. Васина Дарина

10. Алексеева Саща

   

 Таким образом, можно сделать вывод, что сравнительное адаптационное диагностическое обследование знаний, навыков, умений по социально -  нравственным критериям показало повышение  результативности на 88,2%.

 В начале учебного года детей со средним адаптационным уровнем было12.

 С высоким адаптационным уровнем 4.

 В конце года со средним адаптационным  уровнем 7.

 С высоким адаптационным уровнем 10 детей.

 За истекший адаптационный период в группе детей сформированы устойчивые социальные и коммуникативные навыки, проявлений неадекватности не зафиксировано, тяжёлой степени адаптации нет.

Памятка об адаптации ребёнка в детском саду                            Рекомендации  родителям по подготовке ребенка  к посещению детского сада

1.  Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе.                                         2.  Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и  в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.                                                                 3.  Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью,  воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу:   «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.                                                                                                                                             4.  Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой   веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

5.  Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.                                                                                                           6.  Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Маше, Насте, Илюше. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.                                                                     7. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.                                                                                                                    8.  Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем  не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.                                                         9.  В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое,   всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».                                        10.  Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.                                                     11.  Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от одного месяца до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.         12.  Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.                                                                                                                          13.  Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас.

Не забывайте!                                                                                                          Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!  ВНИМАНИЕ! ЭТО ВАЖНО!

* Если Вы опоздали по уважительной причине и привели ребенка после начала какого – либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до того момента, пока воспитатель не сможет подойти к вам.

* Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром до 08.20 и вечером после 17.00ч. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.

* К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.

* Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей.

* Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к старшему воспитателю  или заведующей МДОУ.

* Помните, что в детском саду работает психолог, к которому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.

* Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

* Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

* В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.                                                  Убедительно просим Вас  в семье поддерживать эти  требования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном учреждении"

Методическая разработка    «Создание благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном учреждении»ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургВоспитатель: Казакова И...

Методическая разработка "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Данный материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Методическая разработка «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных у...

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"...

Методическая разработка "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

рекомендации по подготовке детей раннего возраста к условиям детского сда...