Мотивационная готовность к школе.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

Программа педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

Данные диагностик показали, что в обследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития мотивационной готовности к предстоящему обучению в школе, и очень мало детей с высоким уровнем мотивационной готовности.

Таким образом, мотивационная готовность к школе у детей сформирована недостаточно, что может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Таким образом, задача подготовки детей к школьному обучению не должна сводиться только к тому, чтобы  научить  детей  считать,  писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до  уровня готовности  к  школе.  Основной  акцепт здесь должен делаться   на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие  познавательного  интереса и учебной мотивации. Задача воспитателя сначала пробудить  у  ребенка  желание научится чему-то новому, а уже  затем  начинать  работу  по  развитию  высших психологических функций.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  1. Положительных представлений о школе;
  2. Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
  3. Сформированной позиции школьника.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению

Все вышесказанное подтолкнуло нас на создание Программы педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

Цель программы: формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста через систему знаний и представлений.

В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие  задачи:

  1. Расширение представления дошкольников о школе;
  2. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
  3. Развитие способности к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.
  4. Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
  5.  Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.

Содержание: Программа рассчитана на учебный год. Состоит из 10 занятий, последнее из которых является диагностическим. Занятия проводятся один раз в месяц.

Программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную  на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Это экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Комплекс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Практическая значимость: Разработанная программа педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей может быть использована в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Механизм отслеживания результатов: Заключительное диагностическое занятие.

Таким образом, данная программа конструируется на основе данных диагностики готовности детей к школе и включает мероприятия, направленные на повышение интереса ребенка к школьной деятельности и создание у них положительного образа школьника.

Так же нами были разработаны рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Подготовленные рекомендации помогут педагогам сформировать у детей мотивационную готовность, улучшить эмоциональные отношения с детьми, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

План педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.

№ п/п

Срок проведения

Мероприятие

Примечание

1.

Сентябрь

Праздник «День знаний»

Посещение праздничной линейки в близлежащей от детского сада школе.

2.

Октябрь

Приход детей-школьников в детский сад.

Воспитателям необходимо заранее подготовить детей к данному мероприятию. Возможно проведение вводного занятия, на котором дети продумают вопросы беседы со школьниками. Например, организовать приход в детский сад почтальона Печкина, который принес письмо от бывших выпускников детского сада. Ребята рассказывали о том, как интересно им живется в школе, но иногда  приходится трудно.  В письме было сказано, что первоклассники вскоре придут в гости в детский сад, а ребята должны к ней подготовиться: продумать вопросы о том, что им хочется узнать, выяснилось о школе, что им интересно. Примеры вопросов: Какие предметы ждут их в школе, есть ли для этого отдельные помещения как в детском саду, спят ли дети в школе, где и что едят школьники,  как занимаются спортом, где гуляют, приезжает ли к ним кукольный театр и как проходят праздники.

3.

Ноябрь

Экскурсия по школе

Педагоги с детьми подготовительной группы посещают одну из близлежащих школ, проводят экскурсию по зданию школы, посещают музей школы, школьную библиотеку, школьный праздник или открытый урок первоклассников.

После экскурсии с детьми в группе можно организовать сюжетно-ролевую игру в школу.

4.

Декабрь

Приход в детский сад учителя начальных классов

Учительница беседует с детьми, рассказывает, чем ученики занимаются в школе; как интересно проходят уроки в школе; как дети учатся писать, читать, считать; показывает учебники, тетради детей; говорит о том, как много дети узнают, посещая уроки; знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик; сообщает, что дети одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, утраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр и т.п.

5.

Январь

Беседа с дошкольниками «Школа – мой новый дом»

Занятие начинается с прочтения художественной литературы на школьную тематику, стихотворений о школе.

Во время беседы воспитателю необходимо обсудить  такие вопросы с детьми как: Что такое школа и в чем её отличие от детского сада. (Школа – это место, где дети учатся). Что обозначает школьный звонок? (Начало урока, когда все ученики должны отправится в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры, на перемену – они смогут отдохнуть, поесть, поиграть).

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.

Во время беседы  педагогу важно показать привлекательную сторону школы, найти общие черты, заинтересовать детей.

6.

Февраль

Встреча с родителями «Наши родители в школьные годы».

На встрече педагог предлагает вспомнить родителям и рассказать детям как они были первоклассниками, рассмотреть альбом с фотографиями, где родители-школьники.

На такой встрече дошкольники смогут узнать, какие предметы нравились их родителям и что они помнят из своей школьной жизни, также детям будет интересно узнать чему и как учили в школах в прошлом, как выглядели ученики, какую форму носили.

7.

Март

Занятие с проведением дидактических игр на школьную тематику.

Игра «Собери портфель в школу». Что необходимо ученику в школе? Среди разных предметов ребенок должен найти, назвать и положить в портфель те, которые необходимы ученику в школе. Объяснить, что он будет в школе делать с этими предметами.

Игра «Четвертый лишний». Что нужно учителю для работы? Выберите из всех картинок тот предмет, который, по-вашему, учителю не пригодиться.

Использовать на занятии загадки на школьную тему.

8.

Апрель

Выставка детских рисунков «Моя школа».

Педагог подбирает диск  музыкальных произведений, песен «О школе» и прослушает его с детьми с последующим обсуждением и рисованием на данную тему.

Итогом занятия станет выставка детских рисунков «Моя школа».

9.

Май

Просмотр фильма «Первоклассница»

Коллективный просмотр фильма с последующим обсуждением.

10.

Май (вторая половина)

Диагностика

Проведение контрольной диагностики с целью отслеживания результативности программы.

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа и т.д.

Однако не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, поэтому необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка, в частности о повышении его мотивации на обучение в школе.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Очень важно прививать ребенку веру в свои силы,  не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  3. Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
  4. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  5. Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  6.  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  7. Будьте терпеливы,  не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  8. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  9. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  10. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  11. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  12. Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  13. В своей работе педагогам следует включать в целостный педагогический процесс не только разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней, но и создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач.
  14. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
  15. А самое главное, не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!". Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационная готовность к школе

Представлена система работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению, в которой отражены задачи, форма организации и результат.Представляют интерес такие формы работы, к...

Мотивационная готовность к школе

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Мотивационная готовность к школе"...

В помощь родителям "Мотивационная готовность к школе"

Консультационный материал для родителей на тему "Мотивационная готовность к школе"...

Буклет "Мотивационная готовность к школе"

Материал  для родителей будующих первоклассников...

Мотивационная готовность к школе

Эмоционально-волевая, мотивационная готовность - это желание учиться, иметь права и обязанности, умение контролировать свое поведение, принимать решение, действовать по правилам. Желание учиться перес...

Мотивационная готовность к школе.

Мотивационная готовность к школе. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.АГотовность к...

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....