"Это русская сторонка-это родина моя!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Терентьева Надежда Геннадиевна

Конспект занятия в мини музее "Русская изба", с использованием проектора, кукол в национальных костюмах, картин и предметов быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_russkaya_storonka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Это русская сторонка, это Родина моя!»

Цель:

          * приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами          традиционного семейного уклада.

Задачи :       

          * формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

 к культурному наследию своего народа;

          * продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;

          * формировать интерес к русскому фольклору.

          * воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;

Предварительная  работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой и глобусом, пословицами и поговорками.

Словарная работа: изба, горница, косоворотка, атласный.

Оборудование: предметы быта, куклы в русских костюмах, проектор, слайды.

Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.

Воспитатель:

Мать моя, нежная светлая Родина.

Сколько тобой передумано, встречено,

Милая Родина, жизнь моя вечная.

Здесь родились все мы,

Здесь я и песни пою,

Оттого всей душою

Я Россию люблю.

Ребята, о чём это стихотворение?

Дети: О Родине, России.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Как называют людей, живущих в России?

Дети: Россияне, русские.

Воспитатель: В России живут и другие народы, но больше всего русских, поэтому мы сегодня с вами поговорим о русском народе. Скажите, что бы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?

Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.

Воспитатель: Ребята, обо всём, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.

Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах ( три куклы- мальчик в русском костюме и две девочки в праздничной и будничной одежде).

Давайте знакомиться, Маша, Ваня и Настя – они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Маши, что на ней надето?

Дети: На голове платок, Длинный, тёмный сарафан. Белая кофточка с небольшой вышивкой.

Воспитатель: Во что одет Ваня?

Дети: На нём штаны, рубашка-косоворотка, поясок.

Воспитатель: В такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая, как у Насти. Посмотрите на неё и расскажите о её одежде.

Дети составляют описательные рассказы об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.

Эта часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный … (сарафан).

С давних пор краса девицы  

Не румяна, не ресницы.

Всюду русская краса –

С лентой длинная …  (коса).

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник –

Расписной …(кокошник).

На Руси с давних пор

Головной носят убор.

Платки для женщин – украшенье.

Носят их они с уменьем.

Ворот вышит, а застёжка

Сбоку подбородка.

Всем наряд известен этот

Как … (косоворотка).

Шиты золотом сапожки русские,

Блестят на солнышке носочки узкие…

Идёт красавица, плывёт лебёдушкой,

И все любуются ё красой!

Воспитатель подводит детей к экрану, на котором изображена старинная русская деревня: дети и взрослые в русских костюмах, избы.

Ребята, найдите на этом изображении детей, одетых в русские костюмы. Почему вы так решили?

Дети отвечают. Воспитатель обращает внимание на русские избы.

Теперь посмотрите, в каких  домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?

Дети: Избами.

Воспитатель: Изба была необычная, строилась из брёвен, с резными ставнями карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе своё украшение,  и когда идёшь по улице с такими избами, то кажется попал в сказку.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

Давайте посмотрим, как выглядела изба внутри. (В середине стоит длинный стол.)Как вы думаете, почему стол такой длинный?

Дети: Раньше были большие многодетные семьи.

Воспитатель: Что стоит возле стола?

Дети: Длинные лавки.

Воспитатель: Ребята, на чём ваша мама готовит пищу? Может кто-то знает, на чём раньше готовили пищу?

Дети Рассматривают печь.

Такие печи называли русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже спать. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор.

 В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей.

Красивое русское слово – горница!

(Продолжается показ слайдов).

В горнице стоят кровать, украшенная подзорником, с подушками, сложенными горкой, стол с вышитой скатертью, на окнах висят кружевные занавески, на полу лежат домотканые половики. Многие вещи сохранились и до сих пор, мы их с вами видим в нашем музее.

 Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей, из чего они сделаны?

Дети: Из глины и дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?

Дети читают стихотворение и показывают предметы с этой выставки.

Вот русская красавица:

Для соли, для чая,

Для всякого случая,

На сахар, на мёд,

На всё пойдёт!

А вот ложка –

Хлебай понемножку!

А вот молоток –

На мелкий зубок!

А вот матрёшки –

Три штучки в одной кучке:

Дочь Матрёна, Дочь Елена,

Сама третья – целая семья.

Воспитатель: А сколько русский народ сложил сказок, загадок, пословиц и поговорок! Давайте вспомним русские сказки.

(Дети  называют).

А теперь вспомним русские пословицы и поговорки.

(Дети называют).

Воспитатель: В группе мы поиграем в русскую народную игру «Горелки».

Сей музей мы покидаем,

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт  русская душа!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Тематическое развлечение "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине; средствами музыки развивать эстетическое восприятие окружающей действительности; развивать творческое воображение, музы...

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Комплексное музыкальное занятие "Эта русская сторонка - это Родина моя"

Слушание пьес из альбома П.И.ЧайковскогоРассматривание картин русских художниковЧтение стихотворений русских поэтовПение песен о нашем крае...

Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры "Это русская сторонка, это Родина моя"

Проект направлен на создание системы взаимодействия с семьями воспитанников и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно-эстети...