Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основных составляющих успеха - созданный мною мини музей русской избы,а так же использование фольклора,муз.материала,ну и,конечно, использование разных методов и приёмов.
Всё оформление и содержание занятие можно просмотреть в моём фотоальбоме "Русская сторонка!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ №50
«Мишутка»
Конспект занятия
для детей старшей группы
по познавательно-речевому развитию
на тему:
«Это русская сторонка,
это Родина моя!»
Провела: Мясникова Н.С.,
воспитатель
2011г.
Цели:
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
- формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;
- познакомить с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей;
- развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации русской избы, русских национальных костюмов;
- куклы в русских костюмах, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, игрушки-забавы;
- сундук (косоворотка, сарафан, кокошник, деревянные ложки);
- лотки с предметами декоративно-прикладного искусства;
- кусок однотонной материи, печатки, поролон, краска, салфетки;
- аудиозапись р.н.п. «Ложки деревенские», «Плясовая», космическая музыка.
Ход занятия.
Дети вбегают в зал под музыку (песня о Самаре).
Садятся на стульчики полукругом.
-Ребята, о каком городе была песня? (о Самаре)
-Что это за город? Где он находится?
-Да, это наш родной город с красивым старинным названием – Самара. А как называют его жителей? (самарчане)
-Самара – это наша малая Родина. У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт.
-Послушайте, а о чём это стихотворение?
Мать моя, нежная светлая Родина.
Сколько тобой передумано, встречено,
Милая Родина, жизнь моя вечная.
Здесь родились все мы, здесь я и песню пою,
Оттого всей душой я Россию люблю.
-О чём это стихотворение? (о Родине, о России)
-Как называют людей, живущих в России? (россияне, русские)
-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому мы сегодня поговорим о русском народе.
-Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? (как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.)
-Чтобы заглянуть в прошлое и узнать как жили, одевались, чем занимались русские люди в старину, воспользуемся «машиной времени».
Дети, плавно кружась, передвигаются по залу. Занавес открывается, на авансцене – имитация русской избы (длинный стол со скатертью и посудой, сундук с одеждой, печь и т.п.). Дети подходят к сундуку, здесь же выставлены куклы в р.н. костюмах. Дети садятся вокруг сундука.
-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары)
-Постепенно одежда стала приобретать всё большое значение в жизни человека.
В прежние времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался, говорил, имел соответствующее выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Двигался неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.
-Что означает это слово?
-Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. Подумайте, с чем связано такое название? Оно связано со способом нанесения узора.
-Попробуйте догадаться, как это делали? (на доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи). Давайте и мы попробуем это сделать.
Дети набивают узор на материи с помощью печаток, поролона.
- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать её, и тогда мы достанем эту вещь из сундука. Ворот вышит, а застёжка
Сбоку подбородка
Всем наряд известен это как,…
(косоворотка)
Рассматривание кукол в р.н. костюмах.
-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава».
-Как вы понимаете эти поговорки?
-Зимой носили шубы. Кто победнее, шили шубы из меха козы (козьего), меха волка (волчьего), и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных шубы были из песца (песцовые), лисицы (лисьи), белки (беличьи), из меха куницы.
Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.
-В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые».
-На что похоже последнее слово? (перчатки)
-От какого слова произошло слово «рукавицы»? (от слова «рука»)
-Перстом раньше называли палец. Значит, слово «перчатки» - от слова «перст».
-Послушайте, ещё загадки:
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный… (сарафан)
-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?
-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.
-Но самым главным украшением был…., вот послушайте
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной… (кокошник)
Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально подготовленные люди.
-Как они назывались? (портные)
-Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
-Делают ли так сейчас? Мода слишком быстро меняется, и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости. Да, с тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось и до наших дней. Что же это?
До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.
-А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас сам выбирает, что ему носить.
-А где сейчас хранят одежду? (в шкафу, в шифоньере)
-А раньше хранили … (в сундуке)
Воспитатель заглядывает в сундук и достаёт короб с деревянными ложками.
-Ой, а это что такое? Разве это одежда?
Звучит р.н.п. «Ложки деревенские», дети играют на ложках.
В конце песни – усаживаются за стол, накрытый скатертью с вышивкой, расставленной посудой.
-Как вы думаете, почему стол такой длинный? (детей в семье было много, всем должно было хватить места)
-Что стоит вдоль стола? (лавки)
-Может, кто-то из вас знает, на чём раньше готовили пищу?
Дети рассматривают печь.
-Такие печи раньше назывались русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже поспать.
-Вспомните, герой какой сказки любил лежать на печи?
-В некоторых деревенских избах русские печи сохранились до сих пор.
Экспозиция на экране – горница.
-В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Повторите это слово. Красивое русское слово – горница!
-А что стоит в горнице? (кровать с подушками, сложенными горкой, стол, накрытый скатертью, лавки)
-Как украшена горница? (на окнах – кружевные занавески, на полу домотканые половики, вышитые полотенце,, скатерть)
-Что-то люди делали сами, а что-то покупали на ярмарке.
Звучит р.н. плясовая. В зал входят Коробейники, одетые в р.н. костюмы, с лотками, где стоят предметы декоративно-прикладного искусства. Коробейники зазывают покупателей.
Эй, народ, подходи,
На товар погляди!
Барашки да кони,
Радость в вашем доме!
Давай, давай,
Поскорей забирай!
Платки и платочки
Для мамы и дочки!
Подходи! Налетай!
Покупай!
Свистки и свисточки
Для дочки с сыночком!
Свистульки хороши,
Голосят от души!
А вот посуда расписная!
Была у царя такая,
Да вся побилась.
А наша не бьётся,
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей!
Эй, старые, усатые,
Рыжие, бородатые.
Девки-вострушки,
Старушки-хлопотушки!
Подваливай валом.
За нашим товаром!
Глядите, не моргайте,
Рты не разевайте.
Ворон не считайте.
По дешёвке покупайте!
Не товар, а сущий клад,
Разбирай на расхват!
Давай, подходи
И других приводи!
Дети подходят к Коробейникам, рассматривают и называют промыслы. Под музыку Коробейники уходят, а дети садятся на стульчики полукругом. Занавес закрывается.
-Ребята, где мы с вами побывали?
-Что вам больше всего запомнилось? Какие предметы, вещи вы хотели бы забрать из старины в наше сегодняшнее время?
-Скажу вам по секрету, что-то останется в нашей группе. А ещё напоминать вам о прошлом будет вот эта книга «Ладушки», в ней вы найдёте много интересного о русской старине.
Звучит песня о России, дети возвращаются в группу.
Мать моя,
нежная светлая Родина.
Сколько тобой передумано, встречено,
Милая Родина,
жизнь моя вечная.
Здесь родились все мы,
здесь я и песню пою,
Оттого всей душой
я Россию люблю.
Ворот вышит, а застёжка
Сбоку подбородка
Всем наряд известен это как,…
(косоворотка)
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный… (сарафан)
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной… (кокошник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"
Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений....
Конспект занятия по по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада на тему: «В мире доброты»
Главная цель занятия: воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям. Углублять представление о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (...
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Лимоны»
Цель:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;· : Проверить усвоение обучающимися технологии изготовления плоскостного изображе...
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию для детей старшей группы на тему «Дружба всем нужна»
Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательной и коммуникативной сфер ребёнка....
Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Рисуем сирень».
Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Леса и луга нашей Родины»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Леса и луга нашей Родины»Программное содержание.Закреплять знания о многообразии растительного мира Росс...