Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мясникова Надежда Сергеевна

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основных составляющих успеха - созданный мною мини музей русской избы,а так  же использование фольклора,муз.материала,ну и,конечно, использование разных методов и приёмов.

Всё оформление и содержание занятие можно просмотреть в моём фотоальбоме "Русская сторонка!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ №50

«Мишутка»

Конспект занятия

для детей старшей группы

по познавательно-речевому развитию

на тему:

«Это русская сторонка,

это Родина моя!»

Провела: Мясникова Н.С.,

воспитатель

2011г.

Цели:

  1. воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
  2. формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства, русской старины;
  3. познакомить с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  4. учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  5. способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей;
  6. развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации русской избы, русских национальных костюмов;
  2. куклы в русских костюмах, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, игрушки-забавы;
  3. сундук (косоворотка, сарафан, кокошник, деревянные ложки);
  4. лотки с предметами декоративно-прикладного искусства;
  5. кусок однотонной материи, печатки, поролон, краска, салфетки;
  6. аудиозапись р.н.п. «Ложки деревенские», «Плясовая», космическая музыка.

Ход занятия.

Дети вбегают в зал под музыку (песня о Самаре).

Садятся на стульчики полукругом.

-Ребята, о каком городе была песня? (о Самаре)

-Что это за город? Где он находится?

-Да, это наш родной город с красивым старинным названием – Самара. А как называют его жителей? (самарчане)

-Самара – это наша малая Родина. У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт.

-Послушайте, а о чём это стихотворение?

Мать моя, нежная светлая Родина.

Сколько тобой передумано, встречено,

Милая Родина, жизнь моя вечная.

Здесь родились все мы, здесь я и песню пою,

Оттого всей душой я Россию люблю.

-О чём это стихотворение? (о Родине, о России)

-Как называют людей, живущих в России? (россияне, русские)

-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому мы сегодня поговорим о русском народе.

-Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? (как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.)

-Чтобы заглянуть в прошлое и узнать как жили, одевались, чем занимались русские люди в старину, воспользуемся «машиной времени».

Дети, плавно кружась, передвигаются по залу. Занавес открывается, на авансцене – имитация русской избы (длинный стол со скатертью и посудой, сундук с одеждой, печь и т.п.). Дети подходят к сундуку, здесь же выставлены куклы в р.н. костюмах. Дети садятся вокруг сундука.

-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары)

-Постепенно одежда стала приобретать всё большое значение в жизни человека.

В прежние времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, двигался, говорил, имел соответствующее выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Двигался неспешно, говорить важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.

-Что означает это слово?

-Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. Подумайте, с чем связано такое название? Оно связано со способом нанесения узора.

-Попробуйте догадаться, как это делали?  (на доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи). Давайте и мы попробуем это сделать.

Дети набивают узор на материи с помощью печаток, поролона.

- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать её, и тогда мы достанем эту вещь из сундука.                        Ворот вышит, а застёжка

Сбоку подбородка

Всем наряд известен это как,…

(косоворотка)

Рассматривание кукол в р.н. костюмах.

-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава».

-Как вы понимаете эти поговорки?

-Зимой носили шубы. Кто победнее, шили шубы из меха козы (козьего), меха волка (волчьего), и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных шубы были из песца (песцовые), лисицы (лисьи), белки (беличьи),  из меха куницы.

Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.

-В зимние холода и мужчины, и женщины надевали рукавицы и «рукавицы перщатые».

-На что похоже последнее слово? (перчатки)

-От какого слова произошло слово «рукавицы»? (от слова «рука»)

-Перстом раньше называли палец. Значит, слово «перчатки» - от слова «перст».

-Послушайте, ещё загадки:

Эта часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный… (сарафан)

-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.

-Но самым главным украшением был…., вот послушайте

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник-

Расписной… (кокошник)

Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально подготовленные люди.

-Как они назывались? (портные)

-Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

-Делают ли так сейчас? Мода слишком быстро меняется, и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости. Да, с тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось и до наших дней. Что же это?

 До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.

-А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас сам выбирает, что ему носить.

-А где сейчас хранят одежду? (в шкафу, в шифоньере)

-А раньше хранили … (в сундуке)

Воспитатель заглядывает в сундук и достаёт короб с деревянными ложками.

-Ой, а это что такое? Разве это одежда?

Звучит р.н.п. «Ложки деревенские», дети играют на ложках.

В конце песни – усаживаются за стол, накрытый скатертью с вышивкой, расставленной посудой.

-Как вы думаете, почему стол такой длинный? (детей в семье было много, всем должно было хватить места)

-Что стоит вдоль стола? (лавки)

-Может, кто-то из вас знает, на чём раньше готовили пищу?

Дети рассматривают печь.

-Такие печи раньше назывались русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже поспать.

-Вспомните, герой какой сказки любил лежать на печи?

-В некоторых деревенских избах русские печи сохранились до сих пор.

Экспозиция на экране – горница.

-В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Повторите это слово. Красивое русское слово – горница!

-А что стоит в горнице? (кровать с подушками, сложенными горкой, стол, накрытый скатертью, лавки)

-Как украшена горница? (на окнах – кружевные занавески, на полу домотканые половики, вышитые полотенце,, скатерть)

-Что-то люди делали сами, а что-то покупали на ярмарке.

Звучит р.н. плясовая. В зал входят Коробейники, одетые в р.н. костюмы, с лотками, где стоят предметы декоративно-прикладного искусства. Коробейники зазывают покупателей.

Эй, народ, подходи,

На товар погляди!                                                                

Барашки да кони,                                                                                  

Радость в вашем доме!                    

Давай, давай,

Поскорей забирай!

Платки и платочки        

Для мамы и дочки!        

Подходи! Налетай!         

Покупай!

Свистки и свисточки

Для дочки с сыночком!

Свистульки хороши,

Голосят от души!

А вот посуда расписная!        

Была у царя такая,        

Да вся побилась.

А наша не бьётся,

Из неё ничего не прольётся,        

Щи из неё вкусней,        

Да и каша добрей!

Эй, старые, усатые,

Рыжие, бородатые.

Девки-вострушки,

Старушки-хлопотушки!

Подваливай валом.

За нашим товаром!

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте.

Ворон не считайте.

По дешёвке покупайте!

Не товар, а сущий клад,

Разбирай на расхват!

Давай, подходи 

И других приводи!


Дети подходят к Коробейникам, рассматривают и называют промыслы. Под музыку Коробейники уходят, а дети садятся на стульчики полукругом. Занавес закрывается.

-Ребята, где мы с вами побывали?

-Что вам больше всего запомнилось? Какие предметы, вещи вы хотели бы забрать  из старины в наше сегодняшнее время?

-Скажу вам по секрету, что-то останется в нашей группе. А ещё напоминать вам о прошлом будет вот эта книга «Ладушки», в ней вы найдёте много интересного о русской старине.

Звучит песня о России, дети возвращаются в группу.

Мать моя,

нежная светлая Родина.

Сколько тобой передумано, встречено,

Милая Родина,

жизнь моя вечная.

Здесь родились все мы,

здесь я и песню пою,

Оттого всей душой

я Россию люблю.

Ворот вышит, а застёжка

Сбоку подбородка

Всем наряд известен это как,…

(косоворотка)

Эта часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный… (сарафан)

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник-

Расписной… (кокошник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей старшей группы на тему "Экскурсия в художественный салон."

Занятие для детей старшей группы, направленное на ознакомление детей с творчеством художника Е.И. Чарушина....

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"

Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений....

Конспект занятия по по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада на тему: «В мире доброты»

Главная цель занятия: воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям. Углублять представление о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Лимоны»

Цель:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;·         : Проверить усвоение обучающимися технологии изготовления плоскостного изображе...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию для детей старшей группы на тему «Дружба всем нужна»

Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательной и коммуникативной сфер ребёнка....

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развития для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дом Доброты»

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:Образовательные:-Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом...