Главные вкладки

    Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"
    план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

    Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.

    - Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».

    Алёна, что изображено на твоём рисунке?

    - Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.

    - А у меня на картине дети разорвали  книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.

    - Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?

    - Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.

    - Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф  «Подмёныш». О чём в ней рассказывкется?

    - В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.

    -Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам.  Ты с добром , и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?

    - Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.

    -Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?

    - Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.

    -Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.

    -_Каков привет – таков ответ.

    - Что посеешь, то и пожнёшь.

    - Как аукнется, так и откликнется.

    -Доброму Савве – добрая слава.

    - Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни  были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.

    Вид: коммуникация (развитие речи)

    Тема: «Хочу быть добрым»

    Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и  монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.

    Методические приёмы:  наглядные

                                                   словесные (беседы, вопросы)

                                                   словарные (активизация словаря)

                                                    игровые     (дидактическая игра)

    Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф

    Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших  и плохих поступках,                                        

                                                      разбор и  заучивание пословиц и поговорок.

    Предварительная работа:  чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,

                                                       обсуждение характеров персонажей.

    Структура занятия:  вводная часть – дидактическая игра

                                         основная часть – пересказ произведений,

                                                                          беседа по содержанию

                                         заключительная часть – беседа по содержанию пословиц

    Организация занятия: дети сидят за столами.

                                          Муниципальное учреждение

                            «Управление дошкольного образования»

                          Исполнительного комитета Нижнекамского

                        Муниципального района Республики Татарстан

                                          Конспект итогового занятия

                              интегративной области коммуникация

                                                 (развитие речи)

                      в старшей группе на тему: «Хочу быть добрым»

                                                                                             Составила: воспитатель гр №5.

                                                                                                                   1 кв. категории

                                  «Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

    СЕНТЯБРЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

     

    Малые фольклорные формы.

    Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

    - воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

    - формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

    - упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175.

     

    Я. Тайц

    «По грибы» -

    пересказ произведения

    Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

    передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

    - закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

    - соотносить действие с его названием.

    Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19.

     

    В. Крупинина «Отцовское поле»

    М. Глинская

    «Хлеб» -

    чтение

    Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

    - развивать познавательный интерес;

    - воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

    Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.

     

     

    А. Раскин

    «Как папа укрощал собачку» -

    чтение

    Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

    - учить:

    - понимать образное содержание произведения;

    - понимать главную мысль рассказа;

    - связно передавать содержание произведения;

    - воспитывать любовь к животным.

     

    ОКТЯБРЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

              

               Ш. Перро

    «Мальчик – с пальчик» -

    рассказывание сказки.

    Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

    - учить осмысливать характеры персонажей;

    - формировать образность речи, понимание образных выражений;

    - развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

     

    Н. Гернет и Д. Хармс

    «Очень – очень вкусный пирог» -

    работа по содержанию стихотворения.

    Учить чувствовать ритм стихотворения;

    - эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

    - развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;

    -побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

    Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 32, с. 115

     

     

    А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

     

     

    Познакомить с творчеством великого русского поэта;

    - расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

    - вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

    - учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»;

    - развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

    - воспитывать любовь к природе.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168.

     

    Фольклор народов мира

    «Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

    песенка

    Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

    - учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

    - формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

    - воспитывать любовь к устному народному творчеству.

     

    НОЯБРЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

    «Медведко» -

    чтение рассказа.

    Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

    - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

    - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

    - развивать интерес к любой книге.

    - формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

     

     

    «Что за прелесть эти сказки!»

     

    Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

    - помочь в своеобразие их языка;

    - вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

    («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

    - воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

     

    И. Суриков

    «Зима» -

    работа по содержанию стихотворения.

    Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

    - упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

    Лит-ра: О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

     

    Ознакомление с новым жанром – басней.

    «Стрекоза и муравей» -

    чтение басни

    И.А. Крылова.

    Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

    - подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

    - воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

    - понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181.

     

    ДЕКАБРЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    Знакомство с творчеством

    С. Михалкова.

    «Ошибка» -

    чтение басни.

    Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

    - формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

    - продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

    - воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216.

     

    «Семь Симеонов – семь работников»,

    обр. И. Карнаухова -

    чтение русской народной сказки.

    Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

    - повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

    - учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

    - развивать умение пересказывать сказку по плану;

    - формировать образность речи, понимание образных выражений.

     

    Г. Скребицкий

    «Как галчонок есть научился» -

    пересказ произведения.

    Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

    - развивать выразительность речи;

    - воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

    Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195.

     

    Стихотворения к новогоднему празднику -

    работа по содержанию стихотворений.

    Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

    - формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

    - развивать поэтический слух;

    - воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

    ЯНВАРЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

    обрядовые песни.

     

    Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

    - продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

    - учить понимать главную мысль песен;

    - раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

     

    «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

     

    Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

    - развивать творческое воображение;

    - воспитывать любовь к русским народным сказкам.

     

    Г. Скребицкий

    «Как белочка зимует» -

    пересказ рассказа.

    Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

    - понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

    - подбирать по смыслу глаголы;

    - учить пересказывать текст рассказа;

    - прививать любовь к животным и заботу о них.

    Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.

    С. Маршак

    «Кошкин дом» (отрывки) -

    чтение в лицах.

     

    Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

    - отвечать на вопросы по содержанию;

    - определять настроение, выраженное в стихотворении;

    - читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;

    -сочувствовать героям стихотворения, переживать.

    ФЕВРАЛЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

    «Гадкий утенок» -чтение сказки.

     

    Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

    - учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

    - формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

    - развивать речетворческие способности детей;

    - воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

    Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.

    Л. Фадеев

    «Зеркало в витрине»

    чтение стихотворения.

    Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

    - развивать интерес к художественной литературе;

    - чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

     

    П. Воронько

    «Лучше нет родного края» -

    работа по содержанию стихотворения.

     

    Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

    - участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

    - выразительно читать стихотворный текст;

    - воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

    - воспитывать любовь к родному краю.

    Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122.

     

    С. Алесеев

    «Первый ночной таран» -

    пересказ рассказа.

    Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

    - развивать навыки пересказа литературного текста;

    - учить применять в речи образные выражения, сравнения;

    - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

            

             С. Топелиус

    «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

     

    Учить различать жанровые особенности рассказа;

    - осмысливать содержание прочитанного;

    - связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

    - формировать оценочное отношение к героям сказки.

    МАРТ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    С. Маршак

    «Перчатки» -

    работа по содержанию стихотворения.

    Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

    - помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

    - упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

    - развивать образность речи.

     

    Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

     

    Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

    - учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

    - воспитывать любовь к природе.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192.

     

    «Айога» -

    чтение нанайской сказки.

     

    Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

    - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

    - учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

    - воспитывать отрицательное отношение к лени.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105.

     

    «Снегурочка» -

    рассказывание русской народной сказки.

    Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

    - развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

    - закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

    - воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.

     

    И. Крылов

    «Ворона и лиса» -

    чтение басни.

     

     

    Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

    - учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

    - обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

    - развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

    - воспитывать честность и доброту.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202.

    АПРЕЛЬ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    Н. Носов

    «Автомобиль» -

    чтение рассказа.

    Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

    - учить оценивать поступки героев;

    - развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

    - воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

    - учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

     

    М. Зощенко

    «Великие путешественники» -

    пересказ рассказа.

    Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

    - учить определять характер персонажей;

    - связно пересказывать литературный текст;

    - развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

    В. Орлов

    «Ты лети к нам, скворушка…» -

    работа по содержанию стихотворения.

     

    Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

    - формировать умение читать поэтическое произведение в лицах;

    - побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

    - прививать любовь к природе.

     

    Ознакомление с малыми фольклорными формами.

     

     

    Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

    - учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

    - уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164.

    МАЙ

    Тема занятия

    Программные задачи

     

    С. Маршак

    «Откуда стол пришел?» -

    работа по содержанию стихотворения.

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

    - развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

    - учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

    - формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

    - развивать память и внимание.

    Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36

     

    А. Твардовский

    «Рассказ танкиста»

    - чтение рассказа.

    Расширять знания детей о защитниках Отечества;

    - уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

    - развивать воображение, поэтический вкус;

    - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

    Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 215.

     

    М. Михалков

    «Лесные хоромы» -

    чтение сказки.

     

    Познакомить детей с авторской сказкой;

    - помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

    - научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

    - развивать пантомимические навыки;

    -   учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.

     

    В. Драгунский

    «Друг детства» -

    чтение рассказа.

     

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

    - закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

    - осмысливать значение образных выражений.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223.

     

    Итоговая литературная викторина.

     

    Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

    - закрепить знания о малых фольклорных формах.

    Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205



                                                         

                                         

                                                 

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе "Как научиться добрыми нам быть"

    Конспект занятия по произведению Шела Сильверстайна "Щедрое дерево". Цель занятия научить детей давать оценку своим и чужим поступкам. Уметь анализировать их....

    Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"

    Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

    Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

    Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС" по развитию речи в старшей группе

    Для лучшего и интересного ознакомления детей с народным фольклором (пословицами и поговорками) я разработала это занятие с элементами театрализации....