развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа (старшая группа) по теме

В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Программные задачи:

- учить детей определять цвет, форму, размер предметов, используя зрительное восприятие;

- учить детей концентрировать свое внимание на предметах, совершенствовать у детей непроизвольное внимание;

- учить детей опираться на свою тактильную память;

- учить детей видеть существенные признаки предметов;

- развивать у детей фантазию, воображение.

Лексические темы

Специально-организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Овощи

1. Познавательное занятие: «Что растет на грядке?»

2. Развитие речи: «Выросли в огороде загадки».

3. Рисование: «Мой любимый овощ».

4. Лепка: «Что нам осень принесла?»

5. Аппликация: «Выросли на грядке вкусные загадки».

6. Конструирование: «Осенний натюрморт».

-Чтение Н. Носов «Огурцы»

-Заучивание стихотворений и загадок по теме; - Рассматривание иллюстраций по теме.

-Игры малой подвижности: «Урожай», «Овощи», «Наша грядка».

- Пальчиковая игра: «Хозяйка однажды с базара пришла»

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Волшебный мешочек», «Экскурсия в огород», «Тишина».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Корректор», «Найди отличия», «Путаница».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Повторяй», «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Маленькая хозяйка», «Положи картинку на свое место».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает – не бывает», «Сравнение», «Словесные модели».

С/р. Игра: «Овощной магазин»

С/р ситуация: «Дом. На кухне».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра : «Азбука витаминов».

Конструктивная деятельность.

Человек. Части тела.

1. Познавательное занятие: «Из чего сделаны наши девчонки и мальчишки?».

2. Развитие речи: «Мои части тела».

3. Рисование: «Мы гуляем на прогулке».

4. Лепка: «Свет мой зеркальце, скажи…».

5. Аппликация: «Из бумажного листочка сделай ты себе дружочка».

6. Конструирование: «Разноцветные человечки».

-Чтение: Л. Квитко «Бабушкины руки», «как ежик шубу менял».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Карлики и великаны».

- Пальчиковая игра: «Наши пальчики играли».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Найди по цвету», «Тишина». «Определи на ощупь».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди отличия», «Корректор», «Сделай так же».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Художник», «Что изменилось?».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Ассоциации», «Волшебные очки».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Сравнение», «На что похоже», «Говори наоборот».

С/р. игра «Больница».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Мое тело», «Валеология».

Моделирование тела человека из конструктора.

Октябрь

Программные задачи:

- учить детей пользоваться слуховым и тактильным восприятием; продолжать учить детей пользоваться зрительным восприятием при обследовании предметов;

- учить детей концентрировать зрительное и слуховое внимание на объектах;

- учить детей использовать смысловую память, в процессе запоминания нового материала;

- учить детей умению обобщать и классифицировать предметы;

- учить детей гибкости мыслительной деятельности, свободы и спонтанности поведения, умения работать в группе.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Фрукты

1. Познавательное занятие: «Что выросло в саду?».

2. Развитие речи: «Какой прекрасный фрукт».

3. Рисование: «Самая полезная пища».

4. Лепка: «Яблоки и груши».

5. Аппликация: «Фрукты в вазе».

6. Конструирование: «Корзинка урожая».

-Чтение Г. Сергеев «Яблоко».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Яблоня», «Еж с яблоком».

- Пальчиковая игра: «Компот».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Разложи по кучкам», «Найди по цвету», «Ищи свой домик».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Сравни фрукты», «Найди отличия», «Узнай, что это?».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Дощечки», «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Наоборот», «Найди ошибку», «Составь фрукт».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «На что похоже?», «Найди и назови», «Скажи, как надо».

С/р. игра «Магазин фруктов», «Больница».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Что, где растет?», «Домино», «Азбука витаминов».

Конструктивная деятельность

Деревья. Лес.

1. Познавательное занятие: «Почему деревья осенью раздеваются?».

2. Развитие речи: «Золотая осень».

3. Рисование: «Осеннее дерево под ветром и дождем».

4. Лепка: «Осенний листок».

5. Аппликация: «Ковер осенних листьев».

6. Конструирование: «Осеннее дерево».

-Чтение: Л.Н.Толстой «Дуб и орешник»

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Дождик», «Листья».

- Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери пирамидку», «Сделай так», «Имитация звуков голосом».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Что это?», «Найди одинаковые деревья».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни картинку», «Немые», «Изобрази дерево».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Назови одним словом», «Продолжи ряд».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Разрезные картинки», «На что похоже?»

С/р. игра «Пикник в парке».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Как зовут тебя деревце?».

Конструктивная деятельность.

Все виды продуктивной деятельности.

Осень.

1. Познавательное занятие: «Отчего осень бывает золотой?».

2. Развитие речи: «Что мы знаем об осени?»

3. Рисование: «Ходит-бродит осень».

4. Лепка: «Сказочный лес».

5. Аппликация: «Осень золотая».

6. Конструирование: «Осенние цветы».

-Чтение И. Токманова «Осень».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Листья», «Дождик».

- Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Вышел дождик погулять».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери пирамидку», «Найди игрушку». «Зашиваем ковер».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Кодирование», «Что это?», «Сделай так».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Прогулка в картинках». «Лото», «Кто запомнил?».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Танграмм», «Классификация», «Сравнение понятий».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Отгадай предмет», «Сложи квадрат».

С/р. игра : «Прогулка по лесу».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Времена года».

Конструктивная деятельность

Перелетные птицы.

1. Познавательное занятие: «Чем птицы осенью питаются?».

2. Развитие речи: «Перелетные птицы».

3. Рисование: «В небе, курлыча, летят журавли».

4. Лепка: «Птицы в стаи собираются».

5. Аппликация: «Лебеди».

6. Конструирование: «Осенние фантазии».

-Чтение: К. Ушинский «Гусь и журавль», «Ласточка».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме. - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Ласточка», «Гуси-лебеди».

- Пальчиковая игра: «Ласточка».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Белый лист», «Узнай, что изображено», «Расскажи о птице».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди отличия». «Сделай так же», «Корректор».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запоминаем вместе», «Лото», «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Сравнение понятий», «Домики»,

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Словесные модели», «Отгадай птицу», «Волшебные кляксы».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Где живет птица?».

Конструктивная деятельность

Изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь

Программные задачи:

- учить детей анализировать строение предметов с помощью схематического изображения, развивать внимание и самоконтроль.

- продолжать учить использовать логичность и обоснованность мыслительных действий;

- развивать фантазию, творческое воображение.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Мебель в доме.

Воспитатель.

1. Познавательное занятие: «Из чего делают мебель?»

2. Развитие речи: «В мебельном магазине»,

3. Коррекционное занятие.

4. Конструирование: «Моя комната».

-Чтение рус  нар  сказок : «Теремок», «Заюшкина избушка».

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Пальчиковая игра: «Много мебели в квартире».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Сравнение и различение понятий», «Домики».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Колумбово яйцо», «Названия», «Коллективное рисование».

- Рисование по клеточкам;

- Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу

С/р. игра: «Магазин мебели», «Дом».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «мой дом», «Домик для Барби»..

Конструктивная деятельность.

Изготовление мебели для игры «Дом».

Учитель-дефектолог.

1.Познавательное занятие: «Моя комната».

Моя семья.

Воспитатель

1. Познавательное занятие: «Кто рядом со мной живет».

2. Развитие речи: «Моя семья».

3. Коррекционное занятие.

4. Конструирование: «Рамка для семейной фотографии».

-Чтение Л. Толстой «Внучка и бабушка»,  В. Осеева «Косточка».

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Пальчиковые игры: «У нас большая семья»,  «Кап, кап, кап».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Что не верно?», «Маленькая хозяйка», «Работаем с сюжетом».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Сравнение», «Разрезные картинки», «Говори наоборот».

- Рисование по клеточкам;

- Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу

С/р. игра: «Дом». «Семья», «Дочки-матери».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Кто в доме живет?», «Один дома».

Конструктивная деятельность

Учитель-дефектолог

1.Познавательное занятие: «Мама, папа, я – вся моя семья».

Домашние птицы.

Воспитатель

1. Познавательное занятие: «Что за существа – птицы?».

2. Развитие речи: «На птичьем дворе»,

3. Коррекционное занятие.

4. Конструирование: «Петушок».

-Чтение «Гадкий утенок».

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Пальчиковая игра: «Хозяюшка»,

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Назови одним словом», «Отвечай быстро», «Ассоциации».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Разрезные круги», «Танграмм», «Словесные модели».

- Рисование по клеточкам;

- Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу

С/р. игра: «Дом».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Чей малыш?», «Большие и маленькие».

Конструктивная деятельность

Учитель-дефектолог

1.Познавательное занятие: «Кто живет во дворе?».

Профессии.

Воспитатель

1. Познавательное занятие: «Моя работа».

2. Развитие речи: «Кем я хочу быть?».

3. Коррекционное занятие.

4. Конструирование: «Мой инструмент».

-Чтение: С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»,  Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Пальчиковые игры: «Что принес нам почтальон?», «У нас семья большая».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Волшебные кляксы», «Кому что?».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает – не бывает», «Скажи, как надо», «Полоски».

- Рисование по клеточкам;

- Выкладывание из счетных палочек рисунков по образцу

С/р. игры: « Почта», «Ателье», «Больница»,  «Магазин».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Кем быть?», «Профессии».

Конструктивная деятельность

Учитель-дефектолог

1.Познавательное занятие: «кем работают мои родители?».

Декабрь

Программные задачи:

- закреплять у детей умения использовать все анализаторы для целостного восприятия предметов;

- закреплять умения детей концентрировать свое внимание на предметах, наблюдательность;

- учить детей опосредованному, осмысленному запоминанию; закреплять умения использовать разные виды памяти в своей деятельности;

- продолжать учить использовать логичность и обоснованность мыслительных действий;

- развивать фантазию, воображение.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Зима

1. Познавательное занятие: «Что бывает зимой?»

2. Развитие речи: «Что нам нравится зимой?».

3. Рисование: «А снег идет, а снег идет».

4. Лепка: «Снег метлою разгребая, идет баба Снеговая».

5. Аппликация: «Идет волшебница зима».

6. Конструирование: «Белая береза под моим окном».

-Чтение: И. С. Никитин «Встреча зимы», Тружнева «Первый снег».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Снеговик».

- Пальчиковая игра: «Елочка».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи на ощупь», «Ритм», «Ищи свой домик».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Найди отличия», «Корректор».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Художник», «Повторяй звук», «Дощечки».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Говори наоборот», «Ассоциации», «Отгадывание небылиц».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Расскажи стихотворение руками», «Придумай загадку», «Отгадай портрет».

С/р. игра «Путешествие в лес».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «Времена года».

Конструктивная деятельность

Режиссерская игра «12 месяцев».

Зимующие птицы

1. Познавательное занятие: «Какие птицы с нами зимуют?».

2. Развитие речи: «Зимующие птицы».

3. Рисование: «Длиннохвостая сорока».

4. Лепка: «Воробьишка по  снегу прыг, прыг».

5. Аппликация: «Синичка – невеличка».

6. Конструирование: «Сорока – Ворона».

-Чтение Яшин «Покормим птиц»,

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Воробей».

- Пальчиковая игра: «Кормушка».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Разложи по кучкам», «Ищи свой дом», «Назови изображение».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Чей силуэт?», «Найди отличия», «Разведчики».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Шкафчики».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Назови одним словом», «Ассоциации», «Бусинки».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Необычные  картинки», «Скажи, как надо», «Названия».

С/р. игра  «Прогулка в зимний лес».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Угадай птицу», «Собери птиц».

Конструктивная деятельность

Одежда. Обувь.

1. Познавательное занятие: «Для чего нам обувь?».

2. Развитие речи: «Я люблю одеваться».

3. Рисование: «Магазин одежды».

4. Лепка: «Красивое платье».

5. Аппликация: «Две сестрички-рукавички».

6. Конструирование: «Валенки, валенки не подшиты стареньки».

-Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Помощники».

- Пальчиковая игра: «Новые кроссовки».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Сравни предметы». «Узнай, что изображено», «Найди предмет по цвету».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Что перепутал художник?», «Линии»,  «Запрещенное движение».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Запоминаем вместе».

-Игры и упражнения на развитие мышления:  «Сравнение и различение понятий», «Вербальные аналогии», «Работаем с сюжетом».

-Игры и упражнения на развитие воображения:  «Когда это бывает?», «Необычная одежда», «Сложи квадрат».

С/р. игра «Магазин одежды», «Ателье».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «Шьем платье кукле».

Конструктивная деятельность

Новый год.

1. Познавательное занятие: «Как нам весело зимой».

2. Развитие речи: «Сказка для деда мороза».

3. Рисование: «Горка крутая, вся ледяная».

4. Лепка: «Снегурочка в длинной шубе».

5. Аппликация: «Елочка в иголочку».

6. Конструирование: «Снеговик».

-Чтение Г. Сергеев «Елка», рус. Нар. сказка «Снегурочка».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Елочка».

- Пальчиковые игры: «Снежок», «Мы во двор пошли гулять».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Почтовый ящик», «Подбери по форме», «Не ошибись».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Найди отличия», «Путаница».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «запоминаем вместе».

-Игры и упражнения на развитие мышления: « кому что надо?», «Составь фигуру», «Найди ошибку».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграм»,  «коллективное рисование»,  «найди и назови».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Конструктивная деятельность

Январь

Программные задачи:

- развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное восприятие;

- учить детей осознанно переключать свое внимание между объектами; развивать зрительное внимание;

- развивать у детей слуховую, зрительную и тактильную память;

- развивать у детей наглядно-действенное мышление; формировать  у детей наглядно-образное мышление;

- развивать  побуждения к творческим проявлениям.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сказки.

1. Познавательное занятие: «Что такое сказка?».

2. Развитие речи: «Сочиняем сказку вместе».

3. Рисование: «Заюшкина избушка».

4. Лепка: «Теремок».

5. Аппликация: «»Сказочный лес».

6. Конструирование: «Мишка косолапый».

-Чтение Васнецов «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Сказка Теремок».

- Пальчиковая игра: «Хозяйка однажды с базара пришла».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Звуковые загадки», «Ищи свой дом», «Разложи по кучкам».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Чей силуэт?»,  «Найди отличия», «Запрещенное движение».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний», «Вербальные аналогии», «Ассоциации».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Говори наоборот», «Шоколадная страна».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра: «Мои любимые сказки».

Конструктивная деятельность

Просмотр мультфильмов – сказок.

Режиссерские игры.

Животные севера и жарких стран.

1. Познавательное занятие: «Северное царство».

2. Развитие речи: «А в Африке на речке Лимпопо».

3. Рисование: «На крайнем Севере».

4. Лепка: «Слоненок».

5. Аппликация: «Тигр».

6. Конструирование: «Северное сияние».

-Чтение Б. Житков «Про слона», Л. Крылов «Обезьяна».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Кенгуру»,  «Обезьянка».

- Пальчиковая игра: «Где обедал воробей?».

-Игры и упражнения на развитие восприятия:: «Волшебный мешочек», «Сделай по образцу», «Ритм».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Сравни животных», « Найди по цвету».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Дощечки», «Повторяй звук», « запрещенное слово».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди закономерности».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «На что похоже?», «Необычное животное», «Дорисуй».

С/р. игра «Зоопарк», «Прогулка в Африку».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Конструктивная деятельность

Просмотр документальных фильмов по теме.

Февраль

Программные задачи:

- продолжать развивать у детей все виды восприятия;

- продолжать развивать у детей умение осознанно переключать свое внимание;

- продолжать развивать у детей умение использовать все виды памяти в обыденной жизни;

- продолжать формировать навыки использования наглядно-образного мышления;

- продолжать развивать творческое воображение, фантазию.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Домашние животные

1. Познавательное занятие: «Наши младшие друзья».

2. Развитие речи: «Как собака друга искала».

3. Рисование: «Распишем лошадку».

4. Лепка: «Гоп, гоп, гоп – конь живой».

5. Аппликация: «Идет коза рогатая».

6. Конструирование: «Три поросенка».

-Чтение  С. Маршак «Усатый – полосатый», Л. Толстой «Котенок». Н. Носов «Живая шляпа».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Теленок».

- Пальчиковая игра: «Хозяюшка».

-Игры и упражнения на развитие восприятия:  «Ритм», «Определи на ощупь»,Ю «Подбери по форме».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Кодирование», «Линии», «Найди отличия».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Словесный портрет», «Кто изчез из круга?»,  «Немые».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики и флажок», «Отвечай быстро», «Вербальные аналогии».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Названия», «Необычное животное», «Создай и имя дай».

С/р. игра «В деревне».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Наши животные», «Лото», «Золотой петушок».

Конструктивная деятельность.

Просмотр мультфильмов про животных.

Дикие животные

1. Познавательное занятие: Лесные жители».

2. Развитие речи: «Кито в лесу живет?».

3. Рисование: «Животные в лесу».

4. Лепка: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной».

5. Аппликация: «Мишка косолапый по лесу идет».

6. Конструирование: «Волчок – серый бочок».

-Чтение: Н.Сладков «Белка и медведь», С. Козлов «как Ежик с Медвежонком протирали звезды».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «У медведя во бору»,

- Пальчиковая игра: «Белка», «Лиса».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай, что изображено», «Сравни животных», «Тишина».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Путаница», «Лабиринты», «Найди отличия».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Художник», «Кто исчез?», «Повторяй».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики», «Найди ошибку», «Ассоциации».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграм», «Говори наоборот», «Расскажи стихотворение руками».

С/р. игра «Прогулка в лес».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игры: «Чей малыш?», «Большие и маленькие».

Конструктивная деятельность

Режиссерская  игра: «Заюшкина избушка».

Родина. Город.

1. Познавательное занятие: Защитники страны».

2. Развитие речи: «Кто Родину защищает?».

3. Рисование: «Самолеты летят сквозь облака».

4. Лепка: «Я – солдат».

5. Аппликация: «Плывет, плывет кораблик».

6. Конструирование: «Мой город – мой дом».

-Чтение: Б. Житков «Красные командиры»,  К. Ушинский «Наше Отечество», Л. Кассиль «Москва».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Пограничник».

- Пальчиковая игра: «Праздник».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай, что изображено», «Музыка и ритм», «Ищи свой дом».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Путаница», «Найди отличия»,  «Лабиринты».

-Игры и упражнения на развитие памяти:  «»Расставь по порядку», «Изобрази чувства», «Лото».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Маленькая хозяйка», «Найди ошибку».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает не бывает», «Шоколадная страна», «Разрезные круги».

С/р. игра «Автобус».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «На дороге».

Конструктивная деятельность

Рассматривание фотовыставки «Мой город».

Самостоятельные игры с использованием макета города.

Транспорт.

1. Познавательное занятие: «Транспорт, какой он?».

2. Развитие речи: «Мой транспорт».

3. Рисование: «Самая красивая машина».

4. Лепка: «Грузовая машина».

5. Аппликация: «Самолет летит, летит».

6. Конструирование: Автобус».

-Чтение: К. Аран «Едим, плаваем, летим»,  С. Сегом «Машины нашей улицы».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Мчится поезд», «Шофер».

- Пальчиковые игры: «Самолет», «Летчик», «Теплоход».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Найди транспорт», «Подбери по форме», «Ритм».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Что изменилось?», «Лабиринты», «Путаница».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни картинку», «Слушай и повторяй», «Прогулка в картинках».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь фигуру из палочек», «Кому что?», «Ассоциации».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Отгадай предмет», «Бывает – не бывает», «Волшебные кляксы».

С/р. игры: «Автобус», «Поезд».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «Законы улиц и дорог».

Конструктивная деятельность

Просмотр мультфильмов о транспорте.

Март

Программные задачи:

- совершенствовать у детей зрительное восприятие; продолжать развивать слуховое и тактильное восприятия;

- продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, учить распределять свое внимание между предметами;

- совершенствовать у детей наглядно-образную память, продолжать развивать словесно-логическую память;

-  совершенствовать у детей наглядно-действенное мышление, развивать наглядно-образное мышление;

- продолжать развивать фантазию, творческое воображение.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Весна.

1. Познавательное занятие: «Что весной бывает?».

2. Развитие речи: «Пришла весна, отворяй ворота».

3. Рисование: «Моя мама самая лучшая».

4. Лепка: «Цветок для мамы».

5. Аппликация: «Мамочке любимой подарок подарю».

6. Конструирование: «Пробуждение весны».

-Чтение:  СА. Вангели «Подснежники», В. Бианки «Три весны».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Подснежники».

- Пальчиковая игра: «Мы во двор пошли гулять».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Собери по образцу», «Найди предмет по цвету», «Разложи по кучкам».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Запрещенное движение», «Корректор», «Путаница».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни порядок», «Шкафчики», «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Кому что надо», «Назови одним словом».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Когда это бывает?», «Говори наоборот», «Сравнение».

С/р. игра «Дочки – матери».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «Времена года».

Конструктивная деятельность

Просмотр мультфильма «12 месяцев».

Посуда.

1. Познавательное занятие: «Для чего нужна еда?».

2. Развитие речи: «Хлеб – всему голова».

3. Рисование: «Чудо-ложка».

4. Лепка: «Продукты для магазина».

5. Аппликация: «Украшение для подноса».

6. Конструирование: «Что на кухне?».

-Чтение К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Б. Гримм «Горшочек каши».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Чайник», «Посуда».

- Пальчиковая игра: «Помощники».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Сделай так», «Найди посуду», «Зашей салфетки».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Перепутанные линии», «Сделай так же», «Найди отличия».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Слушай и повторяй», «Что исчезло?»,  «Художник».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Скажи, что неверно», «Бусинки», «Классификация».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Расскажи стихи руками», «Колумбово яйцо», «На что похоже?».

С/р. игры: «Магазин посуды», «Дом».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра  «Варим суп».

Конструктивная деятельность

Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Школа.

1. Познавательное занятие: «Скоро в школу мы пойдем»,

2. Развитие речи: «Собираем портфель».

3. Рисование: «По замыслу»,

4. Лепка: «Школьные принадлежности».

5. Аппликация: «Ты - первоклассник».

6. Конструирование: «Закладки для книг»,

-Чтение: Л. Толстой «Филиппок»,  З. Александрова «В первый класс пришла с цветами Света».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности: «Скоро в школу».

- Пальчиковая игра: «В школу».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Назови предметы, которые видишь», «Подбери по форме», «Найди по цвету».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Сделай так же», «Сей силуэт?», «Найди отличия».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое число», «Какая струна звучит?», «Определи по шагам».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Классификация предметов», «Домики».

-Игры и упражнения на развитие воображения:  «Найди рифму», «Волшебные кляксы», «Придумай историю».

С/р. игра «Школа».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Конструктивная деятельность

Просмотр мультфильма «Витя Малеев в школе».

Апрель

Программные задачи:

-- продолжать отрабатывать у детей умение использовать все виды восприятия в процессе обследования предметов;

- учить детей переключать внимание между предметами; совершенствовать навыки концентрировать и удерживать внимание на предметах;

- продолжать развивать у детей логическое мышление;

- развивать сообразительность, фантазию.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Игрушки.

1. Познавательное занятие: «Игрушки нашей группы»,

2. Развитие речи: «Мой друг детства».

3. Рисование: «Мы милашки – неваляшки»,

4. Лепка: «Моя любимая игрушка».

5. Аппликация: «Пирамидка для малышей».

6. Конструирование: «Магазин игрушек».

-Чтение: С. Маршак «Мяч», «Три товарища», Л. Квитко «Два друга», Е. Серова «Нехорошая история».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры  малой подвижности: «Мячик», «Помоги Андрюшке».

- Пальчиковые игры: «Игрушки», «Ванька-встанька».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Не ошибись, Петрушка», «Кто разбудил Мишку?»,  «Разложи по кучкам».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Рыболов», «Разведчики», «Найди отличия».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Шкафчики», «Запомни порядок», «Что изменилось?».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Составь игрушку», «Домики», «Отвечай быстро».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Найди рифму», «Сложи квадрат».

С/р. игра «Детский сад», «Магазин игрушек».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра «Эволюция игрушек»

Конструктивная деятельность

Космос.

1. Познавательное занятие: «Мы – земляне».

2. Развитие речи: «Космическое пространство».

3. Рисование: «На орбите».

4. Лепка: «Мы – космонавты».

5. Аппликация: «Ракета в космосе».

6. Конструирование: «Планета – Земля».

-Чтение Бородин «Полет в космос», «Первый космонавт».

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игры малой подвижности: «Ракета», «Астроном».

- Пальчиковая игры: «Космонавт», «Ракета и я».

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Ищи свой дом», «Ритм», «Определи на ощупь».

-Игры и упражнения на развитие внимания:  «Сделай также», «Путаница», «Корректор».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Что изменилось?», «Дощечки», «Запомни порядок».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Отгадай предмет», «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Танграмм», «Скажи, как надо», «На что похоже?».

С/р. игра «Полет в космос».

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Конструктивная деятельность

Водный мир.

1. Познавательное занятие

2. Развитие речи

3. Рисование

4. Лепка

5. Аппликация

6. Конструирование

-Чтение

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности

- Пальчиковая игра

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Продолжи ряд», «Найди ошибки», «Изучаем мир вокруг».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Отыскать число», «Не зевай», «Поем вместе».

-Игры и упражнения на развитие памяти: « Учим загадки», «Найди друга», «Расставь по порядку».

-Игры и упражнения на развитие мышления:»Классификация», «Составь рыбу из палочек», «Домики».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Соедини словами», «Воображение», «Волшебники».

С/р. игра

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра

Конструктивная деятельность

Мои зеленые друзья.

1. Познавательное занятие

2. Развитие речи

3. Рисование

4. Лепка

5. Аппликация

6. Конструирование

-Чтение

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности

- Пальчиковая игра

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Белый лист», «Цвета», «Найди игрушку».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Что не хватает?», «Животные», «Найди букву».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Словесный портрет», «Найди друга», «Что я нарисовал».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Несколько прямоугольников», «Покажи, что не подходит», «Ассоциации».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Составь предложение», «Полоски», «Что произойдет?».

С/р. игра

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра

Конструктивная деятельность

Май

Программные задачи

--продолжать совершенствовать все виды восприятия детей (зрительное, слуховое, тактильное);

- продолжать развивать у детей произвольное внимание; 

- продолжать развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную);

- развивать логическое мышление;

- развивать творческое воображение.

Лексические темы

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Насекомые. Цветы.

1. Познавательное занятие

2. Развитие речи

3. Рисование

4. Лепка

5. Аппликация

6. Конструирование

-Чтение

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности

- Пальчиковая игра

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Кто наблюдательнее», «Ритм».  «Раздели круги».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Исправь ошибку», «Да и нет не говорить», «Разведчики».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Расставь по порядку», «Лото», «Воспроизведение рассказа».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Вербальные аналогии»,  «Бусинки».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Соедини слова», «Укрась слово», «Воображение».

С/р. игра

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра

Конструктивная деятельность

Времена года.

1. Познавательное занятие

2. Развитие речи

3. Рисование

4. Лепка

5. Аппликация

6. Конструирование

-Чтение

-Заучивание стихотворений и загадок по теме.

 - Рассматривание иллюстраций по теме.

- Игра малой подвижности

- Пальчиковая игра

-Игры и упражнения на развитие восприятия: «Тишина», «Найди и раскрась». «Кто, чем занимается?».

-Игры и упражнения на развитие внимания: «Поем вместе», «Найди предмет, не похожий на другие», «Алфавит».

-Игры и упражнения на развитие памяти: «Изобрази чувства», «Немые», «Найди букву».

-Игры и упражнения на развитие мышления: «Домики и флажок», «Отвечай быстро», «Говори наоборот».

-Игры и упражнения на развитие воображения: «Бывает не бывает», «Волшебные превращения», «Нарисуй что-нибудь».

С/р. игра

Художественно-продуктивная деятельность детей.

Н/п игра

Конструктивная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В данной статье дается первоначальное представление о процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  при осуществлении  инклюзивного образования в дошкольных образ...

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...

"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...

Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаПодготовила:старший воспитатель и инструктор по физической культуре Титова Ольга Игоревна Смоленск, 2023 год....

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овл...