Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска

Подготовила:

старший воспитатель и инструктор по физической культуре 

Титова Ольга Игоревна 

Смоленск, 2023 год.

 

 Дети с ОВЗ имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны:

- нарушения познавательной активности;

- пониженная работоспособность;

- нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;

- нарушение речевой деятельности;

- плохая координация движений, снижена моторика пальцев рук.

    Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребёнка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребёнка к этому миру вообще и природе в частности.

    Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Дошкольникам нравится ухаживать за растениями и животными, наблюдать за ними. В процессе этого у малышей формируются необходимые понятия об объектах природы, их взаимосвязях.

   Если говорить об особенностях памяти у детей с ОВЗ, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

     Для формирования и развития у дошкольников основ экологической культуры, улучшения памяти, развития воображения, речи был создан  экологический уголок  в детском саду. Уголок  предназначен для проведения обучающих тематических занятий, знакомства с литературой, обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, растениях, лесных обитателях, проведения бесед о природе, ее охране и защите, для самостоятельных наблюдений, игр. Вся информация, которая используется в уголке, помогает привить любовь к природе и показать важность охраны и приумножения ее богатств.                                      

    Мой уголок имеет передвижной характер. Я постоянно меняю в нём экспозиции в зависимости от времени года, от темы беседы. Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года. Если это осень, то в уголке появляются осенние листья, грибы, если – зима, то ставим заснеженную сосну, покрываем «землю» белой тканью. Весна радует нас первыми цветами, лето – ягодами.

      Для предания схожести с настоящим я использую один колодец из папье-маше, а другой  с журчащей водой, зимний город, цветы весенние и летние, разнообразные грибы, насекомые и птицы. Объекты коллекции  безопасны для детей. Каждый раз приобретается более качественный, современный материал.

   Но в уголке отображаются не только сезонные изменения. С детьми средней группы совместно была сделана экспозиция «Лето в деревне». На скотном дворе присутствовало много  домашних животных.

                             

Это помогло закрепить знания у детей о домашних животных и их детёнышах.

   А как нравится детям, когда в зимнем лесу «вырастает» новогодняя ель. Ведь под ней всегда лежат подарки от лесных жителей.

   В группе используются не только горизонтальные плоскости, но и вертикальные поверхности, а также воздушное пространство (подвесные игрушки, композиции).

             

    Опираясь на программу «Обучение с увлечением» и на свой опыт работы я разработала перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в разных группах детского сада. Для планирования работы я использовала форму таблицы, так как она проста в чтении и наглядно отражает направления, задачи, содержание и формы работы, взаимодействие с родителями. Таким образом, целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых, о пользе природы для людей и всего живого.

   Наблюдения, беседы, игры  в экологическом уголке, отражение всего увиденного в рисунках, поделках, аппликации – всё это способствует улучшению памяти, внимания, развитью воображения, повышению уровня знаний об окружающем мире.

     Установление благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, внимания к интересам детей позволяют развить такие качества, как стремление к творчеству, инициативность, осознание собственной значимости, самооценки.