Главные вкладки

    Особый ребенок - левша
    статья по теме

    В данной консультации для воспитателей освящены следующие вопросы: чем отличается ребенок-левша от правши, его особенности, стоит ли переучивать и почему и, конечно же, воспитание и обучение левши.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon levsha_v_pravorukom_mire.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особый ребенок – левша

    Особенности левшей

    Левша отличается от других детей лишь преобладанием правого полушария. При рождении оба полушария у человека одинаковы с точки зрения их функциональности, то есть ребенок рождается с двумя «правыми» полушариями. Лишь со временем происходит «разделение» их функций. Известно, что левое полушарие отвечает за речь, логику и абстрактное мышление, а правое – за музыкальное и художественное творчество, эмоции, образное мышление.

    Толчком для «превращения» одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса трех лет, когда малыш впервые начинает упрямиться и проявлять себя, начинают выявляться различия между лево- и праворукими детьми.

    Для многих леворуких детей характерна недостаточность наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Для них может оказаться сложным срисовать фигуру или ряд фигур. Наряду с отставанием от правшей по некоторым параметрам, у левшей обнаруживается большой словарный запас и объем знаний об окружающем мире. Кроме того, у детей с наследственной леворукостью чрезвычайно высоки компенсаторные возможности мозга, т.е. при недостаточном развитии одних функций лучше развиваются другие.

    Первая трудность, с которой сталкива ется левша, - так называемый «стресс праворукой среды» Левши вынуждены жить в праворуком мире, где все при способления в основном для праворуких. Левши изначально находятся в менее благоприятных условиях. Кро ме того, стрессовым фактором могут оказаться и постоянные напоминания со стороны окружающих; «ты не такой, как все», «тебя в школе дразнить будут», сравнение со сверстниками – «правшами», попытки заставить делать все «так, как надо», т.е. правой рукой. В сознании ребенка-левши быстро откладывается информация: я неправильный, неспособный, не могу все делать так же хорошо, как другие. Такое убеждение способно сформировать у ребенка низкую само оценку. Малыш начинает избегать ситуа ций, связанных с «неудачей», может заб росить любимые занятия.

    Стоит ли переучивать?

    Еще несколько лет назад в отечествен ной педагогике вопрос о выборе руки для письма решался однозначно: всем рабо тать в тетради только правой рукой! Пе реучивали всех без исключения детей, используя самые жесткие меры, не счи таясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем. А между тем, заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой как ведущей не следует. При переучивании мы намерен но создаем ребенку условия для трудно стей и неудач.

    Переучивание левши - это вмешательство в процесс формирования сложных координированных движений, которое может привести к неуклюжести и нелов кости ребенка, так как ребенок вынужден действовать несвойственным ему спо собом. Одновременно это может оказать влияние и на познавательные спо собности малыша. Переучивать леворукого ребенка - зна чит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.

    При переучивании угнетаются функ ции правого полушария, что может при вести к нарушению речевых функций, зрительно-пространственных способ ностей. При этом нередко страдает вни мание, резко снижается темп мысли тельной деятельности. Все это приводит к неустойчивости психической деятель ности и обучения.

    Занимаемся с левшой

    При построении плана коррекционной работы представляется не обходимым выявлять такие индивидуаль ные особенности, так как их учет может оказаться определяющим при выборе пу тей коррекции детских трудностей.

    Довольно часто леворукие дети, не смотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркиров ка левой руки браслетом, часами или чем-либо другим. Дело в том, что фор мирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-вре менных отношений у левшей-дошколь ников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так, значи тельная часть рисунков левшей отлича ется зеркальностью, а положение эле ментов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Работа по формированию рядов требует систе матических занятий и может осуществ ляться в различных в идах деятельности. При этом необходимо обратить внимание на направления ряда - слева направо. Маркированная рука служит ориенти ром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различ ных узоров при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхне го угла по направлению к правому верх нему углу, затем, как бы перейдя на ниж нюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме, как осуществляется письмо и чтение.

    Так же предлагается складывать кубики — от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься деко ративным рисованием, аппликацией, ко торое основано на ряде и чередовании элементов, возможно предложить состав ление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон или банки, бутылки. Украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определен ной последовательности ребенок «пре вращает» их в вазы для цветов.

    Занимаясь с ребенком пересчитыва нием предметов, необходимо также сле дить за лево-правосторонним направ лением ряда. Можно проводить зри тельный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигу ры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

     - ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предме тов), перечисляет их несколько раз, за поминая последовательность;

    - образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из инди видуального раздаточного материала;

    - образец открывается, и проверяет ся правильность выполнения.

    По мере тренированности детей протя женность ряда постепенно растет. Полез но будет предложить ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-пра восторонние направления, можно ис пользовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

    При затруднении восприятия про странственных соотношений (лево-пра во, верх-низ) можно использовать та кие упражнения:

    1.  на различие правых и левых частей тела (показать, где правая или левая рука, нога, правое ухо и глаз; взять пред мет правой или левой рукой).
    2.  на определение пространственного расположения предметов («покажи, что находится справа, слева, вверху или вни зу от тебя» и т.д.)

    Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо учиты вать присущие ему затруднения. При по явлении зеркального написания букв следует с учетом и опорой на знание ин дивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

    При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, про слеживается соблюдение строки. Целе сообразно уделить внимание развитию фонематического анализа: слово пред ставляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреж дению и искоренению ошибок, вызван ных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове (ряда графем) и ошибок на уровне предложения.

    У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, поскольку такой вид работы предполагает одновремен ное решение нескольких задач: необхо димо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста, требует быстрой и точной простран ственной ориентировки, а также выст раиванием ряда этих элементов на сво ем листе (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая ра бота у левши требует большего времени и довольно часто сопровождается воз растанием количества ошибок.

    При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не пос ледовательно в нужном направлении, а справа налево или из середины текста.

    Чтобы избежать таких проблем, внима ние ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентиро ваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок учится самостоятельно выполнять такое вспомогательное дей ствие. Ребенок читает, таким образом, пока не автоматизируется нужное направ ление и темп слежения за строкой.

     Если среди обычных людей левшей - 8 процентов, то среди гениев - 20 процентов. То есть, левши примерно в два с половиной раза одарённее правшей. Так что если ребенок - левша, просто постарайтесь помочь этому маленькому, возможно, гению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов:"Особые дети: "Левша в мире праворуких"

    Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер...

    Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"

    Консультация для родителей "Особые дети: Левша в мире праворуких"...

    «Особые дети: Левша в мире праворуких»

    Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный ха...

    Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.

    Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не луч...

    Консультация для родителей "Особые дети: левша в мире праворуких"

            Леворукость не определяется, как патология  и для беспокойства нет причин.Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его уп...

    Консультация для родителей «Особые дети: Левша в мире праворуких»

    Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество), т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный ха...

    Консультация для родителей «Особые дети: Левша в мире праворуких».

    Консультация для родителей «Особые дети: Левша в мире праворуких»....