Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши. Методические рекомендации для левшей дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Булак Екатерина Леонидовна

Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. На Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол. "Следы" такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" — товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Или, такие словосочетания и выражения "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги", "сходить на лево" и др. В советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 72 Приморского района Санкт-Петербурга

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши.

Методические рекомендации для левшей дошкольников.

 

   

                                                                                            Подготовила:

Воспитатель детей дошкольного возраста.

Психолог. Преподаватель психологии.

Булак  Екатерина Леонидовна

                                                                                                       

                                         

                                   

Санкт-Петербург

2017г.

Особенности развития, воспитания и обучения ребенка левши.

Еще относительно недавно слово «левша» звучало для родителей, как диагноз, поставленные их обожаемому чаду. В школах левшей старались переучить, родителям давали советы, как заставить ребенка все делать «как надо», то есть, правой рукой. К счастью, эти времена канули в лету. Российская педагогика, наконец-то, обратила внимание на то, что за рубежом левшей никто не переучивает, и никакого ущерба от такого подхода не наблюдается. Что же сегодня говорит наука о леворукости? Откуда берутся левши?

Как известно, разные полушария человеческого мозга «отвечают» за разные способы обработки информации. Если левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, а также за речь, то к ведению правого относятся образное мышление, восприятие музыки, художественное творчество. Ученые считают, что новорожденные имеют как бы два «правых» полушария, и только с ростом ребенка одно из них начинает отличаться от другого. Если доминировать начинает правое полушарие, то ведущей становится левая рука, а если доминирует левое — то правая рука. При этом у достаточно большого числа людей оба полушария являются равнозначными, т.е. ни одно не доминирует.

Почему это происходит? Мозг человека состоит из правого и левого полушарий.
Каждое из которых, необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.

Склонность ребенка к доминированию правого полушария чаще всего передается по наследству. Маленькие левши, как правило, имеют «леворуких» родственников. Следует помнить, что леворукость — это отнюдь не патология, не ошибка в воспитании или развитии ребенка. Это просто один из вариантов нормы. И хотя он требует некоторых изменений в подходе к обучению ребенка, не стоит зацикливаться на леворукости вашего малыша. С ним все в порядке.

В каком возрасте ребенок «решает» стать левшой? Большинство исследователей сходятся на том, что это происходит после так называемого «кризиса трех лет». То есть примерно до четырехлетнего возраста малыш может «раздумывать», совершая различные действия то правой, то левой рукой. Однако есть примеры детишек, которые недвусмысленно давали понять родителям, что они левши, уже с пеленок. То есть, брали погремушки, держали ложку или мамину руку только левой рукой. Так что, тут возможны варианты.

Как определить, что ваш ребенок — левша? Если ваш малыш еще совсем маленький, попросите его выполнить несколько действий: закрыть и открыть баночку с крышкой, размотать клубок, собрать пирамидку. При этом обратите внимание, какой именно рукой он совершает активные действия, а какой — только помогает (придерживает, направляет). Детей постарше можно попросить нарисовать, обвести, раскрасить что-либо, при этом становится ясно, какую именно руку они предпочитают. А если ребенок рисует то правой, то левой рукой, посмотрите, какой из них он действует успешнее и точнее. И не забывайте, что на свете немало людей, одинаково легко использующих и правую, и левую руку, так что, ваше чадо вполне может оказаться не левшой, но и не правшой.

Чем отличаются левши от «обычных» детей? Считается, что леворукие детишки отличаются от сверстников, прежде всего, характером. Как правило, они очень ранимы и чувствительны, а также подвержены резким перепадам настроения. Эмоциональность левшей, скорее всего, обусловлена доминированием полушария, отвечающего за образное, а значит, и чувственное восприятие мира. Логика — не их стихия. Левши часто имеют очень богатое воображение, они любят фантазировать. Часто они испытывают некоторые проблемы с речью и правильным произнесением отдельных звуков. Если ваш леворукий ребенок не проявляет особого усердия в раннем обучении чтению или языку, ни в коем случае не настаивайте, не давите на него. Как правило, левши гораздо лучше сверстников рисуют, лепят, а также имеют музыкальные способности и хороший слух. В целом они очень контактны, любознательны и общительны. Однако не забывайте, что из каждого правила бывают исключения, и не ждите, что ваш маленький левша обязательно вырастет музыкантом или художником. Вероятность того, что он сделает карьеру инженера или менеджера, также довольно велика.

Как обучать левшей? Первая, и самая главная рекомендация, которую можно дать педагогам и родителям леворуких детишек: ни в коем случае не переучивайте их насильно! Исследованиями давно подтверждено, что такое переучивание негативно отражается на психике и самооценке ребенка, может вызвать различные неврозы и даже такие заболевания, как энурез. Самое лучшее, что могут сделать родители для успешной адаптации маленького левши к процессу обучения — это во всем поддерживать его. Это очень важно по одной простой причине. Все методики обучения, а также большинство бытовых предметов (например, ножницы) «приспособлены» под праворуких. На сегодняшний день есть специальные товары для левшей, которые давно и успешно продаются в интернет-магазинах. Так что леворукий ребенок будет всегда чувствовать себя уверенно. Необходимо постоянно убеждать и его, и окружающих, что быть левшой — это абсолютно нормально. И не забывать, что повышенное упрямство, эмоциональность и даже экспрессивность левши могут быть связаны именно с доминированием правого полушария. Обращайте все в игру, будьте терпеливы и дружелюбны.

Что касается особенностей школьного обучения, то в первую очередь, возможны проблемы с письмом. Ведь написание букв алфавита рассчитано, естественно, на то, что ручка находится в правой руке. Левша при письме закрывает линию письма левой рукой. Поэтому при обучении левшей письму нельзя требовать от них, чтобы буквы были обязательно написаны с наклоном и непрерывно. Самое удобное положение тетради при письме в этом случае таково: верхний левый угол листа располагается напротив груди, а правый верхний угол «смотрит» вправо. Левое плечо должно быть выдвинуто вперед (тогда как у правшей выдвигается правое плечо). Еще одна сложность связана с тем, что левши гораздо больше праворуких детишек склонны писать «зеркально», разворачивая буквы не в ту сторону. У многих леворуких людей способность писать «зеркальные» тексты, а также без труда их читать сохраняется на всю жизнь.

Как уже было сказано, у левшей также могут возникать проблемы с речью и чтением. Впрочем, это необязательно. Ученые утверждают, что у 70% левшей речевой центр располагается в левом, т.е. «пассивном» полушарии. Именно у этих людей и возникают подобные трудности. Остальные же, случается, обнаруживают свою леворукость не в детстве, а в более зрелом возрасте, и никаких проблем, свойственных «ярким» левшам, не испытывают. Для того чтобы добиться максимальных успехов в обучении леворукого ребенка чему бы то ни было, необходимо максимально использовать возможности его ведущего полушария. Это означает, что при преподавании следует как можно чаще использовать наглядные пособия, таблицы, схемы, зрительные образы. Кроме того, нужно учитывать, что левшам трудно работать в группе, они гораздо успешнее выполняют индивидуальные задания, а также ту работу, для которой необходима интуиция и личная инициатива.

Методические рекомендации для левшей дошкольников.

Для определения этого профиля (т.е. выявления возможного левшества) психологами разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.

Приведем самые простые визуальные тесты.

1. Сложить руки в «замок». Переплетите руки в «замок». Если сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, левой – левша.
2.
Тест «аплодисменты». Поаплодируйте. Ведущая рука окажется сверху.
3.
Скрещивание рук. Поза «Наполеона». Если вы правша, кисть правой руки окажется сверху на левом предплечье. Если вы левша, то кисть левой руки окажется на правом предплечье.
4.
Упражнение «Узелок». Развяжите несколько узелков на веревке. Правша это будет делать правой рукой, левша левой.
5.
Прицел глазом. Закройте один глаз, потом другой. Если точка прицела сместилась, когда вы закрыли правый глаз, то вы правша. Если она сместилась при закрытом левом глазе, вы левша.
Закинуть ногу на ногу.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей.

         К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям.

        При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т.к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

         К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики; навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте:
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.  

            Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

           При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

           При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.                  

         Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы, с помощью которых дети усваивают знания, различны. Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

            Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались, не сформированы в полной мере, как у правшей, так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов.

           Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение. Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

         Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1. Ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2. Перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

3. Образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4. Образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв  в слове и ошибок на уровне предложения.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

           При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает, таким образом, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Упражнение «Ухо-нос» выполняется для активации и синхронизации работы обоих полушарий.

 

Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

_____________________________________________________________________________

Литература:

М.М. Безруких, М.Г.Князева «Если ваш ребёнок левша».

Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова  «Функциональная ассиметрия человека», «Загадки левшей».

И.Макарьев «Если ваш ребёнок- левша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Возрастные особенности развития, воспитания и обучения детей 4 - 5 лет».

Вашему вниманию предлагается конспект проведения первого родительского собрания в группе вновь пришедших детей. Главной темой его является ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и...

Проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет.

В статье затронуты проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет....

Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"

Цель данного семинара-  практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспи...

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС

     Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...

статья "Игра как средство воспитания и обучения ребенка-дошкольника, особенности игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями"

статья "Игра как средство воспитания и обучения ребенка-дошкольника, особенности игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями"...

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа.

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с литературой и развитие речи старшая группа....