Экологическое воспитание дошкольников
материал по теме

Воспитателю детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.  Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера

Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте.

Мои формы и методы работы по воспитанию экологической культуры у детей разнообразны:

- цикл наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке;

- ведение различных календарей;

- занятия (простые и комплексные);

- целевые прогулки, экскурсии;

- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Мною накоплен педагогический опыт по теме: «Экологическое воспитание дошкольников». Мой опыт оценен педагогами городских детских садов и используется в работе с детьми».

- разработаны конспекты занятий по данной теме для разных возрастных групп;

- накоплен методический материал по теме: «Лекарственные растения»;

- картотека по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы».

- иллюстрации, фотографии по теме;

- оформлены дидактические игры по экологическому развитию;

- конспекты этических бесед по экологии: «Ключи от природы»;

- собрана аудиотека «Звуки природы».

В свое работе реализую программу «Детство», раздел «Ребенок познает мир природы» и «Мы».

В результате использования данной программы на занятиях дети учатся гуманному отношению к природе.

Основная цель моей работы – воспитание экологической грамотности у детей.

В соответствии с этим, мною разработан перспективный план по экологическому образованию. В него входит:

- системное строение природы;

- понятие «живое» как основа экологического образования;

- единство живой и неживой природы;

- приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

- единство человека и природы как основы экологического сознания.

Методическое содержание плана построено в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Мною обозначены следующие задачи моей работы:

- развивать умение устанавливать простейшие причинно – следственные и временные связи;

- воспитывать интерес к объектам природы;

- развивать наблюдательность и желание общаться с природой;

- воспитывать познавательный интерес к насекомым, птицам, животным;

- учить находить общие признаки у деревьев и кустарников, развивать умение сравнивать;

- формирование представлений о сезонных изменениях в природе;

- развивать умение анализировать структуру объектов природы (растения и животное);

- формирование знаний о потребностях растений и животных в пище и воде;

-знакомство детей с компонентами трудового процесса;

- воспитание желания участвовать в труде;

- развивать умственную операцию сравнения используя природный материал;

- воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям;

- развивать интерес к жизни птиц;

- знакомство со свойствами воды и т.д.

Процесс воспитания экологической культуры  включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

В своей работе я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости.

Особое внимание уделяю использованию игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса:

- занятия;

- труд;

- наблюдения;

- инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому я использую различные ситуации чтобы расширить его:

- уточняю с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы;

- сравниваю явления, подбираю эпитеты, синонимы.

В систему моей работы с детьми среднего возраста включена разнообразная деятельность с литературными произведениями:

- дети слушают произведения, инсценируют;

- разыгрывают сказки;

- создают иллюстрации.

Особое место здесь отводится работе с произведениями

Е.И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем и собственная изобразительная деятельность детей помогает ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.

В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения

В. Бианки. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экономическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.                                                                

На занятиях и в свободной деятельности мною используются различные виды игр:

- ролевые;

- головоломки

- познавательные;

- пальчиковые;

- словесные- «Кто летает, бегает, прыгает»; «В воде, в воздухе, на земле»;

- настольно – печатные – «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки»;

- предметные – «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке», «Вершки и корешки»;

 - игровые упражнения – «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Найди к цветку такой же».

Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

 Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны.

В работе с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольника использую различные формы:

- родительские собрания;

- родительские конференции;

- консультации, папки – передвижки;

- беседы;

- анкеты;

- викторины.

Организация работы с родителями помогает полноценно и эффективно осуществлять поставленные мною задачи.

В результате моей работы знания у детей устойчивые, систематизированные, дошкольники могут применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Подвижные и дидактические

экологические игры

разных народов

В старину человек отличался поклонением силам природы, уважительным отношением к животным и растениям. В играх люди стремились утвердиться в своих силах и возможностях; преодолеть страх перед некоторыми природными явлениями. Поэтому в их содержании встречаются элементы вольного обращения с природой – подшучивания, поддразнивания, проявления власти над ней.

Для того чтобы содержание игр не противоречило современному взгляду на экологическое развитие детей, я в процессе их объяснения обращаю внимание на реальные связи зависимости, существующие в природе, на взаимоотношения человека и природы.

Якутская игра «Ястреб и утки»

На площадке рисуют два круга – два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «Ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики – в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвостикам, шилохвостики – к ныркам, а те, в свою очередь, перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше» (между двумя озерами), ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

Чувашская игра «Солнце или месяц».

Ребята выбирают двух вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто – «месяцем». «Ты чей?» - спрашивают вожаки у играющих. Ответить надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков, не слышал. Так составляются две команды. После этого по земле проводится черта. Вожаки становятся друг перед другом по обе ее стороны и берутся за руки. За ними, в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команды. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга через черту.

        Бурятская игра «Верблюд и верблюжонок»

Дети выбирают «верблюда» и «верблюжонка», а затем становятся в круг и берутся за руки. Верблюд старается поймать верблюжонка, а тот увертывается, бегая в кругу или за кругом. Ребята помогают верблюжонку: если он в кругу, они не пропускают туда верблюда, если же верблюду удается прорвать цепь, верблюжонка моментально выпускают из круга.

Кабардинская игра «Гуси»

        Дети выбирают «лису» и «пастуха». Остальные – «гуси». Пастух поет песенку:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Это правда?

- Да, да, да!

- Кто вас слышит?

-Кабарда!

По окончании песенки лиса гонится за гусями и ловит их, а пастух старается помешать лисе. Если пастух успеет схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен. Играют до тех пор, пока лиса не переловит всех гусей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...