«Системный подход к экологическому образованию дошкольников»
материал по теме

        В данной работе представлены   теоретическая  и практическая значимость 
многолетней работы дошкольного учреждения, которая заключается в следующем:

- определены и обоснованы принципы содержания экологического образования в дошкольников;
- разработана теоретическая модель регионального  экологического образования  детей, начиная с младшего дошкольного возраста, основанная на взаимодействии педагогов и родителей как равноправных субъектов воспитательного процесса;
- определены формы и методы обеспечения целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, способствующего воспитанию основ экологической образования  дошкольников;
- разработаны методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-

речевому направлению развития детей

№ 40 «Одуванчик»

                                                                                                               Авторы составители:

Кондрашова Елена Викторовна, заведующая МДОУ «Детский сад№40»,

Фадеева Ольга Анатольевна,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       старший воспитатель МДОУ «Детский сад№40»                                                                

   

г. Прокопьевск, 2010год

ВВЕДЕНИЕ

          В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно   актуальна  и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции.  Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

     Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев). К началу 90-х гг. XX в. в отечественной педагогике широко распространяется ориентация на идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности, задачи гуманизации и экологизации образования становятся проблемами государственной политики. Закон РФ "Об образовании" (1992), Указ Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1994), Постановление Правительства РФ "О мерах по улучшению экологического образования населения" (1994) - определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. "Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации" (2000) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования, призванного формировать у гражданина не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки, проблем развития общества, усвоению экологических и этических норм, образа жизни, отвечающего принципам устойчивого развития. В документе предусматривается создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России. Ступени (уровни) системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (2002): "В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации" (раздел IX, ст. 73).

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта  взаимодействия с предметно - природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей  к природе связана с небольшим опытом общения их с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Специфической чертой  экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

           Научно доказано, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период. Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.      

 Авторский коллектив считает, что именно раннее формирование основ экологического образования будет способствовать в дальнейшем решению экологических проблем. Это убеждение и побудило нас заняться разработкой системы  экологического образования, начиная с младшего дошкольного  возраста.

Большинство авторов концентрируют внимание на содержании экологического образования детей, разнообразии методов, форм и приемов работы. Предлагаемый методический материал по экологическому образованию детей от 3 до 7 лет представлен интегрированной системой,  в которой обобщен многолетний опыт работы коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 40 «Одуванчик» г. Прокопьевска Кемеровской области

Большинство авторов концентрируют внимание на содержании экологического образования детей, разнообразии методов, форм и приемов работы. Предлагаемый подход к экологическому образованию является системным. Он предусматривает экологизацию развивающей среды - в этом первая отличительная особенность нашей системы. Второй отличительной особенностью предлагаемой системы экологического образования дошкольников является взаимосвязь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса:  детей, педагогов, родителей. Третья особенность — экологизация всех видов деятельности дошкольников.  

 Материал  построен по концентрическому принципу, с учетом возрастных особенностей и сенситивных периодов развития дошкольников, к нему  прилагаются:  план работы с родителями по проблемам экологического образования; перспективные планы работы по экологическому образованию во всех возрастных группах, тематика которых отвечает требованиям государственного стандарта для дошкольных учреждений и закладывает фундамент для продолжения экологического образования в школе, устанавливая тесную связь и преемственность в целях обучения, задачах, методах и приемах работы с детьми; фотографии, отражающие  наиболее интересные формы работы с дошкольниками (проведение экологических акций, участие в Днях защиты от экологической опасности); план работы городского методического объединения по экологии, которое проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 40» в течение трех лет- с 2006 по 2009 г.г.

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

 ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

     

        Предлагаемая система имеет концентрическую структуру. В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

     Содержание строится  по пяти блокам,  разделенных по видам деятельности:

1 блок – «Природа вокруг нас» - познавательная деятельность;

2 блок – «Сохраним удивительный мир» - просветительские мероприятия;

3 блок – «Живительная сила воды» - исследовательская деятельность;

4 блок – «Человек и природа» - практическая деятельность;

5 блок – «Расти воспитанным» - воспитательная работа (для всех возрастных групп).

Прохождение блоков программы не привязано к определенным месяцам. Тем не менее, в реализации содержания мы придерживаемся принципа сезонности. Все пять блоков раскрываются в каждой возрастной группе, начиная с младшего дошкольного возраста.

                                           

МЛАДШАЯ ГРУППА

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

 сформировать представления о живой и неживой природе, о разнообразии

  живых организмов, о сезонных (осенних,       зимних, весенних, летних)

  изменениях в климате родного края, в растительном и животном мире;  

 учить различать признаки растения (листья, корень, стебель), животного

  (тело, лапы, голова);

 познакомить детей с комнатными растениями в уголке живой природы, с

  отличительными признаками для дальнейшей практической работы по распознаванию, обучить простейшим приемам по уходу за ними;

 расширить представления о домашних животных и их поведении;

 учить идентифицировать человека и животного, находя сходства и различия

  в их потребностях;

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок учится:

- принимать участие в акциях;

- играть в подвижные экологические игры (перечень игр см. в приложении № 1)

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская  деятельность

Воспитатель должен:

развивать умения проводить наблюдения за явлениями неживой и живой

  природы (за солнцем, дождем, листопадом, цветами, за рыбками  в   аквариуме, птицами, домашними животными);

 проводить с детьми элементарные опыты;

 развивать речь: составлять и пересказывать рассказы и сказки о природных

  объектах и явлениях;

 рассматривать с детьми дидактические картинки и иллюстрации о природе

  родного края;

 просматривать видеофильмы;

 вести календарь природы;

 учить рисовать сезонные изменения в природе на занятиях в группе

  карандашами, мелками - во время прогулок;

 рассказывать и читать детскую художественную литературу

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится (ожидаемый результат):

 собирать коллекции семян, камней, осенних листьев;

 оказывать  помощь по уходу за аквариумными рыбками, (другими

   животными) кормить их, мыть кормушки;

 помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке;

поливать растения под руководством взрослого;

 расчищать дорожки от снега;

 кормить птиц во время прогулок;

 участвовать в экскурсиях в парк, зоопарк, природу.

5 блок «Расти воспитанным» - воспитательная работа (для всех возрастных групп)

Воспитатель должен:

 проводить беседы о бережном отношении ко всему живому: растениям,

   животным, человеку;

 • учить детей общепринятым правилам поведения, отрабатывая их в

  модельных ситуациях (в природе, со взрослыми, сверстниками, за столом,

  на улице) с учетом традиций, обычаев, обрядов;

 вырабатывать навыки этического общения с людьми при встрече,

  расставании (благодарить за оказанные услуги, приветливо здороваться,

  прощаться, уступать место, оказывать помощь, проявлять внимание);

 учить детей выслушивать ответы сверстников, не перебивая и не   выкрикивая;

 совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка: формировать

  элементарные представления о добре и зле, скупости и щедрости; поощрять

  проявление положительного эмоционального состояния и чувств к окружающим людям;

 на основе содержания народных сказок знакомить детей с такими качествами сказочных персонажей  как хитрость и простодушие, лень и трудолюбие, проявлением этих качеств у людей;

 развивать эстетическую сферу личности ребенка (разучивать стихи о  временах года, читать рассказы о красоте родного края).                

           

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

 продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в

   неживой и живой природе;

 развивать интерес ко всему живому;

 научить устанавливать связи между неживой и живой природой (перелет

   птиц, строительство гнезд, появление птенцов и т.д.)

 дать представление о наиболее распространенных овощах и фруктах,

   научить различать их;

развивать умения составлять описательные рассказы, последовательные

   изложения, используя в качестве плана - модели картинки;

учить различать, сравнивать, называть часто встречающиеся в данной

   местности виды деревьев, кустарников, травянистых растений;

 дать детям первоначальное представление о чертах приспособленности

   диких животных (заяц, лиса, медведь) к месту обитанию, об их строении

   и повадках;

познакомить детей с животными различных сред жизни: знать название,

   внешний вид, отличительные признаки, условия жизни нескольких

   животных, распространенных в местности;

 расширять представление о себе как о жителе: планеты, страны,

   республики, города; учить называть домашний адрес;

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок может (ожидаемый результат):

- принимать участие в акциях;

- играть в экологические игры

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская  деятельность

Воспитатель должен:

 расширять у детей представления о времени суток на основе наблюдения

   (когда наступает утро, день, вечер, ночь);

 познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра», связывая их с

   деятельностью людей;

 проводить с детьми элементарные опыты;

 развивать умственную операцию «обобщения» и умения            выделять

   существенные признаки;

воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания

   проблемных ситуаций.

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится совместно с воспитателем осуществлять:

 уход за растениями и животными уголка живой природы, за срезанными

   цветами в букетах;

 собирать и запасать семена для зимней подкормки птиц;

 собирать природный материал для поделок;

 изготавливать сувениры, игрушки из природного материала;

 лепить и рисовать живые и неживые тела природы;

 помогать воспитателю в уборке сухих листьев (снега) на участке, посыпать

   дорожки песком.

                    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

 продолжить работу по формированию у детей представлений о сезонных

   изменениях в неживой и живой природе; об отличительных признаках

   времен года;

развивать умения по          составлению описательных       рассказов с

   использованием иллюстраций;

на основе элементарных представлений о фотосинтезе как источнике

   насыщения планеты кислородом, формировать убежденность в

   необходимости охраны растений;

 на основе знаний о взаимосвязях в природе доказывать необходимость

   бережного отношения к окружающему миру, а также зависимость человека

   от природы;

закреплять умения по распознаванию деревьев (по листьям и коре),

   кустарников (по цвету стволов, форме листьев), травянистых растений

   данной местности;

проверять умения детей различать признаки и условия жизни в обитателей

   воздушной, водной и наземной среды;

 развивать умения отмечать добро и зло, честность и лживость, эгоизм и

   чувство сотрудничества, и на этой основе способствовать формированию

   положительных черт характера: доброты, сотрудничества, честности и т.д.

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок может (ожидаемый результат):

-участвовать в конкурсе «На лучший осенний букет и его название»,

-участвовать в выставке «Дары осени»,

-участвовать в акциях «Берегите воздух почву и полезные ископаемые»,

 «Берегите воду», «Живой родник», «Грачи прилетели», «Берегите первоцветы»,

- играть в экологические игры.

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская  деятельность

Воспитатель должен:

-сформировать у детей представление о солнце, воздухе и воде как источниках жизни на Земле (составление модели цепей питания растений, оформление панно «Мы жители Земли», составление макета почвы под стеклом);

- развивать знания о временах года;

-сформировать представление детей о биоценозе леса, водоема (создание модели «Леса», «Водоема» совместно с детьми, оформление страниц «Жалобной книги природы»,

- поощрять инициативу детей к проведению наблюдений, учить    самостоятельно прислушиваться к звукам природы, видеть ее красоту (оформление альбома «Наше дерево», работа  с макетами «Экологической тропы»);

-закреплять весь материал через развлечения «Вместе весело шагать», праздники «Разноцветная осень», «Волшебная вода», «Белая страница зимы», «День рождения Земли», недели творчества «Новоселье птиц», «Дни защиты от экологической опасности».

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится:

- ухаживать за растениями и животными уголка живой природы;

- составлять осенний, зимний, весенний букеты к праздникам «Дары

   природы», «Новому году», «8 марта» и т.д.

- вести календарь природы;

- собирать и запасать семена для зимней подкормки птиц;

- собирать природный материал для поделок;

- изготавливать сувениры, игрушки из природного материала;

- помогать воспитателю в уборке сухих листьев (снега) на участке, посыпать

   дорожки песком;

- готовить почву к посеву, сажать и пересаживать комнатные растения;

- создание охранных знаков;

- подготовка растений к зимним условиям.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Реализация данной системы экологического образования МДОУ «Детский сад №40» осуществляется по следующим этапам.

I   ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ          ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

       Содержание:                          

  1. Первичная  диагностика экологической воспитанности детей;
  2. Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
  3. Изобразительная деятельность экологической тематики;
  4. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
  5. Обучение детей труду по уходу за растениями и животными;
  6. Развитие речи (составление рассказов о природных явлениях – по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта, описательных загадок, придумывание экологических сказок, эстетические беседы);
  7. Формирование обобщенных представлений о природе (Обобщающее наблюдение, обобщающая беседа);
  8. Классификация представлений о природе (беседы  с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры на классификацию).

                   

II  ЭТАП -ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ

Содержание:

  1. Текущая диагностика
  2. Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна;
  3. Целевые прогулки в природу;
  4. Игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные, драматизации);
  5. Рассказ воспитателя, чтение детской литературы;
  6. Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
  7. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней;
  8. Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
  9. Опыты, поисковая деятельность;
  10. Труд в уголке природы и на участке;
  11. Просмотр видеофильмов;
  12. Работа с модулями;
  13. Ведение календарей природы, дневников наблюдений;
  14. Различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  15. Создание книг – самоделок;
  16. Экологические досуги и праздники.

III   ЭТАП  - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Содержание:

  1. Итоговая диагностика
  1. Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованная деятельность и т.д).

IV   ЭТАП   - СТАБИЛИЗАЦИЯ   ДОУ   КАК  ЕДИНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА  ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ, СОЦИУМА.

Содержание:

  1. Оформление результатов диагностики экологической воспитанности детей.
  2. Пропаганда и распространение передового педагогического опыта.
  3. Планирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.
  2. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
  3. Бобылева Л., Бобылева О. Жалеть надо уметь//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр.42.
  4. Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1985.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под.ред.Виноградовой А.М. Москва, Просвещение,1989.
  6. Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.        
  7. Глуздаков Э.И. Берегите зеленых друзей. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1984.        

18.Гуральчук Л. Удивительные странички//Дошкольное   воспитание. 1995, №7, стр.17; №8 стр.28.

20.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. Москва, Просвещение, 1990.        

21.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1988.

23.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45.

24.Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.42.

25.Кондратьева Н.Н.  и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

28.Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.

30. Куровский В.Н., Программа для дошкольных образовательных учреждений: Непрерывное экологическое образование.,Изд-во ТГУ,2004г

34.Левана Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 49..

35. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Новый подход в экологическом образовании дошкольников»

В экологическом образовании дошкольников необходима смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую  экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учрежде...

Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...

Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"

сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...

«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Пусть будет в человеке все прекрасно.И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и с собоюНа свете чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души! Мир природы удивит...

«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников»

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эст...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...