ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ
материал по теме

Редкозубова Людмила Сергеевна

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте,  уважаемые коллеги и гости!

Слайд 1.

Тема моего выступления – «Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении».

     Слайд 2.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

 А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".

Михаил Пришвин.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина  в том,  что деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения.   Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Слайд 3

Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.

          В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.

Слайд 4

Работа по экологическому воспитанию должна быть  правильно организованна, систематически осуществляться в образовательном  учреждении под руководством воспитателя, обладающего экологической культурой.

Детский сад – место, где ребёнок проводит значительную
часть своей жизни, поэтому одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметной пространственной развивающей среды в группе,  на участке и территории детского сада, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.

Слайд 5, 6, 7

Как вы уже заметили, что территория нашего детского сада на 70% озеленена.

На территории детского сада и участка  имеются различные деревья и кустарники, цветники и клумбы, за которыми мы  с детьми  наблюдаем  и ухаживаем.

Слайд 8, 9, 10, 11

Созданы две экологические тропы, по которым мы с ребятами совершаем игровые путешествия к водоему, к клумбам, на огород, на луг, на фито-огород и т. д.

Работая во второй младшей группе, я уделила большое внимание вопросам экологического воспитания.

Слайд 12, 13

Так, эколого-развивающая среда в группе представлена в виде уголка природы,  где расположены комнатные цветы, лейки,  «огород на окне», календарь природы и погоды.  В доступном месте находятся художественная литература, журналы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, открытки о природе, рисунки, календари, диски со звуками природы, природный материал, различные коллекции, муляжи овощей и фруктов, настольно-печатные и дидактические игры.

В своей работе мы используем различные формы экологического воспитания: экскурсии, поисковую деятельность, экологические праздники,  знакомство с природой в повседневной жизни и  образовательные события,которые проходят в игровой форме и чаще всего на улице. Эстетический фон для образовательных событий создают стихи, загадки, песни.  Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает их запоминающимися для детей.

Для того чтобы работа по экологическому воспитанию стала эффективной и интересной для детей мы разработали комплексно-тематическое планирование работы на летний период и на учебный год,  которое разбито на  тематические недели  с элементами экологической направленности. Их вы видите на слайде. 

Слайд 14

 «Безопасное лето», «Домашние и дикие животные и птиц», «Насекомые», «Будь здоров, малыш!», «Во саду ли, в огороде», «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки».

      Каждая  тематическая неделя имеет цель и итоговое событие.

Такие тематические недели как «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки» мы реализовали как проект.

Слайд 15

В первом проекте «Волшебница - водица» мы знакомили детей 2 младшей группы со значением воды в жизни людей, животных и растений,  со свойствами воды через исследовательскую деятельность, воспитывали бережное отношение к воде и к своему здоровью.

Слайд 16

Реализуя проект, решала задачи через все образовательные области.

Тема проекта проходила через все виды деятельности детей.

Слайд 17, 18

Так решая задачи художественно-эстетического развития, мы с детьми рисовали мелками, карандашами, красками, лепили в технике пластилинография, слушали шум дождя,   песенки про дождик, читали стихи, потешки, сказки.

Слайд 19,20

Задачи образовательной области  «Познавательного развития» решали   через образовательные события, где обогащали словарный запас детей, ребята задавали интересующие  их вопросы  «Куда бежит вода из крана?», «Как цветочки пьют воду?» т.д.

Рассматривали  иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем, различных явлений природы и водоемов,  формируя тем самым представления о том, где живет вода и для чего она нужна.  Наблюдали за дождем, за рыбками в аквариуме. Проводили опыты с водой, на которых дети себя чувствовали волшебниками и открывали много интересного и неизведанного для себя. Через игровые ситуации «Сварим компот», «Приготовим суп», «Купание куклы» и др. практически знакомились со свойствами воды.

Слайд 21, 22

Создавая игровые ситуации посредством игр-забав, сюжетно-ролевых и дидактических игр учила играть вместе, общаться, делиться игрушками. Дети с удовольствием выполняли трудовые поручения (приносили мыло, полотенце, ванночку, носили для купания  кукол воду, для полива цветов на клумбах).  Когда дети  мыли руки,  учила их закрывать кран после умывания, говоря о бережном отношении  к воде. Дети обращали внимание на знак «Закрой кран, чтобы вода не капала зря»

Слайд 23

 Решая вопросы речевого развития, играли в речевые, дидактические и пальчиковые игры, пальчиковые игры в воде, беседовали, делились впечатлениями, выполняли логоритмические  упражнения и упражнения на дыхание.

Слайд 24

Активизируя двигательную деятельность  детей,  играли в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Перепрыгни  через ручеек, лужу» и др.

Слайд 25

На подготовительном этапе  я познакомила родителей с проектом и его  задачами. Родители были активными  участниками, приносили фото для  создания  фотоколлажа  и вместе с детьми выполнили совместную работу на тему «Аквариум».

Слайд 26

Фотоколлаж «Для чего нужна вода» закрепил знания детей о значении воды для человека и живой природы.

Слайд 27, 28

Итоговым мероприятием проекта  стало развлечение «Волшебница - водица», где ребята играли, пели, танцевали, исследовали и экспериментировали.

Еще долгое время эти игры, песни, танцы оставались в памяти маленьких исследователей, а мы, воспитатели,  запомнили их радостные, счастливые и любопытные лица.

Слайд 29

Второй проект  «Камешки, ракушки» был реализован также летом.

Всю информацию о нем вы видите на слайде.

Слайд  30

В ходе этого проекта дети познакомились с объектами неживой природы – камнями, ракушками ,  их свойствами и внешними признаками.

На подготовительном этапе был составлен план реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, экспериментирования), подобран необходимый материал. А также заинтересовали родителей.

На основном этапе провели цикл бесед о камнях и ракушках: «Удивительные камни», «Где живут ракушки», в ходе бесед читали стихи.

Слайд 31

При рассматривании дети называли внешние признаки - цвет, форму, величину,  находили их сходства  и  отличия.

Играли с детьми в д/и  « На что похожи?», «Что исчезло?» и музыкальную игру, которая вызвала много эмоций «Каменный оркестр».

Слайд  32

Особый интерес и развитие познавательной активности у детей  вызвало экспериментирование: опыты «Плавучесть» (тонет – не тонет),  «Камни художники» (рисование камнями).

Также в рамках проекта осуществляли взаимодействие с родителями.

 В семейных поездках на море они вместе с детьми  подобрать красивые камешки и ракушки для коллекции и поделок.

Слайд 33-34

Ещё родителям было предложено совместное  с детьми творческое домашнее задание:  рисование  «Каменные шедевры»

Слайд 35-36

Результат  совместной  продуктивной деятельности явилось коллективное панно «Удивительные камни» и выставка «Удивительный мир  камней и ракушек».

Участие в проектной деятельности стало для детей интересным и увлекательным процессом. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, к поиску источников информации. Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является современным и инновационным подходом  в обучении детей, а также интересной формой  в развитии экологических представлений у дошкольников, которую мы будем реализовывать дальше.

Слайд 37

        Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала

        Не наукой, а частью души!

Слайд 38  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;- повышать методический уровень;- способствовать...

Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"

сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...

Инновационные подходы к экологическому образованию обучающихся в условиях реализации ФГОС. 2017г.

ПРИРОДЫ ЖАЛОБНАЯ КНИГА. МОДЕЛЬ – ЭКОЛОГИЧЕСКО- МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА....

Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Презентация «Инновационные технологии экологического образования  дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...

«Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Пусть будет в человеке все прекрасно.И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и с собоюНа свете чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души! Мир природы удивит...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"

Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партн...

Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Экологическое образование  –  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эти...