«Детские музыкальные спектакли»
материал на тему

Усова Марина Станиславовна

Рекомендации для педагогов при подготовке и проведению музыкальных спектаклей с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_muzykalnye_spektakli.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

при подготовке и проведению

музыкальных спектаклей

с детьми дошкольного возраста

МКДОУ БГО Детский сад №12

общеразвивающего вида

Музыкальный руководитель

Усова Марина Станиславовна

Г. Борисоглебск

«Детские музыкальные спектакли»

Огромные возможности раскрыть свои таланты, воплотить в жизнь мечту выплеснуть на копившуюся энергию, найти друзей, разобраться в своем характере и сделать еще один шаг в постижении окружающего мира дает ребенку детский музыкальный спектакль.

Такой спектакль требует длительной подготовки. Поэтому надо точно распределить время на подготовку рационально спланировать репетиции. Задумав подготовить спектакль, найдите себе единомышленников среди коллег, родителей. Пусть каждый их них внесет свою лепту в спектакль, возьмет на себя какие-либо обязанности актеров, осветителей, костюмеров, декораторов, хореографа, музыкального руководителя, режиссера, звукорежиссера и ответственного за выразительное чтение текстов детьми.

Выбран сценарий, обсудите его в своем коллективе, внесите возможные изменения и дополнения. Совместно разработайте звуковую и световую партитуры, проекты и эскизы будущих декораций, обсудите варианты костюмов. На этом же обсуждении определите, кто возьмет на себя роль ведущего, если таковая требуется по сценарию, и кто и каким образом будет заполнять возможные паузы и заминки. Ведущие должны отличаться хорошей дикцией, иметь организаторские способности, быть обаятельными договоритесь о месте, где будет показан спектакль, назначьте день и время начала спектакля и генеральной репетиции.

На другой день после спектакля соберитесь вместе, обсудите, насколько удачно спектакль прошел, отметьте удачные места, постарайтесь доброжелательно выяснить причину неудач.

ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ

Некоторые роли в детских спектаклях с участием дошкольников берут на себя взрослые. Обычно, это Мамы, Папы, Волшебники, Феи, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Король, Королева, Хозяйка в спектаклях, где дети играют Мышат, Цыплят, Бабочек и просто детей.

К выбору актеров и участию в детской сказке в роли актеров надо отнестись очень ответственно:

1) кандидат на роль должен по возможности соответствовать образу своего персонажа (голос и внешность),

2) выбираемый должен обладать артистическими способностями, хорошей памятью;

З) тексты заучиваются наизусть, особенно следует обратить внимание на диалоги и стихотворные тексты;

4) песни и танцы разучивают отдельно, в этом помогают музыкальный руководитель и хореограф;

5) совместные репетиции с детьми проводятся только ё теми их них, кто непосредствен, но участвует в диалогах, песнях или хореографических номерах;

б) иногда требуется участие взрослого персонажа в массовых номерах, тогда номера разучиваются взрослым и детьми отдельно с музыкальным руководителём и только за несколько дней до спектакля проводятся совместные репетиции.

Взрослые должны ответственно подойти к подготовке сказки: знать последовательность происходящего, свои тексты, а также обязательно знать наизусть все тексты детей, чтобы в бой момент можно было им подсказать. Спектакль для детей — это не экзамен, а возможность радостного общения, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Конечно, в процессе работы с детьми над спектаклем количество подсказок надо свести к минимуму, особенно в подготовитёльной группе. Вообще, это зависит от уровня развития детей и систематичности их участия в подобных представлениях.

ДЕТСКИЕ РОЛИ В СПЕКТАКЛЕ

По участию детей спектакли можно условно разделить на те, в которых есть роли (главные и второстепенные) как для детей, так и для взрослых, и те, в которых принимают участие только дети. В любом случае выбор детей на роли является одним из самых ответственных этапов подготовки к сказке. Тут есть несколько вариантов, и выбор одного из них основывается на опыте участия детей в таких спектаклях. Если дети не участвовали до этого в сказках, то роли должен распределить педагог. Нужно объяснить каждому ребенку кем будет, и что это будет значить для самого ребенка. Здесь нужно очень осторожно подбирать слова, чтобы не настроить ребенка против своей будущей роли, не усилить стеснительность и переживание перед тем, «как все это будет? Не буду ли я смешным и глупым?» Ребенок должен почувствовать, что на него надеются и ему не мешало бы потрудиться. Если вы сможете превратить репетиции в радостное творчество и, ребенку понравится такая информация, то его труд перестанет быть трудом, а станет интересным занятием.

Другой способ распределить роли подходит для детей, которые имеют некоторый «актер опыт». Можно предложить всем желающим попробовать свои силы в избранные ими роли, если возникли споры, на ком же остановиться. А остальные дети назовут того, у кого получается, дети редко ошибаются.

Конечно, возможны обиды. Существует много способов сгладить неприятный момент: предложить другие роли или исполнять роль по очереди, изыскав возможность показать сказку не один раз. Детям, которые часто принимали участие в спектаклях, можно поручить распределить роли самостоятельно. Однако во всех этих вариантах педагог, на уровне сотрудничества, должен, используя свое методическое мастерство, направлять деятельность детей.

Если сказка ставится на базе одной какой-то группы в детском саду, важно, чтобы все получили хоть какую-нибудь роль в ней. Пусть это будет роль второго плана или участие в хореографическом номере. Дети не должны чувствовать себя одинокими и ненужными.

В спектаклях, где все роли исполняют дети, наверняка, будут персонажи - взрослые: купцы, моряки в сказке «Аленький цветочек», мама Мышонка, Свинка, Лошадь, Кошка, Кот в сказке «Сказка о глупом мышонке» и другие. Дети часто играют в «дом», где берут на себя подобные роли, поэтому справиться с ними в спектакле будет им не так сложно, а соответствующие костюмы помогут маленьким артистам вжиться в образ.

Хорошо, если на каждую роль у вас будет дублер. Это не означает, что дублер — это ребенок, который участвует в спектакле лишь тогда, когда необходима замена. Например, поручите ребенку сразу две роли: одну из главных, которую он будет дублировать, и второстепенную из массовых сцен, в которой при необходимости его отсутствие не будет заметным. Или сразу договаривайтесь с детьми о поочередном исполнении роли во время одного спектакля (по частям, на которые можно разделить спектакль антрактами) или об обмене ролями на последующих показах.

ОРГАНИ3АЦИЯ РЕПЕТИЦИЙ

Теперь вы знаете, кто какого персонажа будет играть. Составьте список первого состава, список второго состава актеров. Разработайте расписание репетиций индивидуально для каждого актера (по необходимости), репетиций спектакля по отдельным кускам и совместных репетиций, которыми заканчивается подготовка к спектаклю, назначьте генеральную репетицию в костюмах со всеми звуковыми и световыми эффектами, песнями и хореографическими номерами.

Последняя репетиция должна обязательно проходить в костюмах по многим причинам. Еще раз проверить, не упадет ли что-нибудь с костюма во время спектакля, не будет ли мешать и стеснять движения костюм Дети заранее видят себя в костюмах, что позволяет глубже вникнуть в образ, не чувствовать себя скованными во время спектакля от новой, - привычной одежды. Кроме того, дети не будут отвлекаться, разглядывая друг друга в необычном виде.

На всех последних репетициях дети пользуются теми же атрибутами, что и во время спектакля. В начале разучивания ролей атрибуты можно заменять любыми предметами. Ложку может временно заменить флажок, метлу — гимнастическая палка.

Репетиции начинаются за месяц до представления.

РАЗУЧИВАНИЕ РОЛЕЙ

Детские роли готовятся заранее, чтобы за несколько дней не было лишних утомительных занятий.

Разучивание текстов с детьми дошкольного возраста можно поручить родителям ребенка. Возможно, родители — очень занятые люди, тогда вам самим придется позаниматься с их ребенком, назначив дополнительные индивидуальные репетиции. Хорошо, если кто-то будет специально закреплен, чтобы следить за разучиванием текстов и выразительным чтением.

После разбора сценария разбейте его на отдельные небольшие сцены, продумайте все действия актеров на этом отрезке спектакля и их места в мизансценах (где в определенный момент ребенок будет стоять, куда смотреть и какие выполнять действия). Репетируйте спектакль по этим небольшим отрывкам, отдельным диалогам и даже фразам. Не спешите — отрабатывайте с детьми выразительные движения, правильные интонации.

Поощряйте детскую инициативу и способность к вариациям. Это поможет им не растеряться при возможной заминке во время спектакля и проявить свою индивидуальность.

Вокальные и танцевальные номера разучиваются также заранее и индивидуально.

МУЗЫКА В СПЕКТАКЛЕ

Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки и звуков. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово.

Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста.

Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников, благодаря возрастным особенностям, соответствует свой диапазон пения. Дети 5—6 лет могут петь в диапазоне ре-до 2. Звучание низких звуков более напряженное, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными звуками для детей 5—6 лет являются фа-си. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Большинство детей 6—7 лет могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до-ре).

Разучивание или повторение песен обязательно начинайте с распевок и музыкальных упражнений.

Исключите громкое, надрывное пение. Это может привести к срыву голоса и даже заболеваниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детского музыкального спектакля для подготовительной группы "Бременские музыканты"

Сценарий детского музыкального спектакля для подготовительной группы детского сада "Бременские музыканты"...

"За Россию и свободу до конца" (детский, музыкальный спектакль для детей старшей и подготовительной группы)

Авторы: Сапожкова Ольга Анатольевна, Зайдан Елена Александровна.Цель:1.     Воспитание патриотических чувств2.     Довести до детей информацию о Великой Отечест...

Сценарий детского музыкального спектакля "Приключения Буратино"

Сценарий музыкального спектакля по мотивам сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино"...

Сценарий детского музыкального спектакля по произведению В.Сутеева "Мешок яблок"

Сценарий музыкального спектакля по произведению В.Сутеева "Мешок яблок"...

Детский музыкальный спектакль "Гуси-лебеди"

Сценарий детского музыкального спектакля "Гуси-лебеди" для детей старших групп...

Детский музыкальный спектакль «Приключения Буратино»

Неделя театра, "Приключения Буратино" по мотивам сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино"...