"ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ"
материал по теме

Катанаева Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

        (КОНСУЛЬТАЦИЯ)

Подготовила и провела:

воспитатель высшей категории             Катанаева Н.В.

г.Лесозаводск 2012г.

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
дай попробовать – и я пойму».
 
(китайская пословица)

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели

    Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

 И выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и     интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, 
как развиваться, формироваться, 
становиться тем, что он есть в процессе 
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн


  1. Утверждение, что «ребенок по натуре своей практик», не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности. В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Минобразованием России 17.06.2003г, ясно сформулировано, что одним из оснований преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников, выделяют
    развитие любознательности как основу познавательной деятельности.    

     Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения. 
         Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой? Необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить детей связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
В связи с чем, исследовательский метод обучения можно рассматривать, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

2. Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. 
    Детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности ребенка.
Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И. Щукина), которые показывают, что возможности  умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

     Это проявляется у детей в поисковой активности, отвечающей на вопросы: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ведь «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь», - как считает Н.Н. Поддьяков. Он доказал, что лишение ребенка возможности экспериментировать, 
постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка и на способности обучаться в дальнейшем.
    Поэтому необходимо включение дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания, т.к. именно в дошкольном возрасте полученные сведения они заносят в свой банк памяти. Ребёнок занимается именно познанием мира через экспериментирование, где природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.
    В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Это и побуждает к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.

3. В процессе экспериментальной деятельности дети с удовольствием сами обследуют предметы и приобретают опыт пользоваться ими. Все это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Это побуждает направлять активность детей на дальнейшую исследовательскую деятельность - формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.

Например с младшими дошкольниками, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, можно проводить работу по темам: 

«Форма, Цвет, Величина», «Времена года», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».
Например, при изучении темы 
«Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару» «Подбери по цвету» дети знакомятся с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, учатся различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. 
При изучении темы 
«Вода»  дети могут сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научатся определять ее свойства:

 прозрачная не имеет вкуса и запаха

бывает холодной, теплой и горячей

в воде растворяются соль и сахар

А также увидят такие свойства воды, когда она льется, когда капает. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, можно провести беседу «Как человек использует воду». 

В ходе проведения опытов со снегом: «Как снежинки превращаются в капельки», «Как снег становится водой» и «Морозные узоры» по теме «Снег» дети усвоят то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоят, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей необходимо закреплять практически, лепить снеговиков и из настоящего снега и из пластилина. 
В процессе экспериментирования с 
продуктами питания у детей накопятся конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта«Компот для Хрюши» дети узнают, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука

При проведении опыта «Угощение для дяди Федора» можно предложить детям проблему: «Как сделать молоко вкусным?» и выбрать варианты решения данной задачи: пить с конфеткой, насыпать сахар, добавить варенье. В результате чего дети сами попробуют сделать молоко вкусным по своему усмотрению

Также дети знакомятся с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, ткань, семена). Например, поэкспериментировать с луком. В ходе неоднократных наблюдений за ростом лука дети приходят к выводу, что лук лучше растет и имеет ярко зеленый цвет в светлом месте, а также, что в темном месте перья 
лука короткие и имеют бледный цвет. А в холодном месте лук растет, но очень медленно 


При изучении темы 
«Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Сыпем, сыпем, посыпаем» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.

    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  на развитие продуктивных форм мышления.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

   Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

   Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  1. создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического эксперимента.
  2. развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

    Опытно-экспериментальную деятельность можно разделить по направлениям:

  1. живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  2. неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
  3. человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментарования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Экспериментальная деятельность помогает детям осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление об окружающем мире, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

                                                                                                                         С.Л. Рубинштейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

Консультация для родителей "Мнемотехника,как средстворазвития связной речи детей".

quot;Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ". К.Д.Ушинский...