методический проект «Живи, родник традиций!»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дурностук Екатерина Игоревна

 

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.

 

Предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tradicii.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательный  проект

«ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!»

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы МДОУ д/с №34 «Василек - 1» г.Ершова Саратовской области

Авторы проекта: Дурностук Е.И. Ененко Е.В.

2012 год

I раздел

Актуальность проблемы

    Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «воспитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

    Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей области, да и в нашем городе живет много представителей разных национальностей. Это – русские, татары, армяне, казахи, азербайджанцы, украинцы и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И каждый из них должен иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ»

II раздел

Цели и задачи проекта

   

    Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

     Задачи проекта:

  1. Выявить уровень знания детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
  2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.
  3. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
  4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
  5. Создавать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
  6. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение с своим реликвиям и обычаям.
  7. Укреплять отношения между семьей и дошкольным учреждением.

III раздел

Описание проекта

     Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов, мероприятий, участников, что нами и было сделано.

    Срок реализации проекта 9 месяцев (январь 2012 г. – сентябрь 2012 г.)

    Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций!»

I этап – «У истока» - ознакомительный.

Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2. Посещение семей воспитанников с целью знакомства, с укладом их жизни, обычаями, реликвиями.

3. Беседы с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап – «У истока» - ознакомительный

Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1. Консультации для родителей на темы:

  1. «Народные праздники»
  2. «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
  3. «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  4. «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  5. «Сказки, рассказанные на ночь»
  6. «Колыбельная для малышей»
  7. «Игры, хороводы наших бабушек»
  8. «День рождения – только раз в году»
  9. «Как удивить детей новогодними подарками?»
  10. «Что вы знаете о фольклоре?»

2. Изготовление папки – передвижки «Возрождение семейных традиций»

3. Сбор семейных реликвий.

4. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

5. Занятия с детьми на темы:

  1. «Моя семья»
  2. «Наши имена»
  3. «Кем я могу гордиться в своей семье»
  4. «Моя родословная»
  5. «Семейные праздники и традиции»
  6. «Песни, игры, хороводы наших бабушек»
  7. «Откуда произошла моя фамилия?»
  8. «Герб моей семьи»

6. Родительские собрания:

  1. «В каждой семье свои традиции»
  2. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

7. Развлечения:

  1. «Широкая Масленица»
  2. «Звездный фейерверк»

8. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми.

9. Рисование детьми на тему:

  1. «Праздник в нашей семье»
  2. «Маму свою очень люблю»
  3. «Папа и я – лучшие друзья»

10. Фотовыставка «Я и моя семья».

11. Видеозаписи семейных праздников.

III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный

Цели этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1. Развлечения:

  1. «Песни, хороводы наших бабушек»
  2. «Народные игры забавы»
  3. «Загляни в семейный альбом»

2. Конкурс «Родословная»

3. Конкурс «Бабушкин сундук»

4. Создание мини-музея семейных реликвий, традиций»

5. Семейный праздник «Красна изба пирогами река - берегами, а семья традициями»

Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.

Конечную цель проекта «Живи, родник традиций!» мы определили как семейный праздник «Красен обед пирогами, река берегами, а семья - традициями». Но на пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители и педагоги, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются.

Для создания мини-музея в детском саду должен быть проведен конкурс «Бабушкин сундучок». Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – приметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем детям и родителям провести разветку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундучок». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекции дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.

Т.к. в семье должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, произхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно будет составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А.С. Пушкина, а всего 15 – 20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.

Заботиться о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому мы предлагаем принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.

Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи, а ребенок должен рассказать о нем.

Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями, мы проводим для них ряд консультаций, оформляем тематические выставки на темы:

  1. «Народные праздники»
  2. «Почему пекут блины на масленичную неделю?»
  3. «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  4. «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  5. «Сказки рассказанные на ночь»
  6. «Колыбельная для малышей»
  7. «Игры, хороводы наших бабушек»
  8. «День рождения – только раз в году»
  9. «Как удивить детей новогодними подарками?»
  10. «Что вы знаете о фольклоре?»

Также мы планируем провести цикл занятий и бесед:

  1. «Моя семья»
  2. «Наши имена»
  3. «Кем я могу гордиться в своей семье»
  4. «Моя родословная»
  5. «Семейные праздники и традиции»
  6. «Песни, игры, хороводы наших бабушек»
  7. «Откуда произошла моя фамилия?»
  8. «Герб моей семьи»

Также на занятиях по изобразительной деятельности можно предложить детям нарисовать членов своей семьи:

  1. «Моя мамочка»
  2. «Папа и я – лучшие друзья»
  3. «Праздник в нашей семье»
  4. «Неразлучные друзья – взрослее и дети»

Кульминацией проекта «Живи, родник традиций!» будет семейный праздник «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья традициями», на который будут приглашены мамы, папы, Бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике мы предполагаем провести следующие конкурсы:

  1. «Моя родословная» - представление своей семьи
  2. «Герб моей семьи» - домашнее задание
  3. «Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион
  4. «Семейный праздник» - презентация
  5. «Секреты новогодних подарков» - конкурс
  6. «Любимое блюдо моей семьи» - презентация

Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщением к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейные традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня Рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобразительной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»

IV раздел

Конкретные ожидаемые результаты

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

  1. Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
  2. Профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
  3. Прошлое своей семьи;
  4. Происхождение своей фамилии;
  5. Народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
  6. Смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
  7. Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
  8. Пополнять словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);
  9. Смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;
  10. Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
  11. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
  12. У них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

  1. Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  2. Укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
  3. У них будет развито чувство гордости за свою семью;
  4. Будут уважительно относиться к своим предка, внимательно – к событиям в доме;
  5. Научат хранить и чтить свои семейные традиции;
  6. Знать свою родословную, минимум до третьего колена;
  7. Откуда произошли их фамилии;
  8. Будут знать историю своих реликвий;
  9. Сделают видеоархив семейных праздников и традиций;
  10. Соберут копилку семейных реликвий.

Педагоги:

  1. Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  2. Пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
  3. Разработают планы занятий, бесед для детей, консульации для родителей;
  4. Пополнят словарный запас детей;
  5. Буду лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  6. Создадут копилку народных и семейных праздников;
  7. Будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.

V раздел

Оценка результатов

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции  свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Живи, родник традиций!», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живи, родник традиций"

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили  по законам духовности и нравствен...

Творческий проект "Живи, родник традиций!"

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Сообщение из опыта работы ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждом...

проект "Живи, родник традиций!"

Проект "Живи, родник традиций!"...

Живи родник традиций...

материалы по нравственно-патриотическому воспитанию...