Сообщение из опыта работы ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!
статья на тему

Шатрова Галина Васильевна

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Придают факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее истории и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на  членов этой семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivi_rodnik_traditsiy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Живи, родник традиций!

 

     Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

     Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Придают факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее истории и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на  членов этой семьи.

     В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиция-то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи.  

     В каждой семье есть семейные традиции: праздники, развлечения, труд на даче, катание на снегоходах, купание в бассейне и др. Мы решили узнать, имеются ли традиции в семьях детей воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Провели анкетирование, чтобы узнать какие семейные традиции существуют в каждой семье. Итоги анкетирования показали, что в большинстве семей существуют определенные традиции, некоторые родители на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Для них традиции представляются чем-то глобальным, чем-то далёким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне.

Поэтому целью  работы стало: осуществление  взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Реализацию  цели осуществляем  через решение следующих задач:

1.Сплотить  детско-родительский коллектив  единой творческой мыслью через изучение семейных традиций .

2. Создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

3.Воспитание уважения к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

4. Укрепление отношений между семьёй и дошкольным учреждением.

 

Работу по теме решили проводить  по трем шагам к успеху:

1  шаг –  диагностический. На этом этапе выявляли знания детей и родителей о семейных и народных традициях существующих в семьях:

  • провели анкетирование на тему «Знаете ли вы  народные, семейные традиции, обычаи?
  • посетили семьи воспитанников с целью знакомства с укладом их жизни, обычаями, реликвиями, традициями;
  • провели беседы с детьми о семье, родственниках, какие  спортивные развлечения проводятся в выходные дни всей семьей;
  • как проводят семейные праздники?

2  шаг – практический. На данном этапе знакомили родителей, детей с народными и семейными праздниками и традициями  через:

  • консультации – «Народные праздники», «Игры, хороводы наших бабушек», «Семья и семейные традиции в семье», «Стиль жизни и культура семьи»;
  • буклеты – «Праздники для детей в семье», «Как организовать зимние игры и забавы», «Игры с песком – полезное занятие», «Спортивные игры и упражнения на детской площадке», «Вечерние игры» и др.
  • брошюры «Мама, папа, поиграйте со мной!», подборка подвижных игр по возрастам, выпуск журнала для родителей « Росточки», «Это – Я», фотоколлажи
  • занятия с детьми  – «Моя семья», «Семейные праздники и традиции»;
  • спортивную олимпиаду – «Спортивная семья»;
  • психологические тренинги в родительском клубе «Счастливая семья»
  • совместные детско-родительские проекты: «Семейные традиции» «Моя мама лучшая на свете»
  • проведение родителями тематических праздников «Встречаем Сагаалган вместе», «Обмениваемся опытом воспитания»
  • Экспедиции:  «В гости к семейским» (село Тарбагатай),

                           «По следам  Чингис-хана» (Меркитская крепость)

                           «Путешествие за здоровьем на Серебряный ручей»

                           «Посольский монастырь» (село Посольск)

                                      «Этнографический музей» (г. Улан_Удэ, Верхняя Березовка)

                                     « Байкал-море  Священное» (база «Култушная»)

  • развлечения в музыкальном  зале «Русские народные игры», «Хороводные игры»; «Рождество христово», «Колядки», «Широкая Масленница», «Сагаалган- праздник Белого месяца»»

  • Уроки семейных ценностей. Родители  презентовали рассказы по фотографиям из семейных альбомов на тему: «Я тоже ходил в детский сад»
  • развлечение «Загляните в семейный альбом», дети рассматривали фотографии в семейных альбомах, и составляли рассказы, о том как они проводят выходные в семье;
  • провели конкурс рисунков «Самая спортивная семья», дети вместе с родителями рисовали  любимые спортивные развлечения своей семьи, а на обратной стороне рисунка составляли рассказ о любимых спортивных увлечениях семьи;
  • организовали сбор фотографий, из которых оформили фотогазеты на темы: «Спортивная семья  Гельмановых», «Творческая семья Барнашовых, Бойковых, Заяшниковых», «Я и моя семья», «Туристическая семья Афанасьевых», и др;
  • выставки детских рисунков «Неразлучные друзья – взрослые и дети»;
  • конкурс «Бабушкин сундук», дети приносили домашние реликвии:
  • оформили в группе фрагмент «Русская изба», «Бурятская юрта»
  • разучивали с детьми и родителями русские, и бурятские народные песни, танцы, хороводы, ехор, народные игры  ».

3 этап – заключительный. На этом этапе мы решили узнать, эффективность форм, используемых нами в работе с детьми и родителями по ознакомлению с народными и семейными традициями. Провели интервьюирование, родители рассказали о семейных традициях, проводимых в семьях.

Главное, что прослеживалось во всех высказываниях родителей – желание сохранить эти традиции, передать их своим детям.

  Исходя из проделанной нами работы, можно сделать вывод: характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями с  взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на здоровье ребенка.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами дедушка продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «что показал отец», «что делали всей семьёй». Так пусть родник семейных традиций живёт в семьях  наших воспитанников, не иссякает никогда, пусть превратиться в реку традиций и передается из поколения в поколение.

Приложение: презентация «Живи, родник традиций»

 

                  Негосударственное дошкольное образовательное учреждение ОАО РЖД

детский сад   № 232

 

«Роль семейных традиций в  социально-личностном развитии»

Сообщение из опыта работы

ЖИВИ, РОДНИК ТРАДИЦИЙ!

                                                             Воспитатель: Шатрова Галина Васильевна

г.  Улан-Удэ, 2013год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический проект «Живи, родник традиций!»

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рас...

"Живи, родник традиций"

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили  по законам духовности и нравствен...

Творческий проект "Живи, родник традиций!"

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.Указом Президента Российской Феде...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

проект "Живи, родник традиций!"

Проект "Живи, родник традиций!"...

Живи родник традиций...

материалы по нравственно-патриотическому воспитанию...