Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Емелина Елена Владимировна

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.

        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы;

                           - формировать сенсомоторные взаимодействия;

                           - формировать и развивать пространственные представления;

                             - развивать зрительный, слуховой гнозис;

                          - развивать общую, тонкую, артикуляционную  моторику;

                            - продолжать работу над фонетико-фонематической  и лексико-грамматической сторонами  устной речи;

                            -формировать положительные личностные качества (активность, самостоятельность, инициативность, уверенность в собственных      силах),                  способствующих полноценной адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего развития ребенка.

Опираясь на данные об изменениях в развитии современных детей (многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня; развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности (А.В.Семенович, 2001), об оценке  результатов практической коррекционной работы с нынешним поколением младших школьников, страдающих дисграфией и дислексией, логопеды дошкольного звена все чаще  сходятся во мнении о внесении необходимых  существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы по профилактике таких нарушений.   Многообразие же  причин возникновения, а также  сложность механизмов нарушений письменной речи, привлекают к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов). Такой междисциплинарный подход расширяет представления о причинах возникновения дисграфий и дислексий, механизмах нарушения, симптомах, что позволяет более широко подойти к разработке методов профилактического (что особенно актуально для логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста), диагностического и коррекционного воздействия.

  Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Б –Б` . Буква Б.

Цель: -    закрепить правильное произношение  звуков Б – Б`;

            -   закрепить навык  различения  звуков Б – Б`;

  1. развивать фонематическое восприятие;
  2. закрепить навык анализа и синтеза  слов;
  3. учить согласовывать прилагательное с  существительными в Им. и Род. падежах;
  4.  учить составлять предложения с заданными словосочетанием и предлогом;
  5. закрепить образ буквы Б;
  6. развивать зрительное, тактильное  восприятие;
  7.  развивать общую и мелкую моторику;
  8. развивать динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;
  9. развивать внимание, память, логическое мышление;

Оборудование: карточки игры «Логический поезд», фонограмма c  диска Татьяны Суворой «Танцуй, малыш» трэк 1 «Поезд-марш», опорная схема характеристики звуков,  флажок,  «ракетки» согласных твердых и мягких звуков, предметные картинки, наборы для звукового анализа и синтеза, подносы, наборные полотна, набор «Схемы предлогов», карточка буквы  «Б», карточки игры «Узнай букву»,  «минипесочницы», салфетки, карточки «Веселые и грустные человечки».

   

Ход занятия:

Орг. момент.  Игра «Логический поезд»:

- Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде по Стране Звуков и Букв. Я поставлю локомотив, а вы должны прицепить к нему вагончики. Но наши вагончики должны стоять в определенном порядке. Только тогда наш поезд сможет тронуться, а мы отправимся путешествовать.

«Локомотив» выставляется на верхнюю часть фланелеграфа, а «вагончики» расположены в нижней его части: мороженое, клубок ниток, шапка, варежки, солнце, ключ, игольница,  еж, заяц, слон, гриб.

-Я поставлю первый «вагончик» – «ключ».  Катя, продолжай!

-Я бы поставила следующий «вагончик» - «игольницу с иголками», так как они сделаны из одного материала – железа, они железные.

-Следующий вагончик, мне кажется, должен быть «еж», ведь иголки есть и в игольнице и у ежа.

-Дальше я бы поставил «вагончик» - «гриб», потому что еж ест грибы.

-Я бы поставил «вагончик» - «шапка», потому что у гриба есть своя шапка – шляпка.

 -Следующий «вагончик» - «варежки», потому что шапку и варежки надо надевать в холодную погоду.

Молодцы, вы прицепили все вагончики к локомотиву  в нужном порядке, и мы смело можем отправляться в наше путешествие.

Звучит фонограмма.

  1. Основная часть:

1. Ребята,  наш поезд сделал первую остановку. И пока он стоит на станции, давайте узнаем, какие звуки мы сегодня будем учиться различать.  

–Назовите, пожалуйста,  общий звук в словах  брюки, банан?

  1. В словах брюки, банан общий звук «Б».
  2. Какой это звук?
  3. Это согласный, твердый, звонкий звук.
  4. Назовите общий звук  в словах белка, береза?
  5. В словах белка, береза общий звук  «Б`»
  6. Какой это звук?
  7. Это согласный, мягкий, звонкий звук.

- Сегодня, во время нашего путешествия,  мы будем учиться различать звуки Б-Б`.

А наш поезд движется дальше.

 Звучит фонограмма.

2. На этой остановке давайте поиграем в игру «Цепочка». А слоги для нашей  цепочки такие: ба – бя.  

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог: ба-бя-ба-бя…

-Молодцы, вы отлично справились. Наша цепочка ни разу не прервалась. Предлагаю немного усложнить задание, послушайте слоги для следующей цепочки: бо-бо-бе.

Дети продолжают игру.

Молодцы! Давайте продолжим наше путешествие, и чуть позже вы узнаете, какое задание вас ждет на следующей станции.

Звучит фонограмма.

3. - Замечательно! Вы внимательно слушали и правильно произносили слоги на предыдущей остановке, а теперь, послушайте  слова, которые я буду произносить, и  если в слове услышите звук Б, поднимите ракетку с синим квадратом, если услышите звук Б`, поднимите ракетку с зеленым квадратом.

        У детей 2 ракетки. На одной наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук, на другой наклеен зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук. Дети слушают слово, определяют  согласный твердый звук Б или  согласный мягкий звук Б`  в  предъявляемом слове и поднимают соответствующую ракетку.

БАРАН, КУБИКИ, БУМАГА, ОБЕД, БЕРЕЗА, СОБАКА, РАБОТА, КАБИНА, БЕСЕДА, БЫК.

Молодцы!

4. -  А сейчас,  давайте  поиграем в игру «Отгадай слово».

-Отгадайте, что изображено на картинке. 

На доску выставляется перевернутая картинка «БИНТ».  

- Я вам помогу: в загаданном слове 1 слог, и чтобы отгадать это  слово, нужно выделить первые звуки в словах  белье, игрушки, носки, тарелка и соединить их.

Параллельно с озвучиванием  картинок «белье», «игрушки», «носки», «тарелка» -   картинки выставляются на наборное полотно.

- Давайте узнаем, какое же слово у вас получилось?

- Какое слово получилось у тебя, Маша? (У меня получилось слово «Бинт»)

- А как думаешь ты, Саша? (Я думаю, что это слово «Бант»)

Дети называют свои варианты отгаданного слова.

-Ребята, давайте посмотрим, что изображено на картинке.

Переворачивается картинка «БИНТ».

- Молодцы, все (почти все) правильно отгадали слово «БИНТ».

- Теперь давайте составим  звуковую схему этого слова. Возьмите свои наборные полотна и подносы со схемами звуков.

Все дети работают за столами. Первый  ребенок приглашается  к доске. В первую очередь вызываются те дети, которые не справились с заданием (если такие были).

  1. Маша, назови первый звук в слове белье? 
  2. Первый звук в слове белье  - Б`.  
  3. Какой он?
  4. Это согласный, мягкий, звонкий звук.
  5. Каким квадратом обозначим?
  6. Обозначим зеленым  квадратом.

Второй ребенок приглашается к доске:

  1. Саша, назови первый звук в слове игрушки? 
  2. Первый звук в слове игрушки  - И.  
  3. Какой он?
  4. Это гласный звук.
  5. Каким квадратом обозначим?
  6. Обозначим красным квадратом.  

Третий ребенок выходит к доске:

  1. Петя, назови первый звук в слове носки?
  2. Первый звук в слове носки  - Н.  
  3. Какой он?
  4. Это согласный, твердый, звонкий звук.
  5. Каким квадратом обозначим?
  6. Обозначим  синим квадратом.

Четвертый ребенок работает у доски.

  1. Ваня, назови первый звук в слове тарелка? 
  2. Первый звук в слове тарелка - Т.  
  3. Какой он?
  4. Это согласный, твердый, глухой звук.
  5. Каким квадратом обозначим?
  6. Обозначим  синим квадратом.  

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, он может выделять первый звук в слове, давать характеристику звука и  называть цвет соответствующего квадрата без наводящих вопросов.

  1. Соединим звуки в слово: [Б], [И], [Н], [Т]. Получилось слово – БИНТ.

Фронтальный опрос:

-Сколько всего звуков в слове «бинт»?

  1. Сколько согласных твердых звуков?
  2. Какие?
  3. Сколько согласных мягких звуков?
  4. Какой?

- Сколько гласных звуков?

  1. Какой?

- Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

- Сколько слогов в слове «бинт»?    (В слове «бинт» 1 слог).

-Молодцы!

Ребята, мне кажется, путешествуя по Стране Звуков и Букв, вы немного устали. И прежде чем мы снова отправимся в путь, покиньте свои места пассажиров, чтобы немного отдохнуть.

5. Физкульт. минутка (стоя, около столов).

Дети встают около своих стульчиков.

Сначала сделаем массаж пальчиков.  

Самомассаж пальцев рук:

Пальчики мы растираем и с большого начинаем

Сверху вниз его потрем, указательный начнем.

Потом мы растираем средний и безымянный, и последний –

Тот, что мизинцем называем

Мы осторожно растираем.

Молодцы,  займите вновь свои места, но наша зарядка продолжается: «Стучалки-Рисовалки»:

Ну-ка, ручки, не ленитесь,

(хлопок в ладоши, удар кулачками друг об друга)

Хорошенько потрудитесь,

Сжимать – разжимать кулачки.

Левой будем мы стучать,

Стучать кулаком левой рукой по столу

Правой кольца рисовать.

Рисование в воздухе кольца указательным пальцем.

Тук  - колечко, тук – кольцо.

Правой рукой – стучать по столу, левой рисовать кольца: на слово кольцо – большое, на слово колечко – маленькое.

Тук – колечко, тук - кольцо

Правой рукой – стучать по столу, левой рисовать кольца: на слово кольцо – большое, на слово колечко – маленькое.

Повторить еще раз, поменяв задание для правой руки и левой на противоположное.

-Замечательно отдохнули! Давайте  продолжим наше путешествие.

Звучит фонограмма.

И вновь остановка!

  1. Посмотрите, пожалуйста, на картинки: бумага, кастрюля,  мел, халат, облако, полотенце, голуби.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

 - Все, что изображено на картинках  белого цвета. Про что можно сказать белый?

 -Можно сказать белый мел, белый халат.

 Про что можно сказать белая? 

Можно сказать белая бумага, белая кастрюля.

Про что можно сказать белое? 

Можно сказать белое полотенце, белое облако.

Про что можно сказать белые? 

Можно сказать белые голуби.

-Хорошо! Ответьте, пожалуйста, «Чего не станет?»

Логопед с детьми играет в игру «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна параллельно с вопросом «Чего не стало?» Картинка с изображением белых голубей остается.

- Молодцы, вы очень внимательные дети. А про белых голубей  мы  будем составлять предложения. Составьте, пожалуйста, предложение, чтобы в нем были слова белые голуби и маленькое слово НАД. 

Логопед выставляет на доску картинку с изображением белых голубей и  схему предлога НАД (НА, ПОД).

Дети составляют 2 - 3 предложения и предлог меняется.

- Молодцы, вы придумали много интересных предложений!

 Ребята, мы  проделали долгий путь по нашей волшебной стране Звуков и Букв. Вы прекрасно справлялись с заданиями, которые вам предлагались в пути. Вспомните, пожалуйста, какие звуки мы сегодня учились различать во время нашего путешествия?

  1. Мы учились различать звуки Б – Б`.

Правильно! Но наш поезд еще не прибыл на конечную станцию, садитесь удобно, едем дальше!

Звучит фонограмма.

Вот мы и прибыли на конечную станцию. А называется эта станция «Буква».  Вы знаете, что звуки  обозначаются  буквами.

- Ответьте, пожалуйста, какой буквой  обозначаются звуки Б – Б`?

-Звуки Б-Б` обозначаются буквой Б.

-Правильно. Я напомню вам образ  буквы Б.

Карточка с изображением буквы «Б» выставляется на доску.

Но вы  знаете не только букву Б, но и много других. Назовите буквы, которые  увидите на карточках.

Детям предлагается игра «Узнай букву». На каждой карточке изображения  трех букв, наложенных  друг на друга. (На 2 карточках буквы представлены разным цветом, на 1 карточке буквы написаны одним черным цветом).

-Какие буквы вы видите на этой карточке?

-Я вижу букву А; Я вижу букву Б и т.д.

- Молодцы!

- На прошлом занятии вы печатали букву Б в своих тетрадях, а сейчас я предлагаю вам взять наши маленькие песочницы и написать букву Б пальчиком на песке.

Дети пишут букву Б  пальчиком на песке c  использованием «минипесочницы».

-Вытрите руки салфеткой и поставьте свои маленькие песочницы на край стола. Позже   вы с воспитателем выберете, у кого из вас  получилась самая красивая буква.

 Оценка занятия детьми:

А сейчас, ребята, с  помощью наших веселых и грустных человечков оцените, пожалуйста,  наше сегодняшнее путешествие.

Дети поднимают выбранную ими карточку. Логопед просит 1-2 детей обосновать свой выбор:

Саша, что тебе понравилось (не понравилось) в путешествии?

Ребенок аргументирует свой выбор.

Я уверена, что мы с вами еще не раз отправимся путешествовать по Стране Звуков и Букв, познакомимся с другими ее жителями, а также будем с радостью и удовольствием  встречаться с уже знакомыми нам звуками и буквами.

А сейчас можете идти отдыхать после долгого путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия.

В работе раскрыта актуальность материала по обозначенной теме, указаны цели и задачи цикла занятий. В качестве примера  приведен конспект одного из занятия цикла....

Исследовательская работа по теме "Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОНР"

Данный материал может использоваться студентами факультета коррекционной педагогики и психологии, воспитателями детских садов групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Предупреждение нарушений письменной речи у детей 5–7 лет в условиях логопедической группы ДОУ

Актуальность темы, а именно получение образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья назрела давно в обществе. Администрацией г. Перми, Департаментом образования этой проблемы пос...

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация" Работа с родителями по предупреждению нарушений письменной речи учащихся, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"

Автор раскрывает взаимосвязь работы учителя - логопеда с родителями по предупреждению нарушений письменной речи, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"...