Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Артемова Наталья Витальевна

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста

Разработала:  воспитатель МБДОУ детский сад №11 с.Озеро Артемова Н.В.

Профилактика нарушений письменной речи – актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений в условиях ДОУ.

Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями.

Разработанные мною рекомендации раскрывают особенности профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи

у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы методических рекомендаций могут быть использованы как педагогами ДОУ, так и родителями.

Т.к. работа по профилактике должна проводиться в комплексе по разного рода направлениям, были учтены предпосылки, которые ведут к нарушениям письменной речи:

1.Недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков. Если данную  предпосылку не устранить вовремя, то со временем она может «перерасти» в более сложное нарушение-акустическую дисграфию. Ребенку с нормальным речевым развитием к 5-6 годам присуще различение «на слух» всех звуков речи.

2. Несовершенное произношение звуков речи и их звуковые замены. Данная предпосылка ведет в дальнейшем артикуляционно-акустической дисграфии.

3. Неполная сформированность элементарных форм  фонематического анализа слов. Эта предпосылка ведет к дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза.

4. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза со временем может повлечь за собой оптическую дисграфию.

5. Несформированность мелкой моторики пальцев рук ребенка находит отражение в  темпе письма и почерке ребенка. А  также способствует возникновению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Рекомендации по развитию фонематических процессов и коррекции нарушений звукопроизношения.

Во время занятий, на прогулке, по дороге в детский сад можно использовать игры и упражнения на формирование фонематических процессов:

1). Используйте такое упражнение: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [С]».

2). Предложите ребенку вспомнить и назвать предметы, которые постоянно окружают ребенка в группе, дома или на улице, которые начинаются на звук [К] (можно использовать и другие звуки)

3). Можно дать ребенку задание самому придумать несколько слов, начинающихся на определенный звук.

4) Предложите ребенку вспомнить и назвать предметы мебели или посуды, в названиях которых есть определенный звук.

5). Можно использовать такое задание: взрослый называет слова по порядку и просить ребенка хлопнуть, когда он услышит мягкий согласный звук в начале слов, в конце или в середине.

6). В игры можно включать следующее задание: попросите ребенка придумать такие слова, которые начинаются на мягкий согласный звук или оканчивающиеся на него. Либо придумать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на звонкий или глухой звук.

До начала обучения в школе у ребенка должны быть уже сформированы процессы анализа и синтеза. Они являются важной операцией при дальнейшем обучении ребенка в школе.

Формированию навыков языкового анализа и синтеза способствуют следующие задания, проведение которых не нуждается в  специальных условиях:

1). Игра «Сосчитай слова в предложении». Взрослый говорит ребенку предложение, а ребенок должен определить (сосчитать) сколько в нем слов. Можно задание усложнить: попросить ребенка назвать первое слово, последнее и т.д.

2). Предложить ребенку составить предложение, состоящее из двух, трех и т.д. слов.

3). Дать задание ребенку сочинить предложение  с маленьким словом (предлогом) «под» (или любым другим).

4). В играх с ребенком можно применять следующее задание: составить предложение, в котором первое слово будет «смешной» (слово может быть любым). Постепенно слова, связанные между собой по смыслу нужно добавлять. Например: «Смешной...». «Смешной клоун...». «Смешной клоун показал...». «Смешной клоун показал фокус с...» и т.д.

5). Поиграйте вместе: из длинных слов пробуйте составлять максимальное количество коротких слов, применяя буквы предложенного слова. К примеру, экскаватор-сок, рот, кок...

6). Игра «Доскажи слог». Взрослый называет первые слоги, а ребенок должен догадаться, что это за слово и продолжить. К примеру, мо-ло-(ко) и др.

7). Игра «Сосчитай слоги в слове». Взрослый называет ребенку слова, состоящие из одного, двух, трех или четырех слогов. Ребенок считает слоги и говорит, сколько посчитал слогов. Если ребенок ошибся, взрослый вместе с ребенком еще раз проговариваю слово и исправляют ошибку.

8). Игра «Назови первый звук в словах». Взрослый произносит слово и просит ребенка назвать первый звук в слове.

9). Игра «Назови последний звук в словах». Игра аналогична предыдущей. Взрослый называет слово и просит назвать теперь последний звук.

Стоит отметить, что в играх под восьмым и девятым пунктом ребенок должен назвать именно звук, а не букву.

10).Игра «Угадай слово». Взрослый просит ребенка отгадать слово, которое он произносит по отдельным звукам, отделяя их паузой. К примеру: [с] - [т] –[о] –[ л ].

11). Дидактическая игра «Где спрятался звук?». Взрослый предлагает ребенку определить, в каком  предположительно месте слова спрятался звук: в начале, в середине или в конце). Например: «Где спрятался звук [к] в слове кошка?» (в начале) и т.д.

12). «Рассыпушки». Взрослый предлагает ребенку составить слова из «рассыпавшихся» букв. Данное упражнение можно выполнять не только дома, но и на улице во время прогулки. А «рассыпавшиеся» буквы писать палочкой на песке или земле.  Можно придумывать  слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а м к (мак), ш а к а (каша), л  т у с (стул),  к и г н а (книга).

Представленные игры и упражнения способствуют развитию зрительно-пространственных представлений.

1. Игра «Найди спрятанное». Взрослый просит ребенка найти спрятанный им предмет. Но искать необходимо по словесной инструкции. К примеру: «Встань лицом к двери, сделай три шага влево, повернись направо и сделай один шаг и т.д.».

2. Предложить ребенку показать различные части тела: правое ухо, левый глаз и т.д. Затем задание можно усложнить: показать правое ухо левой рукой, правой рукой левый глаз. Это задание формирует у детей умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. Во время прогулки ребенку можно предложить такое задание: рассмотреть окружающие его предметы относительно друг друга. Например: «Дерево растет слева от скамейки» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». В литературе и  книгах по подготовке ребенка к школе можно встретить графические диктанты. Они не только помогаю ребенку научиться ориентироваться на листе в клетку и развивают зрительно-пространственную ориентировку, но и подготавливают руку к письму.

5. Игры с конструктором и кубиками. Попросите ребенка сложить из кубиков или конструктора по образцу какой-нибудь предмет.

6. В детских журналах очень часто можно увидеть задание "Найди отличия". Это упражнение также способствует развитию зрительно-пространственных представлений.

7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок определяет, чего не хватает на рисунке и дорисовывает.

8. «Что изменилось?» Перед ребенком раскладываются игрушки или картинки в определенной последовательности. Ребенок отворачивается, взрослый в это время меняет местами предметы. Ребенок старается вспомнить, что изменилось.

Развитие мелкой моторики.

Хорошо развитая мелкая моторика рук ребенка имеет первостепенное значение для  полноценного освоения ребенком навыков письма. Упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют  речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1. Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время вашей с ребёнком совместной деятельности родителя и а, на прогулке и т.д.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Обведение изображений по контуру – «трафареты».

Можно предложить упражнение «Ажурный рисунок»

Цель: развивать точность движений.

Лист с рисунком (трафарет) положить на сложенную в несколько раз ткань. Ребенок зубочисткой прокалывает дырочки по контуру трафарета (рисунка). Когда работа закончена, можно посмотреть на свет полученное изображение.

4. Раскрашивание изображений и рисование.

5. «Выкладывание по контуру». Можно использовать раскраски. Ребенку предлагается из выбранного им материала (фасоль, скрепки ракушки и т.д.) выложить контур фигуры, а можно дать задание полностью «закрасить».

6. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

7. Упражнения с пинцетом. Ребенку дается миска с разноцветными бусинками и предлагается разложить бусинки по цвету при помощи пинцета.

8. Выполнение аппликаций также служит хорошим упражнением на развитие мелкой моторики рук.

9. «Бусы». Если нет разноцветных бусинок, их можно заменить окрашенными макаронами. Можно предложить ребенку самостоятельно придумать последовательность бусинок по цвету, а можно и попросить сделать по определенному образцу.

10. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

11. Лепка из пластилина и глины.

12. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

13. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

14. Вышивание.

На сегодняшнее время существует множество популярной литературы, направленной на  развитие речи и исправление недостатков речи. В помощь педагогам и родителям для занятий с ребенком могу посоветовать следующие книги:

1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

4. Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.

5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.

6. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.

7. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.

12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.

13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.

14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.

 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, чтобы у ребенка не возникло проблем в процессе освоения навыков  письменной речи в связи с несформированной устной речью, постарайтесь осмотрительно подходить  к своей речи. Очень важно окружать ребенка  образцовым речевым общением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Методические рекомендации для родителей "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Рекомендации по развитию связной речи:1. Составление предложения по трем картинкам.2. Обучение пересказу3. Составление описательного рассказа4. Составление  рассказа по сюжетной картине5. Составл...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы  у  ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...