Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

 Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии.

Письмо - сложный вид психической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого – педагогической работе с детьми дошкольного возраста»    Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Работа по профилактике дисграфии тесно связана с гармонизацией развития личности ребенка в целом, поскольку письмо – это сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи. Профилактика нарушений письменной речи также предполагает формирование у дошкольников готовности к обучению грамоте.

   Наиболее компетентными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются детские логопеды.

Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствования их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально – волевой сферы, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность. А также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития – овладение письменной речью.

Работая с детьми, необходимо уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. За время пребывания в логопедической группе дети овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв. Иначе говоря, в правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

 Между характеристиками устной и письменной речи нет однозначно прямой зависимости. Письмо – сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные формы психической деятельности, поэтому профилактика дисграфии не может ограничиваться кругом детей с нарушениями речи. Практика свидетельствует о том, что большинству современных дошкольников не мешало бы полноценное взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребенка дефекты речи или выраженные нарушения ее развития.

Несмотря на то, что программа педагогических занятий с детьми в детских садах предусматривает их подготовку к освоению школьных навыков, многие дети в силу индивидуальных особенностей характеризуются недостаточным / по сравнении со средневозрастным/ или дисгармоничным формированием ряда психических функций, важных при овладении письмом. Индивидуальные различия детей, особенности их психической активности мало учитываются как в массовых детских садах, так и в процессе обучения ребенка в массовой школе. Следствием этого могут являться сначала затруднения и отставание в формировании письма, а затем появление стойкой дисграфии. Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае, если у ребенка выявляются какие – либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно – развивающую помощь от специалиста.

Существующие  методики, направленные на выявление предрасположенности ребенка дошкольного возраста  к возникновению  дисграфии, единичны /А.Н. Корнеев, 1997 г. Л.Г. Парамонова, 2001 г./ и не всегда могут быть использованы в массовом детском саду, поскольку направлены на работу учителя – логопеда в логопедических группах. Наличие в детском саду логопеда, целенаправленно занимающегося профилактикой дисграфии со всеми детьми – явление  редкое.

 Направления работы по профилактики дисграфии у дошкольников:

1 Развитие сенсорных функций и психомоторики / зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно – двигательных реакций и графо – изобразительных способностей/.

2.Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций

/ слуходвигательных, зрительно – двигательных, слухозрительных связей;

 Способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.

3.Развитие психических функций / зрительного и слухового внимания, памяти/.

4. Развитие интеллектуальной деятельности / мыслительных операций:

Сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков

планирования деятельности; самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности.

5.Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц / развитие связной монологической  речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико – грамматического и фонетического оформления речи/. Н.И. Гуткина / 2000г/ выделяет три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальной.

Интеллектуальная зрелость подразумевает достаточный уровень

 Развития у ребенка таких психических функций как дифференцированное восприятие, произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление.

Эмоциональная зрелость предполагает  возможность ребенка произвольно регулировать свое поведение, продолжительно заниматься интеллектуальной деятельностью. Социальная зрелость прежде всего заключается в сформированности у ребенка мотивов  к учению, включающих в себя потребность в коммуникации со сверстниками и взрослыми на более высоком / школьном/ уровне и познавательную потребность. С точки зрения психологии одна из наиболее сложных задач профилактики затруднений и неуспешности детей в обучении – это формирование у детей старшего возраста мотивации к учению и произвольного поведения, базирующегося на ее основе.

Сформированные у ребенка мотивация и произвольное поведение являются необходимыми компонентами овладения письмом и чтением и их полноценной реализации в учебной деятельности.

Задача по формированию данных компонентов готовности к обучению пока что, как правило, не является значимой и самостоятельной задачей в структуре коррекционно- развивающей работы логопеда. Однако современные психологические и нейропсихологические методики работы с дошкольниками, направленные на гармонизацию развития ребенка и полноценную подготовку его к обучению  в школе, способы ее решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы...

Предупреждение нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия.

В работе раскрыта актуальность материала по обозначенной теме, указаны цели и задачи цикла занятий. В качестве примера  приведен конспект одного из занятия цикла....

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...