Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
материал (подготовительная группа) по теме

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.

Как организуется восприятие классической музыки.

Предметно-развивающая среда.

Преемственность с музыкальной школой искусств.

Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 62»

г. Энгельса  Саратовской области

Сообщение

(из опыта работы)

Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

                                         Музыкальный руководитель

                                               Новоженина Ирина Викторовна

                                            Дата проведения: 08.02.2012 г

                         Место проведения:

                                         учебно-методический центр

Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

                                             «Нельзя растить полноценного человека

                                                без воспитания в нем чувств прекрасного»

                                                                                                 Р. Тагор (слайд)

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. (слайд)

Необходимым условием формирования  основ музыкальной  культуры детей является  накопление  опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства. Развивая эмоциии, интересы, вооображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их  последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать  опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем  успешнее его развитие. Восприятие произведений  музыкального искусства ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств.

(слайд) Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать.
      Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.  

 Поэтому  воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей.

Знакомясь   с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других  дети постепенно приобщаются  к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармоничной личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов  Интонационно-образный строй современной классической  музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывают  художественный вкус.

(слайд)Программа воспитания и обучения  в детском саду под ред. М.А Васильевой,  Т.С. Комаровой   по разделу «Слушание»  имеет конкретные задачи:

-  знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;

- обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкальную восприимчивость детей;

- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

- знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм);

-жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов;

Исходя из поставленных задач видно, что  программная   установка   системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении  направлена   на развитие,  расширение   и углубление художественно-эстетического воспитания дошкольников.

         Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей и мой собственный показал, что   зачастую предлагаемые методы и приемы организации  восприятия музыки дошкольниками по программе М.А. Васильевой,  нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.  Поэтому, организуя свою работу по  музыкальному воспитанию,   наряду с  программой  М.А Васильевой,  я     использую  программу дополнительного образования О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».  В   данной  программе музыкальные произведения систематизированы по принципам: тематический, концентрический, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Эти принципы  обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

Также программа О.П. Радыновой предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

      В своей работе по музыкальному воспитанию  основной упор делаю  на     художественно-эстетическое  развитие дошкольников  через    восприятие классической музыки.

В связи с этим мною были определены и поставлены следующие задачи.

(слайд)

 Задачи работы:

-расширять знания детей о музыке,   накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

-вызывать сопереживание музыки, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;

-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (рисунках, пластике, инсценировках);

- побуждать к оценке музыки;

Организацию восприятия классической музыки реализую в ходе музыкального воспитания по  следующим этапам:  (слайд)

 1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

 2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

 3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

 

 4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

  5 этап – контрольно-аналитический.

(слайд) На 1 этапе   работа была  направлена на создание музыкального центра для слушания музыки.

  - в первую очередь всегда настроенный музыкальный инструмент, обеспечивающий чистоту звука при исполнении музыкальных произведений;

-наличие и использование  современной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения;

-видеотехника  дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой;

-видеозаписи позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей, развивают познавательный интерес  детей, расширяют их зрительные, музыкальные и слуховые образы;

- создание  атмосферы зрительного зала (погашен свет,  зажжены свечи,  музыка может звучать в записи, в исполнении педагога или  учащихся детской музыкальной школы.

  Этот приём дети очень любят, использование этого приёма благоприятно влияет на усвоение детьми прослушанной музыки, повышает интерес к процессу восприятия музыки.
- наличие и использование дидактического, демонстрационного материала;

(слайд) 2 этап  осуществляю  через проведение традиционных и   доминантных   музыкальных занятий.  

 В процессе слушания   учу  детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

(слайд) Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:

- Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.

- Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.

- Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие  с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.

 Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

(слайд) 3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

 

Работу с детьми на этом этапе осуществляю через проведение интегрированных , тематических занятий,  праздников, развлечений, театрализованных представлений, музыкальных досугов, вечеров встреч.

     Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыка, рисование, живопись, поэзия.  

Мною  разработан  цикл интегрированных занятий по теме «Море в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыки» для детей старшей и подготовительной групп. Сюда вошли такие занятия как «Там, где море вечно плещет…», «Ты волна, моя волна…» и др.  на этих занятиях  дети слушают произведения Н.Римского-Корсакова «Шехерезада» «Море и Синдбадов корабль», С. Прокофьева «Утро», П.И. Чайковского «Ноктюрн», рассматривают картины И.Айвазовского «Неаполитанский залив. Утро», «Девятый вал» и другие. Разработала цикл  тематических занятий - «Музыкальные  инструменты», в который вошли  такие занятия, как «Инструменты симфонического оркестра», «История маленькой скрипки», «Сказочный мир превращений», «Ударные инструменты»,  «Душа скрипки», «Струнные инструменты» 

   Дети очень любят занятия, на которых слушание музыки объединяется с рисованием.  Прослушав сказку С.Прокофьева «Петя и волк», дети с удовольствием изобразили героев сказки в своих рисунках. (слайд)

Занятия  по теме «Сказка в музыке    включают  в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, русских народных сказок; просмотр видеоматериалов; музыкальные импровизации: движение и игра на музыкальных инструментах; рисование).

Для детей подготовительной к школе группе  цикл интегрированных занятий «Волшебное озеро» включает в себя музыкальные произведения А. Лядова «Волшебное озеро» и «Кикимора», П.И. Чайковского «Баба Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

Тематические занятия «Сказочный мир Эдварда Грига» -  «В пещере горного короля», «Шествие гномов»

(слайд) Со старшими дошкольниками продолжаем  слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Очень интересно прошло музыкальное развлечение «У Лукоморья дуб зеленый» по мотивам сказок А.С. Пушкина,    где дети исполняли танцевальные импровизации под музыку  Э.Грига «В пещере горного короля», «Шествие гномов», П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро»,  М.Глинки  «Марш Черномора», Р. Вагнера  из  оперы «Валькирия»,    затем выразили свои впечатления в рисунках

Музыкальные сказки с использованием небольших инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию таких сложных жанров как опера и балет. Знакомлю детей с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила», балетами П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», С.С. Прокофьева «Золушка».

(слайд) Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи с  в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года,  отражают свои впечатления   в рисунках

 

(слайд) 4 этап- организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности : игровой, художественной, двигательной.

     Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

   Часто  сюжеты сказок,  положенные в основу   музыкального произведения, становятся  воплощением замысла   и его реализации  через   сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры- драматизации и развлечения.  После ознакомления с музыкой и персонажами из балета П.И. Чайковского  «Лебединое озеро»  девочки  с удовольствием через движения  передают  образ   прекрасной Царевны –Лебедь,  познакомившись  с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»  мальчики отражают в своих играх образы  храбрых, сильных богатырей.

 Прием –оркестровка музыкальных произведений, который использую на занятиях,  пользуется успехом  у детей   в     музицировании.

 Дети через звучание различных музыкальных инструментов передают и закрепляют характеры  знакомых персонажей.

      Важным условием  для организации самостоятельной  деятельности  дошкольников является  содержательная музыкальная предметно-развивающая среда в группах,  включающая (слайд) пособия и оборудование, которое можно разделить на два типа:     

1) требующие участия педагога - аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи, диски) , технические (магнитофон, телевизор, DVD),  портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин;

2) используемые детьми самостоятельно – инструменты (металлофоны, арфы, триолы, цитры и т.д),  настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты.

Успешная организация самостоятельной деятельности дошкольников – это умело спланированная и организованная  совместная работа музыкального руководителя и воспитателя.

(слайд) 5 этап

Мониторинг эстетического воспитания детей осуществляю  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий, индивидуальной работы, бесед с  детьми, муз-дидактических игр.

Методика проведения исследования детей по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой включает три этапа:

1. обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. выявление особенностей музыкальных представлений и отношения к музыке;

3. диагностика музыкальных предпочтений детей.

(слайд)

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей.  

 – дети стали более увлеченно слушать классическую музыку:

появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;

 – дети  научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

 –  умело подбирают теплые и холодные цвета красок  к прослушанной музыке, отображают   в своих рисунках;

 – создают  пластические этюды и танцевальные композиции;

 –  научились находить яркие тембровые краски и инструментировать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

 Продолжая работу  по   художественно-эстетическому  воспитанию детей  

 на протяжении нескольких лет  осуществляем      взаимодействие и сотрудничество  с педагогическим коллективом  музыкальной школы   МОУ ДОД ДШИ  № 2.

(слайд)Воспитанники нашего дошкольного учреждения        являются учениками  муз. школы, обучаются  игре на фортепиано, скрипке,  виолончели, народных инструментах,  духовых муз. инструментах. Они с  удовольствием приходят к нам с  концертами,  многие из них участвуют в конкурсах  среди учащихся музыкальной школы, занимают призовые места,  радуя нас своими успехами и достижениями.

(СЛАЙД)В течении 2009-2011 г.  организованы и проведены следующие совместные  мероприятия:

  1. Творческий проект «Город мастеров»
  2. Музыкальные занятия «Песня, танец, марш», «Музыка, передающая настроение и чувства человека»;
  3. Лекция-беседа «Сказка в творчестве Н.А. Римского –Корсакова»;
  4. Лекция-концерт «Путешествие в мир музыкальных инструментов;

 К посещению таких концертов и мероприятий  обязательно привлекаем родителей.

Это дает  возможность приобщить их   к высокому искусству, обогатить их знания, представления.

     В свою очередь  также провожу планомерную работу с родителями.

слайд  Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:

  1. повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи);
  2. пропаганда музыкального искусства (возможность пользования фонотекой, организация презентаций);
  3. вовлечение в музыкально-образовательный процесс(открытые занятия, участие в них);
  4. совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Традиционным стало проведения музыкальных гостиных, в которых участвуют родители: «Услышим музыку вокруг», «Мелодии зимы»,   «Осенних дней очарованье», «Под музыку Вивальди» и др.   Радует, когда  родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учить музыке, какую музыку слушать?    Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания.  Родители в свою очередь помогают в изготовлении костюмов, атрибутов к  музыкальным спектаклям, театрализованным представлениям.

Многие родители со своими детьми посещают театр оперы  и балета  им. Чернышевского,  посещают концерты  в Консерватории.        

 Таким образом, можно сделать вывод,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется  в результате планомерно выстроенной работы и выполнения   поставленных задач на всех этапах  работы.