"Сказочный мир театра"
статья (младшая группа) по теме
Статья посвящена ознакомлению младших дошкольников со сказкой через использование перчаточных кукол. В приложении собраны и систематизированы сценарии театральных постановок для малышей, упражнения для вхождения в образ, речевой материал и пальчиковая гимнастика для развития дикции и мелкой моторики рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказочный мир театра
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть? Ну что ж, предлагаем поиграть в сказку, и, надеемся, тебе, малыш, это принесет радость.
Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остается только эту палочку найти, ведь в ее существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья.
Мы взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагаем, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти: трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло будет наказано.
Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет держать в лапах неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует его видению мира.
Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Возьмите на себя любую из этих ролей, и вы тоже станете волшебником! Это в ваших силах! Стоит только взмахнуть волшебным платком, и все вокруг преобразится: оживет сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, все озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
В созданной нами волшебной стране появятся образы доброго и простодушного Мишки, хитрой Лисы и робкого Зайчика, озорного и веселого Петрушки. И все они обязательно подружатся между собой, ведь в сказке не может быть иначе.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной для них форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.
В своей работе с детьми уже в младшем дошкольном возрасте знакомим со многими русскими народными сказками. Это знакомство происходит и на страницах книг, и при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций. А также предоставляем детям еще одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки - через театр. Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Козлята и волк”, “Колобок”, “Петух и бобок”, “Заюшкина избушка” и многие другие сказки.
Каждый день, используя в работе чтение художественной литературы, чтение сочетаем с мимикой. Кроме того, стихи используем ежедневно при общении с детьми. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью используем перчаточный театр игрушек, одновременно создаём зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста показываем детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены ... на одной или двух руках. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников на занятиях, ставим различные спектакли и даже эстрадные номера.
Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться. Принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть “букой”. Все, что может испытывать ребенок, может выражать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Надеваю куклу на руку - и в жизнь входит сказка.
Возможности этих кукол безграничны. В самом маленьком возрасте используем простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей.
Мы с удовольствием показываем спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории.
Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает “говорящую” куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально.
Читая стихотворные тексты, подключаем по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге с взрослым, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Сначала ребенок видит маленький спектакль в руках воспитателя, а затем появляется желание взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом.
Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Ежедневно в своей работе включаем театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный - станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Игры драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывaeт историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку.
Некоторые упражнения с детьми начинаем проводить с младшей группы. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как воспитатель вводит персонажей, как говорит, действует за них. И предлагает им поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложняем упражнение - дети по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позволяем это сделать всем. Но прежде объявляем конкурс - кто лучше? Победителю - аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обращаем их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешаем попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекаем внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Называя сказку, дети угадывают, за какую девочку или за какого медведя говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Часто используем подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: "здравствуйте" (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); “до свидания" (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); "дай" (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); "возьми" (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.
Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок. Поэтому многие методические приемы непосредственно включаем в описание сюжетов игр. Наша задача - найти новые, более интересные и совершенные.
Реализация поставленных задач осуществляется в повседневной жизни детей. Занятия и упражнения проводятся в индивидуальной или подгрупповой форме. Отработанные сценки или постановки представляются группе детей в праздничной форме. Такие развлечения стали в нашей группе, настоящей традицией дети с нетерпением ждут все новых сказок, разыгранных с использованием перчаточных кукол воспитателем и детьми.
Следует указать на то, что именно перчаточный театр наиболее доступен детям. Ребенку младшего дошкольного возраста гораздо проще управлять куклой на своей руке, нежели войти в образ героя, надев на себя костюм. Перчатки при малейшем движении пальцев тут же превращается в настоящую куклу, начинает двигаться и жить в руках ребенка. В результате систематических тренировок ребенок осваивает технику вождения, как перчаточных кукол, так и героев пальчикового театра. В нашей группе нет ни одного ребенка, коры бы не проявлял интерес к данному виду театра. Все дети с особым желанием участвуют в различных постановках.
Сложнее всего детям даются движения сразу нескольких пальцев рук, так как мелкая моторика малышей еще не совершенна. С этой целью ежедневно используем специальные пальчиковые упражнения, которые собраны в альбом вместе с речевым дополнительным материалом. В результате этого к концу года мускулатура детей окрепла, и куклы движутся свободно. Речь детей стала более внятной и выразительной. Большинство малышей научились управлять тембром голоса, его высотой.
Опыт работы показал, что большие по объему сценарии театрализованных постановок, трудно даются детям. Поэтому нами собран и систематизирован материал с различными сценариями.
Насколько было удивление родителей, когда на одном из совместных мероприятий они увидели своих раскрепощенных, эмоциональных малышей. Следует отметить, что в работе с родителями часто используем папки-передвижки, листовки, консультации, темой которых являются перчаточные куклы.
В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что взрослый обязательно выслушает и примет предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.
Дети часто удивляют своей находчивостью. Решения принимают быстро и с легкостью.
Работу по ознакомлению детей со сказкой осуществляется систематически и целенаправленно.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей со сказками;
- научить различным способам кукловождения перчаточных кукол.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность;
- развитие речи, интонации;
- развитие творческих способностей детей, умение импровизировать.
Воспитательные:
- воспитывать умения детей действовать в коллективе;
- пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо чувствовать, сопереживать;
- раскрепощать каждого ребенка.
При ознакомлении детей с новыми перчаточными куклами использую художественное слово, которое собрано в работе.
Таким образом, использование перчаточных кукол при ознакомлении младших дошкольников со сказкой позволяет в значительной степени повысит интерес к разным видам театра и художественным произведениям, развить мелкую моторику ребенка, его артистические способности, выразительность речи и умение импровизировать, подготовить к дальнейшей театральной деятельности дошкольников. Знания и умения, полученные детьми в результате проведенной работы, позволяет в дальнейшем свободно играть любую роль в театральных постановках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в сказочный мир театра
Конспект непосредсвенной образовательной деятельности ОО "Социально-коммуникативное развитие"...
Информация для родителей: "Сказочный мир театра"
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениям...

Художественно - творческое воспитание детей в процессе реализации авторской интегрированной программы "Сказочный мир театра".
В материале представлен опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ....

Интегрированное занятие «Сказочный мир театра»
Театрализованная деятельность:- Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребенка.- Знать виды театра (кукольный),устройство театра (гард...

мастер - класс "Сказочный мир театра"
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба п...

Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»
Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»...

Консультация для родителей «Домашний театр. Досуг для семьи. Сказочный мир театра»
Консультация для родителей«Домашний театр. Досуг для семьи.Сказочный мир театра»...