Опыт оздоровительной работы в группе детского сада
статья по теме

Сердюк Наталья Петровна

Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрастных группах достигает 50 —80%, и в частности, расстройствами нервно-психической сферы страдают 12-15% детей дошкольного и раннего возраста, что вместе с группами риска составляет 35 — 40%. Можно сделать вывод: неблагополучие начинается в раннем возрасте и часто остается нераспознанным. В связи с чем, проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_ozdorovleniyu.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

В нашем детском саду отработана система оздоровительных мероприятий. Оздоровительная направленность  строится на основе концепции социально-оздоровительной технологии Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» и проходит по следующим направлениям:

  1. I- е направление. Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей (приложение №1).

Мероприятия этого направления реализуются на основе комплексного подхода. В него заносятся данные о ребенке: его антропометрические данные, группа здоровья, его основное заболевание, отмечены аллергически настроенные дети.

На основании этой комплексной оценки состояния здоровья разрабатывается схема индивидуально-профилактических мероприятий (приложение №3) Такой подход дает нам педагогам возможность осуществлять индивидуально дифференцированный подход к организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов.

  1. II-е направление.  Рациональная двигательная активность. 

Разработан режим организованной двигательной активности, который включает в себя разнообразные формы работы:

 - Утренняя гимнастика. Вот сколько минут она проходит у Вас? У нас она проходит нетрадиционно – до 30 минут. Наша гимнастика это не набор основных упражнений, а это комплекс, куда входят – и дыхательная гимнастика, и упражнения для коррекции стоп и позвоночника, и упражнения на релаксацию. Все это проводится в хорошо проветриваемом помещении.

- Плаванье, является одной из сильных форм воздействия на развивающийся, растущий  организм: это воздействие воды, воздуха, температуры и двигательной активности плюс посещение сауны, с обязательным приемом лечебного чая.

Необходимое количество движений по выполнению двигательного режима дети получают через дополнительные мероприятия: прогулка на свежем воздухе, пробежка по массажным дорожкам, оздоровительные мероприятия с инструктором ЛФК, упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы во время проведения непосредственно образовательной деятельности (массажные коврики лежат под столом во время проведения непосредственно образовательной деятельности и дети самостоятельно, непроизвольно топают по нему), дыхательная гимнастика.

Гимнастика после дневного сна с контрастными воздушными ваннами – это особая часть оздоровительных мероприятий. Разработаны целые комплексы, которые позволяют привести организм ребенка после дневного сна в состояние бодрости. После дневного сна дети поднимаются щадящее, индивидуально.

В течении дня с детьми проводится пальчиковая гимнастика, полоскание полости рта, также проводится туалет носа

3. III-е направление. Система эффективного закаливания (Приложение№5).

К закаливающим мероприятием мы относимся очень осторожно. Хотя и знаем что это полезно.

При организации закаливания мы соблюдаем  ряд этапов требований:

  1. Проводим  оценку здоровья ребенка, (если этот ребенок после болезни, то мы его не исключаем от закаливания, при этом учитываем ослабленность организма и дозируем по времени. Также смотрим на общее состояние ребенка, учитываем его психологические черты, и тип характера. Учитывается также протест и страх ребенка.

Предпочтение отдаем контрастному воздушному закаливанию, которое представлено в приложении №6.

Любой метод закаливания предполагает его непрерывность. Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск и т.д.), начинать процедуры для такого ребенка необходимо с начальной стадии.

  1. IV- е направление. Обеспечение рационального питания (Приложение №7).

К этому направлению я как бы отношения не имею, я просто обеспечиваю контроль за соблюдением режима питания аллергически настроенных детей.

Эти дети сейчас есть в каждой группе, они записаны в «Паспорте здоровья» группы. Это очень удобно при замене воспитателя на группе.

  1. V-е направление.  Организация комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ (Приложение №8).

Это компонент работы психологической службы сада.

6. VI-е направление. Создание условий для оздоровительных режимов (Приложение №9).

Детям необходим особый подход, бережное отношение и щадящий режим работы, заключающийся в создании  комфорта для полноценного физического и психического развития.

Несмотря на колоссальный труд направленный на укрепление и сохранение здоровья воспитанников достичь желаемого результата не возможно без взаимодействия и поддержки семьи. Это целая система, целенаправленная работа по пропаганде ЗОЖ, обучение их конкретным действиям и методам по оздоровлению ( обучаем дыхательной гимнастике, знакомим с методикой закаливания). Мы постоянно, может быть первое время и навязчиво говорим с родителями о здоровье ребенка, что это прежде всего делается в интересах ребенка, как бы при этом затрагиваем их самолюбие.

Знакомим родителей с лечебно профилактическими мероприятиями проводимыми в детском саду. Родители принимают участие в составлении индивидуальных схем оздоровления детей.

Это приносит видимый результат - снижается заболеваемость, увеличивается посещаемость.

Удачи Вам в работе!

Приложение № 2

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

за 200__ - 200__ учебный год

Ф. И. О.                                                                                                     

Дата рождения                                                                                                       

Группа                                                                                                                    

Адрес                                                                                                          

№ п/п

Содержание

Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей

Сентябрь

Май

I. Определение уровня привычной двигательной активности.

Средняя Д. А.

Средняя Д.А.

II. Психофизиологические характеристики.

Соотв. возрасту

Соотв. возрасту

III. Физическое развитие:

1

Масса

17

19

2

Рост

105,5

108,5

3

Окружность груди

57

58

4

Осанка

нормальная

Норма

IV. Уровень двигательных способностей:  

1

Прыжок в длину с места (см).

0,80            выс. ур.

0,82            выс. ур.

2

Гибкость (см).

(-) 10           низ. ур.

(-) 4           низ. ур

3

Прыжок в высоту с места (см).  

0,16        средн. ур.

0,20          выс. ур.

4

Челночный бег 2 х 5 м  (сек).

4,4          средн. ур.

4,3          средн. ур.

5

Дальность броска мешочка с песком правой рукой (вес 150 – 200 г).

3,75       средн. ур.

4,80        средн. ур.

6

Дальность броска мешочка с песком левой рукой (вес 150 – 200 г).

2,80       средн. ур.

4,60            выс. ур.

7

Дальность броска набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками (см).  

1,58        средн. ур.

1,75        средн. ур.

8

Лазанье.

1,30        низкий ур.

1,50         средн. ур.

V. Состояние здоровья.

1

Медицинская группа.

Д II Б гр

Д II Б гр

2

Основной диагноз.

Бр.астма, ЧБД, атопич. ф. легк. степени

Бр.астма, атопич. форма легк. степени

3

Хронические заболевания.

Атопический дерматит, дисбактериоз кишечника,

Атопический дерматит,

4

Заболевания в течение года.

ОРВИ, ОРЗ

ОРВИ

5

Острота зрения.

1,0/1,0

1,0/1,0

6

Стоматологический статус.

Нуждается в санации

Санирован

VI. Клиническое обследование.

1

ЭКГ

Без патологии

Без патологии

2

Анализ крови

N

N

3

Анализ мочи

N

N


Схема                                            Приложение № 3

индивидуальных лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий

на  уч. год  МДОУ-д/с «Аленький цветочек»

Наименование

Отметка о выполнении

Октябрь

  1. КУФ зева – носа, № 5
  2. Аскорбиновая кислота, 2 раза в день, № 15
  3. Массаж № 10
  4. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Ноябрь

  1. Стиммунал 1 раз в день, № 20
  2. Кислородные коктейли,  № 10
  3. Ингаляции с отв. трав, противогриппозным сбором № 5
  4. Массаж № 10
  5. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Декабрь

  1. Оксолиновая мазь в нос, 1 раз утром  № 10
  2. Пищевая добавка – кальцид, 2 раза в день № 20
  3. Общее УФО – № 10
  4. Массаж № 10
  5. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Январь

  1. Массаж № 10
  2. Адаптоген – Драже элеутерококка, 1 раз в день, № 20
  3. Кислородные коктейли, № 10
  4. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Февраль

  1. Йод-актив 50 мг, 1 р. в день, № 30  
  2. Аскорбиновая кислота, 2 раза в день, № 15
  3. КУФ зева – носа, № 5
  4. Массаж № 10
  5. Инд. мероприятия по назначению врача

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Март

  1. Настойка аралии, 1 раз утром № 20
  2. Оксолиновая мазь в нос, 1 раз утром  № 10
  3. Общее УФО № 10
  4. Массаж № 10
  5. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Апрель

  1. Пищевая добавка – кальцид + магний

      (мл. гр. ½ т. х 2 р.; ст. гр. 1 т. х 2 р.), № 20

  1. Кислородные коктейли,  № 10
  2. Ингаляция с минеральной водой № 5
  3. Массаж № 10
  4. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Май

  1. Витаминный чай № 10
  2. Пищевая добавка с ламинарией, 1. х 2 р., № 30
  3. Массаж № 10
  4. Инд. мероприятия по назначению врача

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Текущие мероприятия в течение года:

  1. ЛФК
  2. Сауна
  3. Бассейн
  4. Полоскание зева отварами трав № 10
  5. Витаминные чаи
  6. Лечебные ванны
  7.  Линекс,  ИРС – 19

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

_______________________________________

Приложение № 3 -а 

КОРРЕКТИВЫ К СХЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

                                             НА 200__ – 200__ уч. год

Ф. И. ребенка  ___________________________, 19___ г.р.,

д – з : Бронхиальная астма, легкой степени. Атопический дерматит. Дисбиоциноз. Дискинезия ЖКТ. Плосковальгусные стопы

Вегетативный статус:    симпатикотония

 НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

 СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

Питьевой режим :

Рекомендовано ограничить потребление

Жидкости после 14 часов и в ночное время

Диета :

Рекомендовано потребление пищи  4 – 5 раз

в день, небольшими порциями, утром до

завтрака 1 ст. ложку растительного масла,

постоянно. Комплексный обед начинать с 1 – 2 глотков кислого напитка или кусочка лимона, затем салат, второе, первое блюдо, в

конце обеда 2 – 3 глотка кислого напитка.Во

второй половине дня рекомендовано ограни-

чить потребление соленых продуктов

Физические нагрузки :

Рекомендованы все виды физических упражнений согласно возраста со статическим

Напряжением

Умственные нагрузки :

Рекомендованы умственные занятия до 11 час

Водные и закаливающие  процедуры :

Показаны сауна, бассейн, курсы хвойно –

солевых ванн № 10 – 12 процедур. После

ванн тщательно растереть кожные покровы

Рекомендации по обследованию :

Медикаментозная и физиотерапия :

Линекс по 1 капсуле 2 раза в день, 24 дня

ИРС 19  2 раза в день, 24 дня

УФО  стоп № 7 в эритемной дозе

Приложение № 3-б

  КОРРЕКТИВЫ К СХЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

                                             НА 200__ – 200__ уч. год

Ф. И. ребенка  ___________________________, 19___ г.р.,

д- з : ПППЦНС. ЗНПР.  Алалия. Дискинезия ЖКТ. Дисбиоциноз кишечника.  Атопический дерматит. ЧДБ.

Вегетативный статус : ваготония

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

    СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

Питьевой режим :

Рекомендовано ограничить прием жидкости

после 14 часов и в ночное время

Диета :

Рекомендован прием пищи 4 – 5 раз в день,

небольшими порциями, утром до завтрака

1 ст. ложку растит. масла, постоянно.  Обед

начинать с 1 – 2 глотков кислого напитка или

кусочка лимона, затем салат, второе, первое

блюдо, в конце обеда 2 – 3 глотка кислого

напитка. Во второй половине дня не рекомендован прием соленых продуктов

Физические нагрузки :

Рекомендовано проводить физические занятия

до 11 часов Все виды физических упражнений

согласно возраста со статическим напряже –

нием

Умственные нагрузки :

Рекомендовано проводить умственные занятия

до 11 часов дня. Ограничение компьютерных

игр и просмотра телевизора до 2 часов неделю

Водные и закаливающие процедуры:

Показаны сауна, бассейн, курсы хвойно –

- солевых ванн № 10 – 12 процедур. После

ванн тщательно растереть кожные покровы.

Рекомендации по обследованию :

Анализ кала на дисбактериоз

Медикаментозная и физиотерапия :

ИРС 19   2 раза в день, 2 недели ( январь, апрель)

Линекс по 1 капсуле 2 раза в день, 24 дня

Аевит по 1 капсуле в день, 30 дней

Церебролизин по 1,0 мл внтримышечно № 15

Пантагам по 0,25 таб 2 раза в день, 1 мес.

Циннаризин по 1*3 таб 2 раза в день( днем,

на ночь ), 1 мес.

Приложение № 4

II-е направление

Рациональная двигательная активность детей.

Режим двигательной активности детей  в течение дня

Режимные моменты

Ясельная группа

Младшие группы

Старшие группы

Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность на министадионе

Ежедневно

30-40 минут

Ежедневно

30-40 минут

Ежедневно

30-40 минут

Утренняя гимнастика

Ежедневно

20 минут

Ежедневно

25 минут

Ежедневно

30 минут

Занятия физкультурные

3 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Коррекционное плавание

-

2 раза в неделю

2/3 раза в неделю  

Сауна

-

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Физминутки во время занятий

3-5 минут

5-8 минут

8-10 минут

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Прогулка с большой физической активностью

30-40 минут

1 час

1,5-2 часа

Корригирующая гимнастика после сна

15 минут

20 минут

25-30 минут

Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры, занятия в тренажерном зале

20 минут

30-35 минут

35-40 минут

Физдосуг

1 раз в неделю

1 раз в неделю

День здоровья

1 раз

в месяц

1 раз

в месяц

1 раз

в месяц

Олимпийские игры

1 раз

в год

Посильный физический труд

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Приложение № 5 III-е направление

Требования

Проведение комплексной оценки здоровья ребенка

Выбор метода закаливания

Корректировка действий педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания

Учет противопоказаний к закаливанию организма

Правильно организованная система закаливания обеспечит:

Поддержание температурного баланса тела

Компенсацию и нормализацию функционирования детского организма

Нормализацию поведенческих реакций ребенка

Улучшение показателей физического развития

Снижение кратности инфекционно-воспалительных заболеваний

Повышение уровня физической подготовленности


Приложение №6

Примерная схема закаливания

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде.

Гимнастика в трусах и в майках, босохождение.

Мед. отвод после болезни.

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде соответственно сезону.

Сон без маек, при открытых фрамугах.  

Индивидуальный учет физического и соматического состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха.

t° воздуха в спальне ниже +14°

Воздушные контрастные ванны:

  1. Гимнастика после сна.
  2. Сауна

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача.

t° воздуха ниже нормы.

Наличие противопоказаний

Босохождение.

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья.

t° воздуха ниже нормы. Наличие мед. отводов.

Вода (температурные воздействия и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему).

Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой).

Постепенное обучение полосканию рта начиная с 1 мл. группы;  Чередование процедуры через две недели (2 недели – отваром трав, 2 недели – кипяченой водой).

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание.

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев, до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванием лица. Процедура проводится 1 раз после сна.

t° воздуха ниже нормы.

Наличие мед. отводов.

Туалет носа.

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой.

Нет

Бассейн.

«Методика обучения плаванию в детском саду» под ред. Осокиной Т.В.

ОРЗ, ОРВИ, активные формы туберкулеза, некоторые формы заболевания почек, сердца.

Солнце (общее t° воздействие на организм)

Прогулка:

  1. Солнечные ванны
  2. Световоздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади обнаженной поверхности кожи подбором одежды.

Изменение продолжительности процедуры.  

лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, t° свыше +30°. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Контроль за оздоровительной работой в ГБДОУ детском саду с аллергическими группами

Контроль за оздоровительной работой вГБДОУ детском саду с аллергическими группами...

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе на участке детского сада

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...

Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада

laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....

Программа оздоровительной работы с детьми детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»

Программа «Здоровье ребенка в наших руках»  направлена  на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основной целью внедрения данной программ...

Организация закаливания как часть оздоровительной работы в условиях детского сада

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.Анализ м...

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...