Опыт оздоровительной работы в группе детского сада
статья по теме
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрастных группах достигает 50 —80%, и в частности, расстройствами нервно-психической сферы страдают 12-15% детей дошкольного и раннего возраста, что вместе с группами риска составляет 35 — 40%. Можно сделать вывод: неблагополучие начинается в раннем возрасте и часто остается нераспознанным. В связи с чем, проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ozdorovleniyu.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
В нашем детском саду отработана система оздоровительных мероприятий. Оздоровительная направленность строится на основе концепции социально-оздоровительной технологии Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» и проходит по следующим направлениям:
- I- е направление. Определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей (приложение №1).
Мероприятия этого направления реализуются на основе комплексного подхода. В него заносятся данные о ребенке: его антропометрические данные, группа здоровья, его основное заболевание, отмечены аллергически настроенные дети.
На основании этой комплексной оценки состояния здоровья разрабатывается схема индивидуально-профилактических мероприятий (приложение №3) Такой подход дает нам педагогам возможность осуществлять индивидуально дифференцированный подход к организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов.
- II-е направление. Рациональная двигательная активность.
Разработан режим организованной двигательной активности, который включает в себя разнообразные формы работы:
- Утренняя гимнастика. Вот сколько минут она проходит у Вас? У нас она проходит нетрадиционно – до 30 минут. Наша гимнастика это не набор основных упражнений, а это комплекс, куда входят – и дыхательная гимнастика, и упражнения для коррекции стоп и позвоночника, и упражнения на релаксацию. Все это проводится в хорошо проветриваемом помещении.
- Плаванье, является одной из сильных форм воздействия на развивающийся, растущий организм: это воздействие воды, воздуха, температуры и двигательной активности плюс посещение сауны, с обязательным приемом лечебного чая.
Необходимое количество движений по выполнению двигательного режима дети получают через дополнительные мероприятия: прогулка на свежем воздухе, пробежка по массажным дорожкам, оздоровительные мероприятия с инструктором ЛФК, упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы во время проведения непосредственно образовательной деятельности (массажные коврики лежат под столом во время проведения непосредственно образовательной деятельности и дети самостоятельно, непроизвольно топают по нему), дыхательная гимнастика.
Гимнастика после дневного сна с контрастными воздушными ваннами – это особая часть оздоровительных мероприятий. Разработаны целые комплексы, которые позволяют привести организм ребенка после дневного сна в состояние бодрости. После дневного сна дети поднимаются щадящее, индивидуально.
В течении дня с детьми проводится пальчиковая гимнастика, полоскание полости рта, также проводится туалет носа
3. III-е направление. Система эффективного закаливания (Приложение№5).
К закаливающим мероприятием мы относимся очень осторожно. Хотя и знаем что это полезно.
При организации закаливания мы соблюдаем ряд этапов требований:
- Проводим оценку здоровья ребенка, (если этот ребенок после болезни, то мы его не исключаем от закаливания, при этом учитываем ослабленность организма и дозируем по времени. Также смотрим на общее состояние ребенка, учитываем его психологические черты, и тип характера. Учитывается также протест и страх ребенка.
Предпочтение отдаем контрастному воздушному закаливанию, которое представлено в приложении №6.
Любой метод закаливания предполагает его непрерывность. Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск и т.д.), начинать процедуры для такого ребенка необходимо с начальной стадии.
- IV- е направление. Обеспечение рационального питания (Приложение №7).
К этому направлению я как бы отношения не имею, я просто обеспечиваю контроль за соблюдением режима питания аллергически настроенных детей.
Эти дети сейчас есть в каждой группе, они записаны в «Паспорте здоровья» группы. Это очень удобно при замене воспитателя на группе.
- V-е направление. Организация комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ (Приложение №8).
Это компонент работы психологической службы сада.
6. VI-е направление. Создание условий для оздоровительных режимов (Приложение №9).
Детям необходим особый подход, бережное отношение и щадящий режим работы, заключающийся в создании комфорта для полноценного физического и психического развития.
Несмотря на колоссальный труд направленный на укрепление и сохранение здоровья воспитанников достичь желаемого результата не возможно без взаимодействия и поддержки семьи. Это целая система, целенаправленная работа по пропаганде ЗОЖ, обучение их конкретным действиям и методам по оздоровлению ( обучаем дыхательной гимнастике, знакомим с методикой закаливания). Мы постоянно, может быть первое время и навязчиво говорим с родителями о здоровье ребенка, что это прежде всего делается в интересах ребенка, как бы при этом затрагиваем их самолюбие.
Знакомим родителей с лечебно профилактическими мероприятиями проводимыми в детском саду. Родители принимают участие в составлении индивидуальных схем оздоровления детей.
Это приносит видимый результат - снижается заболеваемость, увеличивается посещаемость.
Удачи Вам в работе!
Приложение № 2
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
за 200__ - 200__ учебный год
Ф. И. О.
Дата рождения
Группа
Адрес
№ п/п | Содержание | Динамика здоровья, физического развития и двигательных способностей | |
Сентябрь | Май | ||
I. Определение уровня привычной двигательной активности. | Средняя Д. А. | Средняя Д.А. | |
II. Психофизиологические характеристики. | Соотв. возрасту | Соотв. возрасту | |
III. Физическое развитие: | |||
1 | Масса | 17 | 19 |
2 | Рост | 105,5 | 108,5 |
3 | Окружность груди | 57 | 58 |
4 | Осанка | нормальная | Норма |
IV. Уровень двигательных способностей: | |||
1 | Прыжок в длину с места (см). | 0,80 выс. ур. | 0,82 выс. ур. |
2 | Гибкость (см). | (-) 10 низ. ур. | (-) 4 низ. ур |
3 | Прыжок в высоту с места (см). | 0,16 средн. ур. | 0,20 выс. ур. |
4 | Челночный бег 2 х 5 м (сек). | 4,4 средн. ур. | 4,3 средн. ур. |
5 | Дальность броска мешочка с песком правой рукой (вес 150 – 200 г). | 3,75 средн. ур. | 4,80 средн. ур. |
6 | Дальность броска мешочка с песком левой рукой (вес 150 – 200 г). | 2,80 средн. ур. | 4,60 выс. ур. |
7 | Дальность броска набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками (см). | 1,58 средн. ур. | 1,75 средн. ур. |
8 | Лазанье. | 1,30 низкий ур. | 1,50 средн. ур. |
V. Состояние здоровья. | |||
1 | Медицинская группа. | Д II Б гр | Д II Б гр |
2 | Основной диагноз. | Бр.астма, ЧБД, атопич. ф. легк. степени | Бр.астма, атопич. форма легк. степени |
3 | Хронические заболевания. | Атопический дерматит, дисбактериоз кишечника, | Атопический дерматит, |
4 | Заболевания в течение года. | ОРВИ, ОРЗ | ОРВИ |
5 | Острота зрения. | 1,0/1,0 | 1,0/1,0 |
6 | Стоматологический статус. | Нуждается в санации | Санирован |
VI. Клиническое обследование. | |||
1 | ЭКГ | Без патологии | Без патологии |
2 | Анализ крови | N | N |
3 | Анализ мочи | N | N |
Схема Приложение № 3
индивидуальных лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий
на уч. год МДОУ-д/с «Аленький цветочек»
Наименование | Отметка о выполнении |
Октябрь
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Ноябрь
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Декабрь
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Январь
| __________________________________________ __________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Февраль
| _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Март
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Апрель
(мл. гр. ½ т. х 2 р.; ст. гр. 1 т. х 2 р.), № 20
| __________________________________________ _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Май
| __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Текущие мероприятия в течение года:
| _________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ _______________________________________ |
Приложение № 3 -а
КОРРЕКТИВЫ К СХЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА 200__ – 200__ уч. год
Ф. И. ребенка ___________________________, 19___ г.р.,
д – з : Бронхиальная астма, легкой степени. Атопический дерматит. Дисбиоциноз. Дискинезия ЖКТ. Плосковальгусные стопы
Вегетативный статус: симпатикотония
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ |
Питьевой режим : | |
Рекомендовано ограничить потребление Жидкости после 14 часов и в ночное время | |
Диета : | |
Рекомендовано потребление пищи 4 – 5 раз в день, небольшими порциями, утром до завтрака 1 ст. ложку растительного масла, постоянно. Комплексный обед начинать с 1 – 2 глотков кислого напитка или кусочка лимона, затем салат, второе, первое блюдо, в конце обеда 2 – 3 глотка кислого напитка.Во второй половине дня рекомендовано ограни- чить потребление соленых продуктов | |
Физические нагрузки : | |
Рекомендованы все виды физических упражнений согласно возраста со статическим Напряжением | |
Умственные нагрузки : | |
Рекомендованы умственные занятия до 11 час | |
Водные и закаливающие процедуры : | |
Показаны сауна, бассейн, курсы хвойно – солевых ванн № 10 – 12 процедур. После ванн тщательно растереть кожные покровы | |
Рекомендации по обследованию : | |
Медикаментозная и физиотерапия : | |
Линекс по 1 капсуле 2 раза в день, 24 дня | |
ИРС 19 2 раза в день, 24 дня | |
УФО стоп № 7 в эритемной дозе |
Приложение № 3-б
КОРРЕКТИВЫ К СХЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА 200__ – 200__ уч. год
Ф. И. ребенка ___________________________, 19___ г.р.,
д- з : ПППЦНС. ЗНПР. Алалия. Дискинезия ЖКТ. Дисбиоциноз кишечника. Атопический дерматит. ЧДБ.
Вегетативный статус : ваготония
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ |
Питьевой режим : | |
Рекомендовано ограничить прием жидкости после 14 часов и в ночное время | |
Диета : | |
Рекомендован прием пищи 4 – 5 раз в день, небольшими порциями, утром до завтрака 1 ст. ложку растит. масла, постоянно. Обед начинать с 1 – 2 глотков кислого напитка или кусочка лимона, затем салат, второе, первое блюдо, в конце обеда 2 – 3 глотка кислого напитка. Во второй половине дня не рекомендован прием соленых продуктов | |
Физические нагрузки : | |
Рекомендовано проводить физические занятия до 11 часов Все виды физических упражнений согласно возраста со статическим напряже – нием | |
Умственные нагрузки : | |
Рекомендовано проводить умственные занятия до 11 часов дня. Ограничение компьютерных игр и просмотра телевизора до 2 часов неделю | |
Водные и закаливающие процедуры: | |
Показаны сауна, бассейн, курсы хвойно – - солевых ванн № 10 – 12 процедур. После ванн тщательно растереть кожные покровы. | |
Рекомендации по обследованию : | |
Анализ кала на дисбактериоз | |
Медикаментозная и физиотерапия : | |
ИРС 19 2 раза в день, 2 недели ( январь, апрель) | |
Линекс по 1 капсуле 2 раза в день, 24 дня | |
Аевит по 1 капсуле в день, 30 дней | |
Церебролизин по 1,0 мл внтримышечно № 15 | |
Пантагам по 0,25 таб 2 раза в день, 1 мес. | |
Циннаризин по 1*3 таб 2 раза в день( днем, на ночь ), 1 мес. |
Приложение № 4
II-е направление
Рациональная двигательная активность детей.
Режим двигательной активности детей в течение дня
Режимные моменты | Ясельная группа | Младшие группы | Старшие группы |
Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность на министадионе | Ежедневно 30-40 минут | Ежедневно 30-40 минут | Ежедневно 30-40 минут |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 20 минут | Ежедневно 25 минут | Ежедневно 30 минут |
Занятия физкультурные | 3 раза в неделю | 3 раза в неделю | 3 раза в неделю |
Коррекционное плавание | - | 2 раза в неделю | 2/3 раза в неделю |
Сауна | - | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели |
Физминутки во время занятий | 3-5 минут | 5-8 минут | 8-10 минут |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю |
Прогулка с большой физической активностью | 30-40 минут | 1 час | 1,5-2 часа |
Корригирующая гимнастика после сна | 15 минут | 20 минут | 25-30 минут |
Самостоятельная двигательная активность, подвижные игры, занятия в тренажерном зале | 20 минут | 30-35 минут | 35-40 минут |
Физдосуг | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |
День здоровья | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
Олимпийские игры | 1 раз в год | ||
Посильный физический труд | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Приложение № 5 III-е направление
Требования
Проведение комплексной оценки здоровья ребенка
Выбор метода закаливания
Корректировка действий педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания
Учет противопоказаний к закаливанию организма
Правильно организованная система закаливания обеспечит:
Поддержание температурного баланса тела
Компенсацию и нормализацию функционирования детского организма
Нормализацию поведенческих реакций ребенка
Улучшение показателей физического развития
Снижение кратности инфекционно-воспалительных заболеваний
Повышение уровня физической подготовленности
Приложение №6
Примерная схема закаливания
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания |
Воздух (температурное воздействие на организм) | Утренняя гимнастика | Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде. Гимнастика в трусах и в майках, босохождение. | Мед. отвод после болезни. |
Прогулка | Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде соответственно сезону. | ||
Сон без маек, при открытых фрамугах. | Индивидуальный учет физического и соматического состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха. | t° воздуха в спальне ниже +14° | |
Воздушные контрастные ванны:
| Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате). Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача. | t° воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний | |
Босохождение. | Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья. | t° воздуха ниже нормы. Наличие мед. отводов. | |
Вода (температурные воздействия и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему). | Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой). | Постепенное обучение полосканию рта начиная с 1 мл. группы; Чередование процедуры через две недели (2 недели – отваром трав, 2 недели – кипяченой водой). | Аллергическая восприимчивость |
Обширное умывание. | Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев, до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванием лица. Процедура проводится 1 раз после сна. | t° воздуха ниже нормы. Наличие мед. отводов. | |
Туалет носа. | Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой. | Нет | |
Бассейн. | «Методика обучения плаванию в детском саду» под ред. Осокиной Т.В. | ОРЗ, ОРВИ, активные формы туберкулеза, некоторые формы заболевания почек, сердца. | |
Солнце (общее t° воздействие на организм) | Прогулка:
| Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади обнаженной поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности процедуры. | лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, t° свыше +30°. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Контроль за оздоровительной работой в ГБДОУ детском саду с аллергическими группами
Контроль за оздоровительной работой вГБДОУ детском саду с аллергическими группами...
Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе на участке детского сада
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...
Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада
laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....
Программа оздоровительной работы с детьми детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»
Программа «Здоровье ребенка в наших руках» направлена на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основной целью внедрения данной программ...
Организация закаливания как часть оздоровительной работы в условиях детского сада
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.Анализ м...
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
консультация для воспитателей...
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада
Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...