«Контроль за оздоровительной работой в ГБДОУ детском саду с аллергическими группами
статья по теме

Сорокина Людмила Александровна

Контроль за оздоровительной работой вГБДОУ детском саду с аллергическими группами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

«Контроль за оздоровительной работой

в ГБДОУ детском саду с аллергическими группами»

Содержание

I. Введение……………………………………………………… 2

II. Основная часть……………………………………….………4

Распределение круга вопросов, контролируемых администрацией………………………..……………………..5

Критерии отбора детей в специализированную

    группу………………………………………………….………6

Лечебно-оздоровительные мероприятия в группе

детей с аллергическими заболеваниями…………..……….,,7

Руководство организацией питания………………………..10

III. Заключение…………………………………………………12

IV. Литература……………………………………………….…13

I. Введение

            Здоровье ребенка – великое благо, сохранить его в современном цивилизованном мире не просто. Болезнь ведет к изоляции ребенка (так как он не посещает детский сад, школу, спортивные секции), нередко – к неприятию сверстниками.

            Достижения последних лет убедительно доказали, что болезнью можно управлять, а опыт показывает, что больной ребенок может не только жить, но и быть активным членом детского коллектива, получать образование в соответствии со своими возможностями.

            Основная концепция Конвенции ООН о правах ребенка, нацеливает на разработку основ медико–психологической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями для их интеграции в общество здоровых сверстников. Комитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет реабилитацию как процесс, цель которого – предотвращение инвалидности в период лечения заболевания и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания.

            Реабилитация в педиатрии имеет свои особенности в связи со своеобразием развивающегося организма ребенка. У больных детей, в отличии от взрослых, реабилитация обеспечивает не только восстановление утраченных функций, но и дальнейшее возрастное развитие всех систем и органов, предупреждая или ощутимо сглаживая задержку или дисгармоничность роста и развития.

            Концепция реабилитационных мероприятий должна базироваться на программе борьбы за ребенка, а не только против болезни. Зеленская Д. И. и Вельтищев Ю. В. (7) считают, что реабилитация должна включать в себя комплекс медицинских и педагогических мер, направленных на максимально полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом понимании.

            Вопросы эффективной профилактики и реабилитации аллергических заболеваний не могут рассматриваться в отрыве от профилактики и реабилитации этих заболеваний. Для каждого ребенка необходим поиск индивидуальных методов оздоровления с учетом факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма к аллергическим заболеваниям.

            На протяжении последних лет отмечаются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Ведущей патологией являются болезни органов пищеварения, аллергические проявления. При таких заболеваниях не последнюю роль играет фактор питания. Так как при пищевой аллергии

основным способом лечения является диета, при ее назначении часто возникает

вопрос о сохранении полноценного рациона и о том, чем можно заменить исключенные виды пищи.

            Рациональному питанию уделяется огромное внимание в  системе оздоровительной работы. Предпринимается целый комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение детей детского сада в рациональном, здоровом питании с учетом существующих принципов рационального питания в соответствии с требованиями государственной политики и медицинской науки в области питания.  

            Организация групп с аллергическими заболеваниями в условиях государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 присмотра и оздоровления Московского района Санкт-Петербурга «Богатырь» имеет целью проведение лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий, направленных на оздоровление детей.

II. Основная часть

            Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации и работе сотрудников дошкольного учреждения.

            Контроль за функционированием и развитием ГБДОУ можно условно представить в виде внешнего и внутреннего контроля.

            Основная цель внешнего контроля состоит в обеспечении социальной защиты каждому ребенку и гарантированном получении им минимума образования, необходимого для нормального развития.

            В рамках внешнего контроля мы провели маркетинговое исследование микрорайона, которое показало, что:

  1. в Московском районе Санкт-Петербурга из числа детей каждый пятый ребенок с аллергопатологией;
  1. здесь есть детский сад № 35 осуществляющий оздоровительную работу с детьми с аллергическими заболеваниями, но в нем нет ясельных групп и очередь записи в этот детский сад составляет несколько лет;
  2. рядом с нашим детским садом находится детская поликлиника № 35, что дает возможность более тесного сотрудничества и быструю, своевременную медицинскую консультацию и помощь;
  3. администрация района откликнулась в помощи и создании нашего детского сада для детей с аллергопатологией.

Внутренний контроль включает в себя:

           - контроль содержания различных аспектов деятельности ГБДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности;

- контроль образовательного процесса.

            Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

            К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  1. Заведующему важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ГБДОУ;
  2. Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;
  3. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
  4. Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
  5. Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
  6. После контроля должно происходить гласное подведение итогов;
  7. Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Распределение круга вопросов,

контролируемых администрацией

 

     Заведующий  контролирует:

  1. работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
  2. выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
  3. проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  4. качество знаний, умений и навыков у детей;
  5. выполнение решений педагогического совета;
  6. сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  7. ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
  8. организацию и осуществление работы с родителями;
  9. финансово-хозяйственную деятельность;
  10. выборочный контроль за работой воспитателей;
  11. результаты мониторинга здоровья.

Старший воспитатель контролирует:

  1. состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  2. выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. работу педагогов и специалистов службы сопровождения;
  4. календарные планы и документацию педагогов;
  5. наличие и хранение детских работ;
  6. работу педагогов по повышению квалификации;
  7. оценивает эффективность форм физкультурно-оздоровительной работы в каждой возрастной группе и в ГБДОУ в целом за определенный период работы;
  8. систематизирует и обобщает материалы диагностик, тестов, анкетирования в разных формах.

Врач контролирует:

  1. состояние здоровья каждого вновь поступившего ребенка;
  2. режим и учебную нагрузку каждого воспитанника;
  3. наиболее эффективные средства оздоровления детей, основываясь на их индивидуальных характеристиках здоровья и уровне физического развития;
  4. медицинский, педагогический и обслуживающий персонал по методикам проведения оздоровительных процедур;
  5. влияние закаливающих процедур на состояние здоровья детей.

     Проводит беседы с родителями о значении гигиенических и закаливающих процедур, дает рекомендации по закаливанию ребенка дома,

проводит мониторинг здоровья.

Критерии отбора детей в

специализированную группу

            В оздоровлении детей с аллергическими заболеваниями важное значение имеет разработка показаний для их направления в специализированную группу. Такими показаниями являются:

  1. Наличие установленной непереносимости ряда пищевых продуктов (молока, яиц, злаков, рыбы, курицы, цитрусовых фруктов и др.), выражающейся в аллергических поражениях кожи, дыхательных путей, гастроинтестинальных проявлениях.
  2. Аллергический дерматит – ограниченная, распространенная, диффузная форма.
  3. Аллергические поражения органов дыхания: аллергический ринит (сезонный, круглогодичный), риносинусит, ларингит, бронхиальная астма.
  4. Сочетание аллергического дерматита с поражением органов дыхания, очагами инфекции ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы.
  5. Аллергические поражения кожи, дыхательных путей и частые острые респираторные заболевания.

            Учитывая большую нуждаемость и одновременно ограниченность мест в таких группах, особое внимание уделяется очередности направления в них детей из районного отдела образования.

           Отбор детей в специализированные группы решается заведующим, врачом, старшей медицинской сестрой и специалистами ГБДОУ. В детский сад дети направляются следующими специалистами: врачом-аллергологом детского городского (районного) аллергологического центра, аллергологом детской поликлиники, участковым педиатром, хорошо знающим аллергологический анамнез, особенности развития ребенка. Направление должно сопровождаться подробной выпиской из истории развития и болезни

ребенка.

           При поступлении ребенка в детский сад врач проводит его углубленный осмотр с антропометрическими измерениями. Данные заносятся в листок здоровья и в личную медицинскую карточку ребенка. Ежедневно медицинская сестра проводит общий осмотр в группе, контролирует соблюдение режима, диеты, выполнения врачебных назначений.

Лечебно-оздоровительные мероприятия

в группе детей с аллергическими заболеваниями

            В комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий одним из важнейших факторов для детей с аллергическими заболеваниями является правильная организация питания в группах. За основу было принято разработанное в детском саду примерное десятидневное гипоаллергенное меню (табл. 1), а также исключение причинно-значимых известных пищевых аллергенов.

            Исключаемые или ограничиваемые продукты – источники белков животного происхождения (яйца, рыба, сыр) – компенсировались увеличением выхода блюд, приготовляемых из мяса, творога.

Предварительная обработка круп и картофеля заключалась в вымачивании в течение 12-18 часов в холодной воде с 2-3-кратной сменой воды.

Таблица 1.

Примерное гипоаллергенное меню для детей.

Дни

Завтрак

Обед

Полдник

1.

Каша рисовая сладкая, булка с маслом, чай,    

фрукты, печенье.

Суп вермишелевый с фрикадельками, капуста тушеная с мясной котлетой, хлеб, компот.

Сырники с джемом, кефир с сахаром.

2.

Печеночное суфле с картофельным пюре, булка с маслом, чай, фрукты.

Суп крестьянский вегетарианский со сметаной, гуляш мясной с макаронами, компот, хлеб.

Пирожки с капустой, чай.

3.

Каша кукурузная сладкая, булка с маслом, чай, печенье, фрукты.

Салат витаминный, рассольник со сметаной, картофельно-мясная запеканка, хлеб, компот.

Творожно-манный пудинг со сгущенным молоком, кефир с сахаром.

4.

Сосиски с картофельным пюре, булка с маслом, чай, фрукты.

Суп гороховый, ленивые голубцы, компот, хлеб.

Булочка с изюмом, сок.

5.

Макароны с тертым сыром, булка с маслом, чай, фрукты.

Салат из капусты, суп овощной со сметаной, картофель тушеный с мясом, хлеб, компот.

Салат из зеленого горошка, чай, булка с маслом, печенье.

6.

Каша гречневая сладкая, булка

с маслом, сыр, чай, фрукты.

Салат из капусты, суп овощной с зеленым горошком на мясном бульоне со сметаной, котлета, картофельное пюре, компот, хлеб.

Творожно-манный пудинг со сгущенным молоком, кефир.

7.

Печень отварная с картофельным пюре, чай, булка с маслом, фрукты.


Щи на мясном бульоне

со сметаной, гуляш с макаронами, хлеб,

компот.

Ватрушка с джемом, чай.

8.

Каша кукурузная сладкая, булка с маслом, сыр, чай, фрукты.

Салат из огурцов со сметаной, суп «Здоровье» на мясном бульоне, ленивые голубцы, хлеб, компот.

Ленивые вареники, кефир, сахар.

9.

Творожно-гречневые биточки со сметаной, булка с маслом, чай, фрукты.

Суп перловый на мясном бульоне со сметаной, овощи тушеные с мясом, хлеб, компот.

Булочка домашняя, сок.

10.

Каша геркулесовая сладкая, булка с маслом, чай, сыр, фрукты.

Борщ на мясном бульоне со сметаной, плов, хлеб, компот.

Овощной салат с зеленым горошком, чай, булка с маслом.

             Коррекция ежедневного меню включает следующие моменты:

  1. Исключение крепких, наваристых мясных супов и бульонов, а также молочных супов. Предпочтение отдается или овощным супам, или супам, готовящимся на слабом мясном бульоне, сметана прокипяченная.
  2. В период поллинации растений у детей с поллинозом учитывают возможную общность продуктов с родственными пыльцевыми аллергенами (табл. 2).
  3. Приготовление блюд производится только путем варки.

Таблица 2.

Возможные варианты родственных растительных аллергенов,

пищевых продуктов

при пыльцевой аллергии у детей.

Этиологический

фактор

Возможные перекрестные аллергические реакции

Пыльца, листья

и стебли

растений

Растительные

пищевые продукты

Лекарственные

растения

(фитопрепараты)

Береза

Лещина, ольха,

яблоня

Яблоки, черешня, персики, сливы, морковь, сельдерей, картофель, помидоры, огурцы, лук, киви

Березовый лист, ольховые шишки

Злаки

Пищевые злаки (овес, пшеница, ячмень и др.), щавель

Полынь

Георгин, ромашка, одуванчик,

подсолнечник

Цитрусовые, подсолнечное семя (масло, халва), мед, цикорий

Полынь, ромашка, календула,

мать-и-мачеха, девясил, череда

Лебеда

Свекла, шпинат

Амброзия

Подсолнечник,

одуванчик

Дыня, бананы,

подсолнечное семя

            В процессе проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий особое внимание обращается на организацию и выполнение режима в группах.

       К нему предъявляются два основных требования:

  1. Щажение детей от контактных аллергенов: ингаляционных, пищевых

и др.

  1. Неспецифическая тренировка защитных и компенсаторных возможностей организма ребенка с аллергически измененной реактивностью.

            Выполнение первого из этих требований достигается неоднократно проводимой в течение дня влажной уборкой, соблюдением режима проветривания, удалением из помещения группы возможных источников аллергенов: цветущих растений, животных, аквариумов, синтетических и шерстяных игрушек, изделий из пуха и пера (постель, подушки), строгим отбором детей для проведения прививок и назначения лекарственных средств, исключением фитопрепаратов. После прогулки на улице все дети сразу умываются холодной водой. 

              Второе направление оздоровления ребенка – использование режимных моментов как средств неспецифической тренировки  - достигается комплексом закаливающих мероприятий (полоскание рта, обширное умывание, хождение по дорожке массажеру и т.д.) и правильным физическим воспитанием.

        В оздоровлении детей с аллергическими заболеваниями важное место принадлежит систематическому проведению комплекса лечебной физкулътуры - дыхательной гипмнастике, направленной на обеспечение дренажной фуккции бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры. 

        Целью проведения специального комплекса дыхательных упражнений является укрепление дыхательной мускулатуры, и прежде всего мышц, производящих выдох, нормализация кровообращения. В оздоровительный комплекс включаются бег трусцой с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания, ходьба с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания с откашливанием.

 Руководство организацией питания

            В положении о детском дошкольном учреждении записано: «Заведующий детским дошкольным учреждением несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, организацию рационального питания…».                      Заведующий, являясь руководителем работы всего персонала, обеспечивает своевременное представление в торгующие организации заявок на необходимые продукты, контролирует деятельность заведующего хозяйством по своевременной доставке продуктов в детский сад, их правильному хранению. Следит за соответствием получаемой продукции действующему натуральному набору продуктов для дошкольных учреждений. Заведующий интересуется также соблюдением санитарно-гигиенических правил при приготовлении пищи, постановкой работы на пищеблоке. Решает вопросы материально-технического обеспечения процессов хранения и приготовления пищи. При необходимости заведующий принимает участие в составлении ежедневного меню – раскладки, производит утверждение меню, необходимую замену продуктов, их списании.

            Важной частью работы заведующего является организация работы Совета по питанию. В него входят заведующий, врач, старшая медсестра, повара, завхоз, представители педагогов и родителей.

Документация по организации питания в ГБДОУ

  1. Картотека блюд;
  2. 10-дневное меню;
  3. Журнал бракеража готовой продукции;
  4. Журнал бракеража сырой продукции.
  5. Меню-требование на текущий день.
  6. Журнал учета натуральных норм за 10 дней на 1 ребенка.
  7. Приказ о зачислении сотрудников на питание.
  8. Табель питающихся сотрудников.
  9. Журнал учета посещаемости детей.
  10.  График раздачи пищи по группам.
  11.  Тетрадь контроля за питанием.                            

12. Тетрадь контроля закладки продуктов на пищеблоке.

III. Заключение

               

            Охрана здоровья ребенка имеет огромное социальное значение. Аллергию называют болезнью цивилизации. Сегодня мы знаем, что ее могут вызвать самые различные, иногда непредсказуемые, причины. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей должна приносить ощутимые результаты.

            Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.  

            Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

            Предложенная статья – дает представление о процедуре контроля как функции управления, о его воздействии на оптимальное решение задач, поставленных перед коллективом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 присмотра и оздоровления Московского района Санкт-Петербурга «Богатырь».

            Анализ эффективности реабилитационных мероприятий в группах для детей с аллергическими заболеваниями осуществляется ежегодно в конце каждого календарного года. Для определения эффективности используются следующие критерии:

  1. Стихание кожных проявлений.
  2. Отсутствие обострения очагов инфекции.
  3. Уменьшение частоты интеркуррентных заболеваний.
  4. Уменьшение в сезон цветения растений выраженности симптомов аллергического воспаления и его продолжительности, снижение чувствительности к причиннозначимым аллергенам по данным кожных проб.
  5. Улучшение показателей физического развития.

      Оценка результатов эффективности комплекса оздоровительно-реабилитационных мероприятий в группе детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольного образовательного учреждения  выявила высокую эффективность предложенных принципов и методов.

IV. Литература

  1. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. – М.: Медицина, 1985.
  2. Балаболкин И.И. Поллинозы у детей. – М.: Прогресс, 1996.
  3. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция.
  4. Васильева Н.В. Аллергия и диатез у ребенка. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Воронцов И.М., Маталыгина О.А. Пищевая аллергия у детей.

     – Л.: Знание, 1990.

  1. Довнар Т.Е. Пищевая аллергия и безопасность продуктов питания (информация для пациентов). – СПб.: Журнал «Нева», 2002.
  2. Зеленская Д.И., Вельтищев Ю.Е. Детская инвалидность. – М., 1995.
  3. Корепанова Н.В., Липчанская И.Л. Контроль функционирования и развития ДОУ. М.: ТЦ «СФЕРА».- 2004.
  4. Подшивалова В.А. Боремся с аллергией. – М.: Советский спорт, 1990.
  5. Смирнова Г.И. Аллергодерматозы у детей. – М.:Медицина, 1998.
  6. Студенкин М.Я., Балаболкин И.И. Аллергические болезни у детей. – М.: Медицина, 1998.
  7. Садовничая Л.Т., Денега С.Н. Лечение и профилактика аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  8. Справочник по диетологии./Е.А. Беюл, В.Н. Будаговская, В.Г. Высоцкий и др.; Под ред. М.А. Самсонова, А.А. Покровского. – М.: Медицина, 1992.
  9. Таточенко В.К., Ботвиньева В.В., Извольская З.А. и др.//Педиатрия. – 1987. -№ 6.
  10. Филиппова С.О. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. – СПб, РГПУ им. А.И. Герцена. 2000.
  11.  Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. – М.: Русский врач, 2001.
  12.  Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П. Новое в реабилитации детей с перинатальной патологией//Педиатрия. –1995. - № 4.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179 с группой «Особый ребенок».

Статья раскрывает квалифицированную помощь учителя-дефектолога, а также его специфику работы  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью осуществляемой по специальной программе дошкольных...

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе на участке детского сада

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет) "Осенние ёжики"

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петрбурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет)"Осенние ёжики". Поделка...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Программа оздоровительной работы с детьми детского сада «Здоровье ребенка в наших руках»

Программа «Здоровье ребенка в наших руках»  направлена  на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основной целью внедрения данной программ...

Организация закаливания как часть оздоровительной работы в условиях детского сада

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.Анализ м...

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...