состояние нравственно-экологического воспитания детей в подготовительной группе
материал (подготовительная группа) по теме

Опыт работы представлен на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostoyanie_nravstvenno-ekologicheskogo.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние нравственно-экологического воспитания детей в подготовительной группе.

        В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, является основой бережного отношения к природе. «Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой; у него -слепота  души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества», поэтому, нужно ли говорить о том, на сколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережливого отношения к окружающему миру?

        В своей работе в подготовительной группе я использую методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную среду ребенка. Это систематические наблюдения и их фиксация в календаре природы, труд по уходу за растениями в уголке природы и на участке детского сада, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и другое.

        С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах. Проводились наблюдения за сезонными изменениями в их жизни. Широко использовались художественные произведения: К.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина, Павлова, Н.Сладкого и др. рассказы В.Бианки «героями», в  которых часто бывают птицы (например, «Лесная газета», « Синичкин календарь») помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.

        На целевых прогулках, занятиях подводила детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, взаимозависимо, и что каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие в лесу). Проводила беседу о  необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточняли, чем и как надо их подкармливать. Предложила детям изготовить дома кормушки для птиц, используя пакеты из-под молока. Дети, приходя в детский сад, рассказывали чем они угощают своих пернатых друзей.

        Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, используя игру «Накормить птиц», цель которой уточнить представление о том, чем питаются пернатые, и научить составлять «меню» для конкретной птицы.

        «Любовь к животному миру – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы – писал Дарвин -. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах». Дарвин утверждал: «Эстетическое чувство, нравственные качества». Большую роль в развитии эстетических чувств, нравственных качеств является экскурсии, прогулки на природу (луг, поле, лес, море, озеро) в разные сезоны. Во время этих прогулок дети учатся наблюдать, «читать книгу природы», накапливать информацию, находить ответы на поставленные вопросы. Придя в лес или в какое-то другое место, наши дети сразу же самостоятельно находят себе объект для наблюдений. Кто-то нашел жука, божью коровку, лягушку, а кто-то наблюдает за поведением муравьев или птиц. Во время таких наблюдений, помогают детям не только осознать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек, разорять птичьи гнезда, потому что это полезные животные. Стараешься внушить любовь к муравью или лягушке – ко всему, что его окружает. Здесь же дети получают своеобразные уроки доброты – цель которых: развивать интерес к природе, формировать положительные эмоциональные отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Дети отвечают на различные вопросы: «что нужно делать, чтобы не пугать животных?», «как ты проявляешь любовь к животным?», «когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?», «чем красив цветок?», «чем удивительна лягушка?» и многие другие.  Таким образом, происходит усвоение элементарных представлений и их обобщений, создание необходимого фундамента, на котором формируется экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотиваций детских поступков по отношению к предметам и объектам природы. Продолжением данной работы явилось знакомство детей с правилами поведения в природе:

  1. С растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья и т.д.)
  2. Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор, от этого гибнет трава, а полянки и лужайки становятся грязными и некрасивыми
  3. При сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми знаний о правилах поведения, в природе используя дидактические игры: «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Мы знаем и любим природу».

Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный материал, который мы постоянно собираем во время наших прогулок, экскурсий. Дети уже могут самостоятельно находить нужный им для поделок природный материал. Во время прогулок на море дети собирают ракушки, камешки, интересные коренья и т.д.  А в лесу – шишки, веточки, сучки, чагу, трутовики, листья, которые по форме их привлекают. Затем в ход идет фантазия, что можно сделать из того или иного материала. На занятиях по кружковой работе учу детей составлять композиции из природного материала для украшения группы, выставки на тему: «Природа и фантазия». Работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «пролить жизнь» растениям, познать их красоту. Но самое главное – это непосредственная погруженность детей в мир природы – это важнейший момент в организации экологического воспитания, позволяющий добиться необходимых результатов.

Составила Бирюкова Е.И. воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад №1 «Березка»

 г.Светлогорск Калининградской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Табигать-тиңсез хәзинә" итоговая деятельность по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе

Экологическая деятельность на татарском языке для детей подготовительного возроста ДОУ. Песни, стихи, игры о природе. ...

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе.

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, охватывающий все сферы деятельности: и НОД, самостоятельную, работу с родителями. А также развиваю...

Содержание уголка нравственно-патриотического воспитания детей в подготовительной группе детского сада

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей ст...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Путешествие по России»

Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление...

Мнемотаблица по музыкальному воспитанию детей в подготовительной группе

Цель: Знакомство с музыкальными театрами и залами города, расширение кругозора, развитие речи ребёнка, укрепление коммуникативных связей "ребёнок-взрослый"....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...