Исследовательская работа "Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Петренко Наталья Степановна

В исследовательской работе представлена интеграция музыкотерапии и цветотерапии, определены цели и задачи, этапы реализации, результаты исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx24.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа.

Тема: «Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-

            эмоциональной сферы дошкольников».

Цель исследования:

          Определить результативность применения цветомузыкотерапии в коррекции и развития психо-эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.

Задачи исследования:

  1. Повысить качество воспитательно-развивающего процесса по музыкальному воспитанию и социализации детей с отклонениями в психо-эмоциональной сфере.
  2. Корректировать и развивать эмоциональные проявления.
  3. Формировать полисенсорный образ окружающего мира.
  4. Формировать и развивать творческий потенциал дошкольника.
  5. Создавать условия для оздоровления детского организма.

Объект исследования:

                Воспитательно-развивающее поле ребёнка-дошкольника.

Предмет исследования:   Интеграция музыкотерапии и цветотерапии.

Автор исследовательской работы:

               Музыкальный руководитель Петренко Н. С.

Научные руководители исследовательской работы:

  1. Педагог-психолог Лабеко Г.А.
  2. Заместитель  заведующего  по учебно-воспитательной работе Севостьянова С. В.

Актуальность проблемы:

 В связи с происходящими изменениями в культурной, нравственной и экономической жизни современного российского общества кроме новых возможностей возникают и новые проблемы в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией.  Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, умело использовать накопленный опыт педагогической науки.

Научное обоснование темы:

О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. В двадцатом веке наряду с великими открытиями в науке и технике терапевтические возможности искусства были подтверждены результатами научных исследований (Р.Блаво, В. Элькин, С. Шушарджан). Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка.

Цветовые воздействия на человека также хорошо известны: цвет влияет на физическое, эмоциональное, психическое и духовное состояние (Г.Шереметева, М.Люшер). Объединив цвет и музыку, мы получили новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальную терапию.

На предварительном этапе исследовательской работы я определила цели и задачи, составила примерную модель деятельности, изучила  литературу по данной теме, выбрала методы исследования: педагогические, психологические, статистические.

На реализаторском  этапе работы составила перспективный план по цветомузыкальной терапии с периодичностью одного занятия в неделю и

32-х занятий на курс (приложение № 2). Подобрала музыкальный материал, согласно рекомендациям изученных авторов:  Р. Блаво,     А. и Д. Слепнёвы, В. Элькин, С. Шушарджан.  Изучив влияние цвета на эмоциональное состояние человека  (Г. Шереметева,  М. Люшер, М. Шевченко), выбрала те цветовые рекомендации, которые  благотворно влияют  на детей в целях релаксации, формируют радостные эмоциональные переживания.

          Совместно с педагогом-психологом и воспитателями  старших и подготовительных к школе групп определили детей, которые нуждаются         в коррекции и развитии эмоциональных проявлений. Провела диагностику детей по цветовым предпочтениям  (методика М. Люшера),  «Особенности межличностных отношений» Рене Жиля, восприятия музыки                        (И. Новоскольцева, И. Каплунова).  Совместно с педагогом-психологом составили психологический портрет каждого ребёнка, определив индивидуальную траекторию развития и создания ситуации успеха.

                 Разработала алгоритм проведения занятия по цветомузыкальной терапии,  который в процессе работы постоянно совершенствуется, с учётом современных ИКТ и педагогических требований к коррекционно-развивающему  процессу в ДОУ.

              Для исследовательской деятельности формируется группа в количестве 7 – 9 детей.  Особенностью занятий по цветомузыкальной терапии является то, что дети рисуют музыкальный образ одним цветом, изредка  используются два цвета, и только в конце курса на последних занятиях даётся полная цветовая гамма.

.  

Алгоритм занятия по цветомузыкальной терапии

Этапы занятия

Образовательная область

1.

Организационный этап

дыхательная гимнастика (Д. Слепнёв)

здоровье

2.

Беседа о цвете

познание

коммуникация

3.

Беседа об окружающем мире

познание

коммуникация

4.

Воздействие цвета на наш организм

здоровье

5.

Психологическая сказка

социализация

6.

Прослушивание музыкального материала

музыка

7.

Аутотренинг

здоровье

8.

Рисование музыкального образа

(повторное прослушивание)

художественное творчество

9.

Психологическая игра

социализация

10.

Завершающий этап

(художественное слово)

социализация

коммуникация

        На занятиях цветомузыкальной терапии царит атмосфера доброжелательности, терпимости, любви. Дети очень любят эти занятия и посещают их с большим желанием. В эмоциональном поле занятия по цветомузыкальной терапии они чувствуют себя свободно и комфортно. Каждый ребёнок проходит свой путь, и все его победы и успехи отмечаются педагогом и товарищами. Постепенно формируются навыки общения в коллективе. Дети учатся уважать чужое мнение, повышается самооценка. Использование классической музыки формирует эстетический вкус. Каждый ребёнок имеет возможность проявить и развить творческий потенциал. В конце курса цветомузыкальной терапии совместно с педагогом-психологом поводится мониторинг результативности исследовательской работы.  Положительная результативность  очевидна: к концу курса цветомузыкальной терапии дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и эмоциональное сопереживание музыки.

Для того чтобы добиться желаемых результатов, необходимо учитывать личность педагога-музыканта, его заинтересованность в данном виде исследовательской работы, творческое вдохновение.  Необходимо учитывать наличие таких качеств как любовь к детям, толерантность, выдержка и спокойствие, умение организовать детский коллектив и повести к достижению цели.

Мониторинг 

результатов исследовательской работы

«Цветомузыкальная терапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»

2008-2009 учебный год (9 детей)

Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии,

низкой самооценки

Низкий уровень эмоционального сопереживания музыки

Проблемы

в личностно-

социальных отношениях,

гиперактивность

66,7% - начало уч. года

(6 детей)

33,3% - конец уч.года

(3 реб.)

77,8% - начало уч. года

(7 детей)

55,6% - конец уч. года

(5 детей)

100% - начало уч. года

(9 детей)

66,7% - конец уч. года

(6 детей)

2009 -  2010 учебный год  (10 детей)

 Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии,

 низкой самооценки

Низкий уровень эмоционального сопереживания музыки

Проблемы

в личностно-

социальных отношениях,

гиперактивность

60% - начало уч. года

(6 детей)

30% - конец уч. года

(3 реб.)

90% - начало уч. года

(9 детей)

50% - конец уч. года

(5 детей)

100% - начало уч. года

(10 детей)

60% - конец уч. года

(6 детей)

2010 – 2011учебный год (8 детей)

 Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии,

низкой самооценки

Низкий уровень эмоционального сопереживания музыки

Проблемы

в личностно-социальных отношениях,

гиперактивность

50% - начало уч. года

(4 реб.)

25%  - конец уч. года

(2 реб.)

87,5% - начало уч. года

(7 детей)

50% - конец уч. года

(4 реб.)

100% - начало уч. года

(8 детей)

50% - конец уч. года

(4 реб.)

Вывод: По результатам мониторинга наблюдается позитивная динамика коррекции и развития психо-эмоциональной сферы, положительные результаты в развитии эмоционального сопереживания музыки дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через ег...

Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму

Развитие психо-эмоциональной сферы ребёнка через пантомиму...

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"

План по самообразованию педагога-психолога на 2016-2021 год по теме: "Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму"

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму. Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, ко...

Сказки для коррекции и развития эмоционально - волевой сферы дошкольников

Сказка  - лекарство для детской души!Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать ...

Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ

Программа по самообразованию педагога - психолога. Тема : "Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников с ОВЗ"....

"Применение ИЗО - терапии в коррекции и развитии компетенций эмоциональной сферы у дошкольников "

Изотерапия  -  одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобожден...